01.10.14
На экскурсию с таким добродушным названием мы отправились воскресным июньским утром. Что же ожидало нас в пути? Ожидание непременно, определенно что - то очень хорошего и нового. Природа будоражила сознание своим зеленым великолепием. Деревья, кусты, трава мелькали за окном, теряясь в облаке дорожной пыли. Да, именно дорожная пыль, так как дорога в деревню не заасфальтирована, натуральная – щебень и песок и немножко глины. Но это ничуть не изменило нашего хорошего настроения.
Первая наша остановка – мост, недалеко от деревни Шварево. Живописный вид – река, природа, рыбак на берегу, похоже вот – вот что – то поймает. Уж очень он сосредоточен и важен.. На фоне чудесного пейзажа у экскурсантов возникло желание провести фотосессию.
Мы продолжили свой путь дальше – посетили Городище.
Упоминание есть в писцовой книге Кайсарова (1623/4 гг.). Он выделяет Городищенский округ в Усольском уезде, в который входило: 18 деревень, 8 починков, во всех них вместе с погостом 135 дворов пашенных крестьян, 5- беспашенных, 2- бобыльских, 7- пустых, людей в них 205 муж. п.
Знаменская церковь 1750г. Расположена в центре с.Городище на склоне холма. Городище – древнее поселение Прикамья, уже в 1579г. здесь были деревни Березникова, Зубкова и Кулакова. Летняя Знаменская церковь была построена в 1750г. С 1759 по 1780г. шло строительство колокольни. Церковь одноглавая на подклете, с двусветным основным храмом. Облик четырехярусной колокольни напоминает не дошедшие до нас колокольни соликамских храмов. В интерьере сохранился иконостас с иконами VIII-XIX вв.
Городище - тип археологического памятника, укрепленное поселение. Охватывает памятники от энеолита до средних веков (XVI – XVII века). Это термин употреблялся в русских летописях. Городище – русское название укрепленных поселений, обнесенных земляными валами. Как правило, Городище размещалось в труднодоступных местах: на мысах берегов рек и ручьев, иногда среди болот. С напольной стороны укреплялись искусственными сооружениями: земляными валами (в более позднюю эпоху – каменными стенами) и рвами. Вершина вала так же, как и край площадки городища, укреплялась деревянными высокими стенами типа частокола или стены из горизонтальных бревен, вложенных между вертикальными столбами.
Деревня небольшая, но признаки жизни в ней есть. Крик петуха, шум работающего трактора, потрясающе красивый кедр, которому наверно не одна сотня лет. Ствол кедра смогли бы обхватить человека три, не меньше, взявшись за руки.
Время экскурсии, к сожалению ограничено, и нам необходимо двигаться дальше. Следующая наша остановка – деревня Верхний Кондас. Тишь и благодать. Отсутствие цивилизации подтверждено молчанием мобильного телефона и совсем не потому, что он отключен, а по причине тревожной надписи на экране SOS, единственного киоска с небольшим ассортиментом продуктов. Экскурсанты, прослушав общую информацию о деревне, разошлись в разные уголки, одни уже спустились к речке, группа других присела на березовые чурки немного подкрепить свои силы вкусными припасами.
Деревенская идиллия – тишина и благодать. Пение птиц, уже знакомые крики петуха, негромкий лай собак – деревня живет своей, таинственной жизнью. Наш приезд не вызвал ни удивления, ни любопытства со стороны местных жителей.
Возвращаясь обратно, на мосту через Усолье мы встретили дружную семью - утка с 4 утятами переходили дорогу, быстро перебирая лапками. Что удивительно, два утенка слева от матери и два справа, детишки спешили, не отставая от матери ни на шаг. Вежливость водителей автомобилей очень порадовала, каждый из них сбавлял скорость и пропускал семейство, может быть, подсознательно ощущая благодарность всему утиному семейству за создание земли – матушки для жизни человека. Такое отношение к утке с утятами невольно напомнило миф народов Коми об Утке – прародительнице.
