Ст. науч. сотрудник МБУК БИХМ им. И.Ф. Коновалова
Соснин В.А.
Тяжелая ситуация в продовольственной и сырьевой сфере в начале Великой Отечественной войны в первую очередь связана с немецко-фашистской оккупацией наиболее развитых в агропромышленном плане регионов, где находилось 47% посевных площадей, 38% общей численности крупного рогатого скота и 60% всего поголовья свиней, производилось 38% довоенной валовой продукции зерна [1]. В аграрном производстве в Молотовской (Пермской) области с первого года войны началось стремительное сокращение производственных мощностей, пашенные площади уменьшились с 48, 6 тысяч га (в 1941 году) до 16,5 тысяч га (в 1944 году), площади для выгона скота составили лишь треть от довоенного уровня [2, с. 39, с. 43]. К 1943 г. вся посевная площадь Ворошиловского (Усольского) района равнялась 20 688 га, из них 16 412 га было засеяно зернобобовыми культурами, на 1613 га выращивался картофель, 376 га были отведены под овощи и 59 га под технические культуры [3, с. 123].
Кроме того, основным источником для пополнения армейских частей и рабочих коллективов была мобилизация работоспособного мужского и женского сельского населения. Согласно Всесоюзной переписи населения 1939 года, в сельской местности Пермской области проживало 170,2 тысяч мужчин, в 1942 году было равно 52,8 тысячам, а в следующем оно сократилось до 38,8 тысяч [2, с. 46-47]. В 65 колхозах Ворошиловского района Молотовской (Пермской) области за 1943 год числился 11 761 человек, из них 816 мужчин и 3615 женщин трудоспособного возраста, 1491 подросток [3, с. 123].
Для восполнения потерянных материальных и рабочих ресурсов неоднократно призывались на сельскохозяйственные работы жители городов.
Уже 2 июля 1941 года издается постановление № 1802 Совета народных комиссаров СССР «О привлечении учащихся 7-10 классов неполных средних и средних школ к сельскохозяйственным работам» [4]. Другим важным документом стало Постановление Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП (б) от 13 апреля 1942 года № 507 «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей». Последующие правительственные решения с 1943 по 1945 год подтверждали правовое действие данного постановления. Согласно п. 1, совнаркомам союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам разрешалось привлекать в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ 1942 года в порядке мобилизации на работу в колхозы, совхозы и МТС (машинно-тракторные станции) в том числе и учащихся 6-10 классов неполных средних и средних сельских и городских школ. В сформированные группы раздельно направлялись мальчики и девочки во главе с учителями. Продолжительность рабочего дня устанавливалась от 6 до 8 часов [5].
Как правило, мобилизация учащихся школ происходила в период летних каникул и сбора урожая, поэтому начало нового учебного года переносилось на октябрь. Из учащихся формировались отдельные звенья и бригады. К ученикам выдвигалось требование – соблюдать правила внутреннего распорядка сельхозпредприятий. В свою очередь, руководство колхозов обязывалось обеспечить прибывших на работу жильем и питанием.
Переход народного хозяйства на военные рельсы сказался на образовательном процессе, в 1941 и 1942 годах в школьную программу были введены дисциплины по обучению рабочим специальностям и учебные курсы по агрономии.
Преподаватель биологии Рассохинской неполной средней школы Н. Поспелов сообщал, что его ученики в пятых классах изучали овощеводство, в шестых – плодово-ягодное садоводство и выращивание технических культур, в седьмых – животноводство. Выпускники 7 классов уже могли заменить работников животноводческих ферм [6, с. 2]. Так как в 1944 году в Ворошиловском районе недоставало 236 животноводов, семиклассников освобождали к страде для выполнения уборочных работ [7, с. 58]. При помощи юных специалистов колхозы осваивали культуры кок-сагыза, махорки, сахарной свеклы и др., увеличивали площадь под посевы овощей, разбивали небольшие плодово-ягодные сады.
