Выставка "Мимолетность"

02.07.12

Vergänglichkeit. Мимолётность. Искусство Валентины Константиновой-Евлентьевой.

Меня всегда волновал вопрос: в чём заключается загадка искусства, творимого женщиной? В сравнении с «мужским» искусством, женских имён в изобразительном творчестве не так уж и много. На протяжении многих веков, «женским» искусством было лишь шитьё литургических тканей и другое рукоделие.

Человеческая память сохранила нам имя сестры нидерландских мастеров, авторов знаменитого Гентского алтаря- братьев Губерта и Яна ван Эйков, изобретателей техники масляной живописи - Маргареты ван Эйк (15 в.), которая известна как первая в истории европейского искусства женщина-художница.

С тех пор многое изменилось, и изобразительное искусство пополнилось женскими именами. Художницам-женщинам подвластны теперь все жанры, да и «рукомесло» они не забывают: надо отдать должное, в современном дизайне всё же лидирует прекрасный пол. Но хочется всё же постичь мотивацию и особенности женского творчества в изобразительном искусстве, определить их место и роль.

Произведения Члена Союза художников России Валентины Константиновой-Евлентьевой дают замечательный повод для размышления на эту тему. Работая по преимуществу в жанре женского портрета, художница, по - существу, заняла нишу, которая в наши времена не занята никем. И в этом – замечательный мотив для вдохновенного творчества.

Целая значительная серия женских портретов, выполнена ею в технике пастели, акварели, других графических материалах. Ими автор владеет виртуозно, проявляя способность добиться видимой лёгкости. Однако, зритель может и не догадываться, как трудно найти выразительную линию в беглом портрете. Как непросто в эти мимолетные образы, рождающиеся в пределах белого листа, вдохнуть живую душу. А художнице это удаётся.

Перед нами проходит целая галерея импозантных, и не очень, но всегда поразительно прекрасных женских образов. И это можно понять, как следование лучшим традициям гуманистического искусства, где женщину слегка приподнимали над прозаической материей, и посвящали ей сонеты и романтические чувства.

Но есть и ещё некое свойство женских портретов Валентины Константиновой-Евлентьевой. Это тонкое понимание женской судьбы. Любой внешний лоск не спрячет грустинки, а это в работах художницы встречается часто, в глазах прекрасных моделей, которые отражают вместе с тем несомненную сердечность, тоску по рыцарской любви, высокое нравственное начало.

Неслучайно, ключом ко всей серии можно было бы назвать графический лист, где женский лик несёт в себе печать Богородичного образа. В нём сила экспрессии особенно велика. Безмерные страдание и любовь отражаются в нём. И мы вдруг, вслед за художницей, постигаем смысл подлинного места женщины в этом мире: быть хранительницей, утешительницей и молебницей за мужей и сыновей, с которыми, подчас, приходится надолго расставаться. Так неожиданно открывается душа мастера, которая, как будто бы скрывает за видимым восхищением прелестной натурой, чувство понимания, участия и сострадания.

Художница дарит красоту своим моделям, компенсируя тяготы и тернии на земном женском пути, а никто не свободен от них. В этой тонкости понимания, наверное, и заключается смысл искусства, творимого женщиной, тайна обаяния художницы Валентины Константиновой – Евлентьевой и теплота её графических произведений.

Выставка открыта для посетителей с 27.06 по адресу: г. Усолье, ул. Спасская, 14 музей «Усадьба кн. Голицыных».

Алексей Решетов

на открытии выставкихудожники Березников

Женский портрет

Лариса Коржавкина, искусствовед, заслуженный работник культуры Российской Федерации

Работает на: Amiro CMS