Утка снесла 6 яиц. 4 утонули в озере. Из двух вылупились утята – Ен и Омоль. Два противоположных начала – добро и зло. Утка обратилась к утятам: «Достаньте яйца со дна и разбейте о мое тело». Сама поднялась высоко и камнем опустилась вниз – погибла, разбилась, превратилась в сушу, землю. Утята достали яйца и разбили о землю. У Ена произошло сотворение растений и небесных светил, олицетворяющие добро и благодать, а у Омоля - ночь и служители лиха. Впоследствии превратились в людей. Далее Ен создал полезных, домашних животных, а Омоль - хищных, диких животных. Впоследствии Еном был создан мужчина, а Омолем – женщина. Но жизнь в женщину вдохнул Ен.
В художественной экспозиции Березниковского историко-художественного музея выставлена картина Жанны Заграбовой «Утка – прародительница» ватман, акварель, 2010 год.
Прохладным дождливым утром мы отправились в очередную экскурсию по окрестностям г. Березники. Наш путь лежал в деревню Березовку на Каме.
В пути мы остановились на мосту через реку Лексырья. Река Лексырья – живописная, с густыми прибрежными зарослями привлекает, очаровывает любого обывателя. Растительность отражается в водном пространстве, как в зеркальном полотне. Чудная, сказочная красота была бы намного ярче, со слов нашего экскурсовода Геннадия Ивановича, если бы не серые тучки над нами. Глядя на речку, складывается впечатление, что именно здесь была создана картина про Аленушку на камне, вот - вот она только сидела и ушла или наоборот скоро придет и присядет на камушек, склонив свою прелестную голову и опустив глаза.
В старинной деревне Ощепково при въезде нашему взору представляется школа со 100- летним юбилеем. Дата постройки – 1913 год. Это была первая школа в Пермской губернии в каменном исполнении. Интересен тот факт, что обучение в школе проходило аж до 2008 года. В ощепковской школе учился Герой Советского Союза – Валентин Елькин, его именем названа площадь в г. Усолье.
Интересна своей историей и старая деревянная церковь – построенная в начале XX века. К сожалению, церковь уже серьезно разрушена. Рядом с церковью – кирпичная колокольня. Несоответствие деревянной церкви и кирпичной колокольни объясняет тот факт, что жители деревни несколько переусердствовали и заказали колокол весом 106 пудов. Естественно деревянная колокольня такого веса выдержать бы не смогла, поэтому решено было создать кирпичную колокольню.
По пути нашего следования мы проезжали мимо деревни Левино. И здесь нас очаровала удивительной красоты природа. И воздух свеж, и небо голубое. Глаз радуется, а душа поет.
Березовка на Каме является частичкой Строгановской вотчины. Первые упоминания относятся к 1623 году. В 1629 году Строгановы пожаловали земли нынешнего поселения Березовка на Каме, расположенные по берегам Кондас и Сирья, Пыскорскому монастырю. Деревня располагалась на высоко, крутом берегу реки Сирья. В 1858 году построили первую церковь, с этого времени деревня приобрела статус села - Березовское Слуда. От этих названий и произошло название современного села Березовка. «Слуда, слудка – высокая, покрытая лесом гора, с крутыми склонами, её очень сильно видно издалека». Существует иная версия происхождения названия. Деревня располагалась на так называемой «березовой гриве», так у праславян называлась вытянутая гора, покрытая березовым лесом.
Березовка на Каме – настоящее название поселения. Многие гости задаются вопросом, почему именно Березовка на Каме. Это связано с тем, что в Пермском крае две Березовки. Одна центр Березовского района на юге Пермского края, а Березовка на Каме расположена на севере Пермского края, на реке Сирье – правом притоке реки Северный Кондас, который в свою очередь впадает в реку Кама.
На въезде в Березовку величественно встречает гостей великолепный кедр с многовековой историей. Великан был когда- то обхватом в 7,5 метров и чуть было не попал в историю как самый объемный кедр, но судьба распорядилась иначе – детишки, жарившие семечки в рядом стоящем доме устроили пожар. Естественно кедр в книгу Рекордов Гиннеса не попал, потому что часть сгорела.
В Березовке на пригорке стоит старинная деревянная церковь. Она уже недоступна для посещений в связи с приличным износом, подходить к ней, а тем более находится в ней не безопасно. А рядом жители деревни выстроили часовню. При школе открыт Музей Космонавтики, в связи с событием 1965 года – вынужденной посадкой космонавтов Леонова и Беляева.
В школе идет ремонт, но в музее для нас провели интересную и познавательную экскурсию.
Следующий пункт нашего назначения - деревня Щекино.
