Возделывание земли – одно из самых древних занятий человека. Питаться от плодов земных, было заповедано ещё Адаму в Раю.
В современном обществе есть возможность приобрести любые овощи и фрукты в ближайшем магазине, тем не менее, интерес к огородничеству и садоводству ничуть не угасает. Подавать на стол продукты, выращенные своим трудом, с любовью и заботой – совершенно особенное удовольствие.
Заботясь об изобилии урожая, наши предки возлагали надежду не только на свои силы. Одним из христианских святых, покровительства которого просили в трудах земледелия, был Конон Градарь, память которого совершается 18 марта. Сейчас его имя мало кому знакомо, однако для крестьян, этот святой был пожалуй самым близким и понятным. Имя Конон греческого происхождения и в переводе означает «труженик», а его прозвище – Градарь является устаревшим синонимом «огородника». Земледельческий труд был в то время простым и тяжелым, и вряд ли мог принести какое-то богатство.
Согласно житию, он родился в начале III века в Назарете Галилейском, там же где Иисус Христос. Конон был человеком добрым и простосердечным, грамоте не обучен, а памфлийский городок Мандон где он жил, вероятно, являлся небольшим деревенским поселением. Как же этот, казалось бы, ничем особенно не примечательный человек оказался причислен лику святых?
Учитывая происхождение святого, неудивительно, что он исповедовал веру во Христа. Христиане подвергались гонениям практически с самого начала своего существования, но только при императоре Деции Траяне они приобрели законодательный характер.
Около 250 года императором был издан указ, который предписывал всем гражданам империи в присутствии местных властей принести жертвоприношение языческим богам и отведать жертвенного мяса, чтобы доказать надежность в религиозных воззрениях. Все отказавшиеся от ритуала подвергались наказанию или казни.
Когда пришел черед Конона исполнить языческий обряд, святой проявил твердость и верность в исповедании Христа. «Тогда в ноги его набили железных гвоздей и гнали пред колесницею игемона до тех пор, пока святой страдалец пал от изнеможения на колени, и с молитвой на устах предал душу свою Господу». Так, через преданность до смерти, Господь явил миру подлинную святость этого простого человека.
Отдельные иконы Конона Градаря встречаются нечасто. Как правило, они создавались в небольших деревенских мастерских. Отличительным признаком иконографии Конона является растение или лукошко с травами или плодами в его руке.
В Березниковском историко-художественном музее им. И.Ф. Коновалова хранятся две иконы с образом этого святого. Ни одна из них ещё ни разу не экспонировалась. Первым в музейное собрание поступил образ с изображением двух мучеников предстоящих Христу, это Конон Исаврийский и Конон Градарь. Надпись на иконе гласит: «Сия икона по заказу написана в Часовню деревню Карпачеву крестьянином Стефаном Кириловым Коркуновым в Усолье. Мая 1864 года». В руке святого художник написал небольшое лукошко с плодами. Другая икона, небольшая по размеру, написана в 19 веке возможно, для одного из храмов Усолья. На ней святой изображен в синем одеянии, босым, позади него гористый пейзаж и яркое небо, а в левой руке небольшая зеленая ветвь. Этот образ будет представлен в художественной галерее с 14 марта.