Согласно данным Я. Е. Чадаева, к июлю 1942 г. в 37 автономных республиках, краях и областях РСФСР свыше 1 миллиона школьников окончили курсы механизаторов, из них 158 122 человека получили специальность тракториста, 31 240 — комбайнера[1]. В городских школах Березников, ввиду отсутствия материальной базы, изучение трактора и комбайна прошло чисто формально, городские школьники оказались подготовлены только к ручным сельскохозяйственным работам [8, с. 441]. В отличие от «горожан» большая часть учащихся сельских школ работала во время весеннего сева на полевых работах трактористами, прицепщиками (работниками, обсуживавшими сеялки, косилки, прицепные грабли), бороноволоками (работниками, проводившими боронование пашни после сева или пахоты). Всего по области было подготовлено: трактористов - 2035 человек, комбайнеров - свыше 200 человек, ручным работам обучено 160 тысяч [8, с. 442].
Директор Усольской средней школы В. Зыков сообщал: «Ученики 7-8 классов изучили агротехнику, 9-10 классов ‒ трактор, с учениками 6 классов проведены занятия по агроминимуму. Всего в колхозы поедет 276 человека». Итогом организационной работы в учебном заведении стало укомплектование 12 бригад, в том числе агитбригады и бригады трактористов. В каждой бригаде из числа учащихся был выделен санитар и агитатор, за руководство бригады отвечал учитель [9, с. 2].
Учащиеся Усольской средней школы в количестве 59 человек, трудившиеся на колхозных полях, заработали 2500 трудодней1в течение 35 дней. Лучшей была объявлена бригада Опутина из 10 человек, так как она за 25 дней выработала 500 трудодней в сельхозартели «1 Мая» Щекинского сельсовета. Наилучшие показатели были у ученицы 7 «Д» класса Корзняковой (44 трудодня), а в бригаде М. В. Зубаревой, работавшей на полях сельхозартели «3-я Пятилетка» (Лубянский сельсовет), ‒ ученики Петров и Болюкин[10, с. 1].
О трудовом героизме учащихся говорят следующие факты. Ученица Рассохинской неполной средней школы Ира Швецова (6 класс) заработала за лето 113 трудодней, Мария Мачихина (5 класса) – 73 трудодня, а первоклассница Нина Федосеева – 45 трудодней. Трудившиеся во время летних каникул ученики Пимшинской школы Вася Мечков и Ваня Бушмакин во время сенокоса работали на косилках, а после жнали на жатках, и за перевыполнение установленных норм были премированы сельсоветом. Учащиеся Палашерского колхоза организовали охрану урожая, а ученики Романовской школы (Вася Пашихин, Коля Сажин, Володя Некрасов) «без устали работают на бороньбе, помогая колхозу быстрее закончить сев озимых» [11, с. 1].
Не отставали от старших товарищей школьные и пионерские отряды. В Пешковском колхозе имени Сталина работал на полях школьный отряд Орлинского детского дома № 23 в количестве 33 человек. За 14 дней отряд выработал 498 трудодней. Во всесоюзное социалистическое соцсоревнование включались целые коллективы как школ, так и детских домов. Воспитанники Орлинского детского дома № 23, вызывая «на бой» школьные отряды Орлинской средней школы, взяли на себя следующие обязательства:
Добиться выработки не менее 65 трудодней на каждого школьника при отличном качестве работы;
Всему школьному отряду выработать за лето 1942 г. не менее 2 200 трудодней;
Показать свою организованность и трудовую дисциплину в работе на колхозных полях;
Проводить культурно-массовую работу для колхозников: читку газет, оформление стенных газет, организовать 3 выступления художественного кружка детской самодеятельности.
Результатом работы отряда Орлинского детского дома стала выработка 498 трудодней [12, с. 2].