Из истории: Село Щекино (Щекинское), прежняя деревня Галина (Галинское) на реке Галя, правом притоке Северного Кондаса. Починок Щекинский в письменных источниках упоминается в 1647. Был основан выходцами из деревни Коминой (Комино). С 1975 года починок называется деревней, а в 1835 ему присвоен статус села. В основе названия прозвище «щека», согласно словарю Даля «щека» - бойкий человек, говорун. Еще один вариант названия более прозаичен. В реку Галю, на которой стоит село, впадает Щекинка – быстрая, говорливая речушка. Поэтому село назвали Щекино.
В 1886 в Щекино была построена православная церковь деревянная на каменном фундаменте под железной крышей. В 1892 церковь вместе с колокольней обшили тесом и обнесли деревянной оградой. В селе были школа грамоты две торговых и одна казенная винные лавки, мукомольная мельница.
При въезде в деревню обращаем внимание на поле, с красивой оградой. При входе в ограду видим крест. На нем надпись: «Никольская церковь была построена в 1886 году на средства прихожан С.И. Дворниковым. В 1892 церковь и колокольня были обшиты тесом и обнесены оградой. В 1920 году церковь была закрыта, но службы продолжались до 1937 года. Летом 1939 года от удара молнии церковь сгорела».
На обратной дороге, возвращаясь в Березники, мы заехали в деревню Кокуй. Немного не доехав до деревни, в поле мы увидели, как пасутся коровы и среди них очень больших размеров и необычной коричневой окраски свинья, а может быть и хряк. А вот и колодец с чистой студеной водой, но надо еще умело водицы набрать, правильно опустив ведро в колодец. Естественно, городскому человеку не всегда удается это сделать правильно и наше ведро полно холодной, но мутной воды.
Возвращались экскурсанты довольные увиденным в пути, многим очень хотелось продолжения, и очень часто задавались вопросы о настоящей экскурсии и последующих мероприятиях. Огромное спасибо экскурсоводу Веревкину Геннадию Ивановичу!
Июльское небо не радовало горячим и ярким солнцем. Прохладный дождь не испугал экскурсантов, и мы отправились в путь. Один из первых пунктов назначения – поселок, названный в честь отважного летчика Чкалова. А ранее этот населенный пункт назывался «Адамова гора», вплоть до 1939 года. В былые времена здесь было очень много бараков, от которых не осталось и следа. Все больше на этой земле садоводческих товариществ. В лесочке близь Чкалова излюбленное местожительство гадюк, укус которых не смертелен для человека, но очень болезненно проходит выздоровление, если сие событие произойдет. Частенько, не прошеные гостьи, заползают в прилежащие к лесу садово-огородные участки.
А мы отправляемся дальше – по пути делаем остановку на мосту через речку Лёмва, и в местечке, где раньше располагалась деревня Балахонцы. «Строгановы добывали соль во многих местах России, в том числе на Волге в Усолье балахонском. Рассолы там стали слабыми, и решили часть рабочих мест перевезти на р. Лёмву. Так появилась деревня Балахонцы. П.И. Мельников – Печерский, проезжая в 1839 году по романовскому тракту, писал: «По дороге нам попалась деревня Балахонцова, населенная выходцами сиз Усолья Балахонского, привлеченными сюда богатством соляных ключей здешнего края»» (Романовская земля: между прошлым и будущим. 2014 год)
Володин камень. Люди здесь жили издавна, раскопки археологов нашли предметы быта и металлургического сооружения VII – IX нашей эры, к тому же периоду относятся и найденные предметы Пермского звериного стиля. Пермские историки Головчанский и Мельничук в книге «Строгановские городки, острожки, села» пишут: «средневековое древних коми Володин Камень (IX - - XIV вв.) видимо прикрывающее когда–то выход вогульских отрядов в бассейн р. Камы, где обитало древнее финно-пермское население. Деревня первоначально называлась Камень, эпитет Володин появился в 1919 году якобы в честь жертвы белобандитского террора. От деревни открывается живописный вид на долину реки Яйвы и окрестные поля.
В 30 километрах от Березников, на реке Яйва, притоке Камы, раскинулось старинное село Романово. В недавние советские времена здесь был колхоз «Большевик», работал лесхоз. С 1980 года близ села действует нефтепромысел «Уньва» ООО «ЛУКОЙЛ ПЕРМЬ». Сегодня в Романово проживает 800 человек, работают школа, библиотека, Дом культуры, есть магазин и своя хлебопекарня. Главная достопримечательность – церковь постройки 19 века, один из немногих храмов, действовавших и в советское время.
В переписях Перми Великой ямская станция Романовская на сибирском тракте упоминалась уже, а 1579 году. Грамотой царя и Великого князя Федора Алексеевича воеводе Соликамскому и Чердынскому, князю Федору Юрьевичу Борятинскому, предписывалось построить при ней для « бояр и воевод и всяких приказных людей, послов и посланников, детей боярских и проезжающих сибирских служивых людей с денежными и товарными казнами, и ссыльных людей», постоялый двор. В 1601 на пути к месту заточения – селу Ныроб побывал боярин Михаил Никитич Романов, осужденный по подозрению в покушении на царя Бориса Годунова. Впоследствии рядом с ямской станцией выросла деревня, превратившаяся впоследствии в село.
Село Романовское баронской вотчины Строгановых упоминается уже в документах начала 18 века. Жители его занимались заготовкой строевого леса, «выжигом» угля, поставкой дров и сена на усольские соляные промыслы Строгановых, а впоследствии Голицыных, Шуваловых, Всеволжских и Лазаревых, строили баржи и речные суда. Лесопильный завод Шувалова существовал здесь до начала 20 века. Славились романовцы и своими рудознатцами. Легенда о происхождении названия селения говорит о неком беглом крепостном Романе, якобы открывшем медный рудник. По руднику, носящему название Романовский, и село было названо Романовским.
В 50 – х годах 18 века в связи с передачей уральских казенных предприятий придворным сановникам Пыскорский завод перешел к графу М.И. Воронцову. В село Романовское «на случай возобновления и разработки казенных рудников» было переселено около 20 семейств мастеровых из Дедюхина и Пыскора. Вернувшийся в казну завод не стали запускать на полную мощность «по слабости руд», а в 1829 году и вовсе остановили. Мастеровые же, как государственные крестьяне, так и остались жить в селе.
По земским реформам второй половины 19 века село Романово стало волостным центром, включающим 11 деревень: Палашер, Белая Пашня, Вогулка, Сметанино и другие.
В 1895 году в волости числилось 1083 жителя, в Романово – 302. В 1917 году в селении было 108 дворов и проживало 502 жителя. Там помещалось волостное правление, жил волостной старшина, развивалось кустарное производство по обработке металлов, камня, глины и мелкое животноводство, работали торговые заведения Ильиных, Макарова, Чебыткина, Шиловый. В 1863 году соликамский купец Ястребов и осинский купец Кончев открыли в Романово питейные заведения. Ставшие популярными заведения впоследствии никак не удалось закрыть. По инициативе лесничего Борисова было создано «Общество трезвости» и организована бесплатная библиотека.
С 1881 года в селе действовало одноклассное земское начальное училище. Дети, в количестве 30 – 40 человек обучались Закону Божьему, математике, азбуке, чистописанию.
Побывавший в селе в конце 19 века писатель – драматург В. Немирович – Данченко в путевых записках «Кама и Урал»(1890) отмечал: «напрасно я думал встретить здесь дичь и глушь почти первобытную. Оказалось, что года за два действительно на каждого, кто появлялся сюда, романовцы смотрели, разинувши рты; но теперь патриархальная простота была отменена и предпочтена цивилизации, выражающейся в пении лакейских песен и ношении «городских» платьев…».
В ноябре 1831 года село постигло большое несчастье – сгорела деревянная приходская, во имя Сретения Господня, церковь, построенная в начале 18 века. Лишь спустя 10 лет после пожара, договорившись о долевом участии, солепромышленники Строгановы, Голицыны, Лазаревы начали строительство нового храма.
В 1847 году кладка стен церкви и колокольни была в основном закончена. Но оказалось, что средства на строительство превзошли первоначальную сумму и составили 7600 рублей серебром. Правления солепромышленников отказались от дальнейшего финансирования. 20 лет храм был в недостроенном состоянии. Фактически без крыши, окон и дверей здание, под воздействием дождя, снега и ветра разрушалось.
Помог неожиданный случай. В 1864 году в селе остановился Семен Давыдович Абамелек. Семен Давыдович прислушался к просьбе селян, позднее сумел убедить промышленников о возобновлении строительства.