Заведующая районного отдела народного образования А. Хомякова писала: «Отряд учащихся Орлинской средней школы под руководством учительницы товарища Кравец в количестве 6 человек, работая на полях Верх-Кондасского колхоза, за 12 дней выработал 92 трудодня. Другой отряд (14 человек) в Епишинском колхозе «Расцвет» выработал 5 дней 70 трудодней. Учащиеся Ощепковской неполной средней школы (170 человек) с момента окончания учебного года и по 2 июля выработали 4 248 трудодней». Многие учащиеся выработали несколько десятков трудодней: Витя Чесноков в колхозе «2-я Пятилетка» выработал 31 трудодней, Вася Малинин в колхозе «Заря» выработал 33 трудодня [13, с. 2].
На помощь селу приезжали и березниковские школьники. В Абрамовском колхозе «Калиец» работала группа учащихся школы имени Горького под руководством военрука Шишковского. Днем школьники вязали снопы. Копали картофель, а по ночам участвовали в обмолоте зернобобовых. Обязались работать не менее 16 часов, менее чем за месяц заработали в колхозе около 200 трудодней [14, с. 2].
Школьники трудились на полях не только вовремя летне-осеннего периода, но и активно помогали колхозам в течение всего года. Учащиеся из Троицкой неполной средней школы собрали за весенние каникулы 36 центнеров золы для Троицкого колхоза. Как сообщала газета «Ворошиловец»: «Тимуровцы во главе с Черных Ваней и Черных Егором в Комиссаровском колхозе вывезли на поля 80 возов навоза, подвезли к скотному двору 5 возов сена и 4 воза соломы. В Заложинском колхозе юные патриоты с Крутиковым Володей и Стариковым Колей собрали 38 центнеров золы, 42 кг птичьего помета, принимали участие в вывозке минеральных удобрений и других работах. Крутиков Володя за время каникул выработал в колхозе 8,5 трудодней» [15, с. 2].
Готовясь к встрече 25-й годовщины Красной армии, многие школьники по призыву академика Лысенко включились в состязание по сбору срезков картофеля (верхушки клубня картофеля весом от 5 до 15 грамм), золы и птичьего помета. Как сообщал С. Матлин, директор Таманской НСШ: «Ребята приняли вызов и начали проводить работу по подготовке к весенним полевым работам. Собрана 1 тонна золы, производился платный прием семенного материала, очищены парники от земли, отобраны семена овощей, заготовлен дерн для посадки рассады, подготовлены ящики для оконной рассады. По агротехнике – изучены темы «Почва», «Удобрения» и начата тема «Культура овощей» [16, с. 2].
Но многие жители оказывали помощь колхозам в свободное время, по собственной инициативе. Например, в результате проведённого первомайского воскресника силами учащихся, их родителями и педагогов в селе Романово была очищена животноводческая ферма колхоза «Большевик» и вывезено на поля 100 возов навоза [17, с. 2]. Учителя и учащиеся Троицкой школы после занятий под руководством директора Кузьмичевой вышли на молотьбу в Троицкий колхоз «Путь к новой жизни»: бригада из 7 учителей и 5 учеников обмолотила за вечер 6 возов ржи, провеяла обмолоченное зерно и отправила его на сушилку [18, с. 2].
Юные труженики были настоящими героями. Несмотря на непогоду, Юрий Шведов ученик 4 класса Рассохинской неполной средней школы, и его ровесники Яков и Михаил Жуланово выехали на поле на вспашку зяби, – докладывала учитель Рассохинской НСШ Куприенко, – в первый день юные пахари выполнили дневное задание на 50 %, а на следующий – уже все 100% [19, с. 1]. 13-летний Толя Половников (с начала учебного года пошел в третий класс), работник сельскохозяйственной артели «VI съезд Советов» Толокновского сельсовета, в пору хлебоуборки работая жатке, он ежедневно перевыполнял норму выработки до 110% [20, с. 1]. В Жуклинском колхозе Толокновского сельсовета, из пионеров и школьников были созданы специальные бригады, которые ежедневно с корзинками и мешками выходили в поле собирать колосья [21, с. 2]
Кроме непосредственного участия на сельхозработах и помощи по подготовке к посевным работам, учащиеся участвовали в сборе лекарственных трав, ягод и грибов. В 1942 году учителя и ученики школ Усолья собрали и сдали организациям торга 1400 кг грибов, около 1000 кг ягод, кроме того, школы Усолья заготовили – 25 кг лекарственных трав, а Огурдинская школа – 22 кг [22, с.2].
В течение всех военных лет школьные и пионерские отряды стали надежными помощниками трудовых коллективов и заменили ушедших на фронт взрослых. В отличие от «городских» школ многие учащиеся получили кроме теоретических и практических знаний еще рабочую специальность для работы на сельхозтехнике. Значительную помощь демонстрировала младшая школа. Мобилизация сил учащихся школ Усолья и района на сельскохозяйственные работы включала в себя ряд моментов: помощь на полевых работах, при сборе урожая, участие в социалистических соревнованиях, передача колхозам собранного семенного и посадочного материала, удобрений, проведение культурно-агитационных занятий. В тяжелые годы войны школьники Усолья и Ворошиловского (Усольского) района сделали все возможное для сохранения урожая и производственных мощностей сельхозпредприятий.
Библиографический список
ЧадаевЯ. Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) // URL: http://www.nnre.ru/istorija/yekonomika_sssr_v_gody_velikoi_otechestvennoi_voiny_1941_1945_gg/p9.php/
Мотревич В. П. Сельское хозяйство Урала в показателях статистики (1941–1950 гг.). ‒ Екатеринбург: Наука. Урал.отделение, 1993.
Ворошиловский район. Аграрное производство в 1943 г. / Пермский край в Великой Отечественной войне. 1941 – 1945 гг.: энциклопедия. – Пермь, 2020.
ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 194. Л. 264–265.
ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 199. Л. 349–353.
Готовим кадры сельскохозяйственных специалистов / Ворошиловец № 2 (161) от 3.01.1943.
Мотревич В. П. Колхозы Урала в годы Великой Отечественной войны. ‒ Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1990. ‒ 196 с.
Информация секретаря Молотовского обкома ВЛКСМ Шестакова в ЦК ВЛКСМ о подготовке и работе учащихся средних школ Молотовской области на полевых работах на селе. Август 1942 г. г. Молотов // Пермский край в Великой Отечественной войне. Сборник документов. – Пермь. 2018. – 512 с.
Готовы к выезду в колхозы /Ворошиловец,№ 45 (100) от 7.06.1942.
2,500 трудодней / Ворошиловец, № 65 (120) от 9.08.1942.
Ученики помогают колхозам / Ворошиловец, № 34 (258) от 31.08.1944.
Школьники вступают в соцсоревнование / Ворошиловец, № 59 (114) от 19.07.1942.
Школьники помогают колхозу / Ворошиловец, № 36 (260) от 21.07.1944.
Учащиеся на полях колхозов / Ворошиловец, № 63 (118) от 2.08.1942.
Тимуровцы помогают колхозам / Ворошиловец, № 17 (241) от 27.04.1944.
В таманской средне-неполной школе / Ворошиловец, № 12 (171) от 11.02.1943.
В помощь колхозу / Ворошиловец, № 18 (242) от 1.05.1944.
Помощь колхозу / Ворошиловец, № 101 (156) от 12.12.1942.
Юный патриот / Ворошиловец, № 101 (156) от 12.12.1942.
Юные пахари / Ворошиловец, № 81 (136) от 4.10.1942.
Пионеры собирают колосья / Ворошиловец, № 70 (125) от 27. 08. 1942.
По городу и району / Ворошиловец, № 76 (131)от 17.09.1942.
1Трудодень –форма учета, мера оценки количества и качества труда, применявшаяся с 1930 по 1966 гг. в колхозах.После погашения обязательств перед государством и МТС каждому колхознику полагалась доля, она рассчитывалась в соответствии с трудоднями, которые были им отработаны.