Уже к концу 1866 года здание церкви было покрыто железной крышей и оштукатурено, возведены главки и установлены кресты, в помещениях настланы полы и сложены печи. Внутренне украшение взяло на себя правление Лазаревых: под непосредственным наблюдением управляющего Константина Наугольных была закуплена церковная утварь, по проекту техника Николая Быдарина пермским мастером Евстафием Брезгиным выполнен иконостас.
Пермская иконостасная мастерская Брезгиных в свое время пользовалась широкой известностью, как в Пермской губернии, так и в Зауралье. Одна из немногих сохранившихся работ мастеров – романовский иконостас уже более 140 лет украшает храм. Иконы для иконостаса и главную храмовую икону – Сретение Господне – князь Семен Давыдович заказал петербургским художникам. По свидетельству очевидцев, все убранство церкви оценивалось в то время в 3 тысячи рублей серебром.
Освещение Романовской Церкви во имя Сретения Господня состоялось 31 января 1867 года. В благодарность за помощь в строительстве и устройстве храма Пермская епархия преподнесла Семену Давыдовичу Абамелеку икону Христа Спасителя в позолоченной ризе и благодарственный памятный адрес.
В пяти километрах от села, в лесу, находится еще одна местная достопримечательность – святой источник и часовня в честь Николая Чудотворца.
По распространенной здесь легенде, в 1914 году там побывала Великая княгиня Елизавета Федоровна – старшая сестра императрицы Александры Федоровны и вдова великого князя Сергея Александровича, сына императора Александра II. «Княгиня заболела, и ей было видение, в котором благословлялось поехать в Малое Романово и искупаться в святом источнике…..». Поводом для создания легенды послужила паломническая поездка Елизаветы Федоровны по святым местам Урала с 11 по 20 июля 1914 года. Хронограф, по минутам фиксировавший путешествие августейшей особы, отмечает ее пребывание в Белогорском монастыре, храмах Перми, но ничего не сообщает о селе Романово.
Вероятно, в памяти людской произошло наложение двух событий: ожидание несостоявшегося приезда в Пермь и село Ныроб царской четы(1913), желавшей посетить место «умучения» боярина Михаила Никитича Романова, и паломничество Елизаветы Федоровны.
Церковной святыней называют сегодня и икону Казанской Божьей Матери Сретенской церкви.
Обретенная относительно недавно во время расчистки старых икон, хранившихся на колокольне, она несет утешение и чудо – творящую силу верующим. Возможно, именно Матерь Божья уберегла храм от недавно постигшего несчастья: в ночь с 2 на 3 марта 2013 года произошло возгорание. Пострадали пол и потолок.
Сегодня сретенская церковь в селе Романово нуждается в помощи прихожан и всех верующих.
Из истории
Е. Н. Шумилов указывает, что Вогулка – поселок на Яйве известен с 1788 года как деревня Вогул (князей Шаховских). В 1823 года графиня Варвара Шувалова(урожденная Шаховская) основала здесь Вогульскую лесопильную мельницу (фабрику) в 1852 году уже Вогульский завод, на котором строили баржи и речные суда. Лесопильный завод Шувалова существовал здесь до начала 20 века.
Вогулка – деревня возникла давно в 1831году, получила свое название от реки, на берегу которой основана. В деревне находятся: православная часовня, лесопильная фабрика графа Шувалова и земский перевоз через реку Яйву. Из «Указателя к карте Соликамского уезда» И.Я. Кривощекова, узнаем, что в Вогулке «Жители Вогулки в основном плотники и столяры: при малоземелии и бесплодии почвы ремесла эти дают населению средства к существованию. Населена русскими, вогулов давно не было. В 1927 году было 39 дворов и 197 жителей. В 1969 году уже только 203 жителя.
Романовская волость, к которой относилась и деревня Вогулка, готовила для солепромышленников в основном сено, дрова и древесный уголь, занималась заготовкой строевого леса, добывала медную руду.
В 1980 годы недалеко от деревни начало разрабатываться Уньвинское месторождение нефти, где нашли применение своему труду многие вогульчане.
Всю поездку нас сопровождал дождь и лишь к самому концу, когда мы возвращались в Березники, выглянуло яркое солнышко, улыбалось вслед нашему автобусу, пробуждая надежду на то, что летние теплые деньки все–таки будут…
Литература: