Немецкие счётные жетоны (rechenpfennig) в коллекции МБУК БИХМ

Нумизматический словарь определяет счетные жетоны (нем. rechenpfennig, франц. jeton, jetton, англ. counter) как «металлическую марку для принятых в древности и в средние века подсчетов с помощью счетной доски (абака)».

При проведении подсчетов их передвигали по горизонтальным линиям, нанесенным на счетную доску. Английский ученый XVIII века Томас Снеллинг подробно описывает этот способ счета: «Жетоны раскладываются в линии, при этом их достоинство возрастает снизу вверх: нижняя линия – линия единиц; вторая, или следующая за ней, является линией десятков; третья – линия сотен; четвертая – линия тысяч и так далее. Счетный жетон в первой линии обозначает только 1, во второй линии он обозначает 10, в третьей – 100, в четвертой – 1 000, в пятой – 10 000 и т. д. Счетный жетон, выложенный между первой и второй линиями, обозначает 5, между второй и третьей – 50, между третьей и четвертой – 500 и т. д., и во всех случаях он соответствует пяти единицам того разряда, линия которого лежит под ним, и половине разряда той линии, что расположен над ним».

В XIII веке счетные жетоны стали использовать сначала во Франции и Италии, позже в Нидерландах, а затем они распространились по всей Европе. Рехенпфенниги изготавливались размером от 20 до 28 мм, всегда с низким рельефом для удобства передвижения по плоской поверхности счетной доски. Чеканились они в основном из сплавов меди – бронзы или латуни.

C конца XV века большая часть счетных жетонов в Европе чеканилась в Нюрнберге, который в течение достаточно долгого времени был самым большим городом ремесленников и мастеровых в Германии. Здесь были представлены практически все ремесленные направления того времени, особенно славились изделия из золота и серебра. Нюрнбергские ремесленники изготавливали для Европы компасы, карманные часы и другие измерительные приборы. В области обработки и переработки металлов с Нюрнбергом не мог сравниться ни один немецкий город. Старейшими ремеслами здесь были жестяное дело и шабрение латуни, к ним же причислялась и чеканка счетных жетонов, а к концу XVI века и чеканка мелких монет. Со временем счетные жетоны стали существенной частью городского экспорта. Каждый изготовитель жетонов работал самостоятельно и мог рассчитывать лишь на собственные усилия по реализации своей продукции.

Деятельность всех ремесленников в Нюрнберге регулировалась Городским Советом, который управлял всей жизнью города. Ремеслом руководили три присяжных мастера, один из которых вел учет, два других осуществляли контроль. Как правило, одна мастерская (Rechenpfennigschlager) не могла иметь больше двух подмастерьев, чтобы не перенасыщать рынок труда в городе.

В 1616 году Совет принял решение, обязывающее всех, кто занимается чеканкой счетных жетонов, чеканить на изделии свое имя, данное при крещении, или инициалы рядом с надписью «счетный жетон». При нарушении взимался штраф в 10 гульденов.

Ранние рехенпфенниги, отчеканенные в Нюрнберге кустарным способом и предназначенные для вывоза, были скопированы со старых нидерландских, несколько позднее появились копии французских и итальянских жетонов. На протяжении веков почти все мастера чеканили на аверсах счетных пфеннигов портреты правителей европейских держав, что свидетельствовало еще и о том, куда шел основной экспорт нюрнбергских счетных жетонов.

Рехенпфенниги чеканились не только в Нюрнберге, но и в близлежащем Фюрте. С 1469 года в этом городе разрешено было селиться евреям, которые быстро освоили ремесла и развернули там активную торговлю. Нюрнберг вел себя по отношению к Фюрту ревностно, строго охраняя свои интересы: на всем протяжении XVII–XVIII вв. Нюрнбергским Советом издавались бесчисленные постановления, запрещавшие жителям города совершать там покупки. В Фюрте жили и работали известные чеканщики счетных жетонов – Иоганн Христиан Райх и Иоганн Вильгельм Хубер, которые стали основными конкурентами нюрнбергских мастеров.

В начале XVIII века в Европе счетные жетоны окончательно потеряли свое основное предназначение, но еще долгое время их использовали в качестве фишек для азартных игр, чеков в тавернах или памятных знаков. И хотя спрос на них упал, Нюрнберг сохранил это ремесло, и мастера продолжали чеканить счетные жетоны в массовом количестве. Часто, жетоны продавались вместе с другой экспортной продукцией из Нюрнберга, как искусно сделанные безделицы.

Многие жетоны XVIII – начала XIX веков имеют на реверсах изображения античных богов – Минервы, Меркурия, Купидона, Венеры; нередки также символы свободы, счастья и торговли – крылатого якоря, скачущей лошади, рогов изобилия. Подобные изделия купцы в большом количестве привозили в Россию, где они становились элементами декора женских украшений (монисто). Счетные жетоны с круглыми отверстиями, предназначенные для пришивания, археологи до сих пор находят при раскопках на территории Поволжья, Урала и Сибири.

Текст приводится согласно ст. Руденко И.В. Мицкевич И.В. Россика как часть нюрнбергских счётных жетонов XVIII-XIX вв. / Проблемы истории, филологии, культуры №1, 2016. – С.255-277.

БИХМ, КП-2066/1. Коррозия, утраты. Период: 1586-1635 гг.

Аверс: В центре имперский клейнод (Reichsapfel) Священной Римской Империи, заключённый в геометрическую рамку из трёх полуокружностей. Дугообразная надпись: [G]OTTES*GABEN | SO[L MAN] LOB («Божьи дары нужно хвалить»). По окружности – бусы в виде рубчика. Край одной из верхних кромок приподнят, жетон пробили, предположительно для использования в монисто.

Реверс: В центре узор из трёх королевских лилий и трёх королевских корон, расположенных вокруг цветка с шестью лепестками. Дуговая надпись: HANNS | KRAVWIN [CKEL|IN|NVRENBE] (Ганс Краувинкель из Нюрнберга). Подпись нюренбергского мастера Ганса Краувинкеля 1586-1635 гг.

Гурт: гладкий, вырубка.

БИХМ, КП-2066/2. Коррозия, утраты. Период: 1724-1746 гг.

Аверс: В центре изображены космические тела – солнце (слева), месяц луны (уходящей для Северного полушария), четыре пятиконечные звезды, две из которых над месяцем, две под месяцем. Дугообразная надпись: MICHAEL*LEICKAUF*RECHE[N*PF]EN (счётный талон Михаэля Лейкауфа). Подпись нюренбергского мастера Михаэля Лейкауфа 1724-1746 гг. По окружности – бусы в виде рубчика. В жетоне пробито отверстие – предположительно для использования в монисто.

Реверс: В центре изображение водной поверхности и трёхмачтового парусника (предп. фрегата) с двумя развернутыми по ветру парусами. Под изображением парусника черта, внизу которой инициалы мастера-медальера «M.L.» Дугообразная надпись: … По окружности – бусы в виде рубчика.

Гурт: гладкий, вырубка.

БИХМ, КП-2066/3. Коррозия, утраты. Период: 1715-1774 гг.

Аверс: В центре профиль короля Людовика XV. Дугообразная надпись: [LV]D|XV*DG*FR*ET*[REX] (Ludovicus XV Dei Gratia Rex Francorum et Navarrae – Людовик XV, Божией милостью король Франции и Наварры). По окружности – бусы в виде рубчика. В жетоне пробито отверстие – предположительно для использования в монисто. Счётный жетон копирует французскую монету, можно предположить, что он создавался для экспорта во Францию XVIII в.

Реверс: В центре изображение вензеля Людовика XV с тремя королевскими лилиями. По кругу надпись: IOH*[…]*RECH*P - подпись мастера-медальера. Без реставрации жетона узнать имя невозможно.

Гурт: гладкий, вырубка.

  

БИХМ, КП-2066/4. Коррозия, утраты. Период: 1719-1741 гг.

Аверс: В центре профиль короля Людовика XV. Дугообразная надпись: LUD|XV*[DG]*FR*ET*[REX] (Ludovicus XV Dei Gratia Rex Francorum et Navarrae – Людовик XV, Божией милостью король Франции и Наварры). По окружности – бусы в виде рубчика. В жетоне пробито отверстие – предположительно для использования в монисто. Счётный жетон копирует французскую монету, можно предположить, что он создавался для экспорта во Францию XVIII в.

Реверс: В центре изображение вензеля Людовика XV с тремя королевскими лилиями. Дугообразная надпись: […]*IER*HOFFMANN*RECHEN*PFEN (счётный талон Вольфа Иеронимуса Хоффмана). Подпись нюренбергского мастера Вольфа Иеронимуса Хоффмана 1719-1741 гг.

Гурт: гладкий, вырубка.

  

БИХМ, КП-2066/5. Коррозия, утраты. Период: XVIII в.

Аверс: В центре изображены космические тела – солнце (слева), месяц луны (уходящей для Северного полушария), четыре пятиконечные звезды, две из которых над месяцем, две под месяцем. Дугообразная надпись не читается. По окружности – бусы в виде рубчика. В жетоне пробито отверстие – предположительно для использования в монисто.

Реверс: В центре изображение водной поверхности и трёхмачтового парусника (предп. фрегата) с двумя развернутыми по ветру парусами. Дугообразная надпись не читается.

Гурт: гладкий, вырубка.

  

БИХМ, КП-2066/6. Коррозия, утраты. Период: 1710-1765 гг.

Аверс: В центре изображены космические тела – солнце (слева), месяц луны (уходящей для Северного полушария), четыре пятиконечные звезды, две из которых над месяцем, две под месяцем. Дугообразная надпись: IOH*WE[IDI]NGE[R]*REC[HEN]*PF[EN] (счётный жетон Иоганна Вэйдингера). Подпись нюренбергского мастера Иоганна Вэйдингера 1710-1765 гг. По окружности – бусы в виде рубчика. В жетоне пробито отверстие – предположительно для использования в монисто.

Реверс: В центре изображение водной поверхности и трёхмачтового парусника (предп. фрегата) с двумя развернутыми по ветру парусами. Под изображением парусника черта, внизу которой инициалы мастера-медальера. Дугообразная надпись не читается.

Гурт: гладкий, вырубка.

  

БИХМ, КП-2066/7. Коррозия, утраты. Период: XVIII в.

Аверс: В центре изображены космические тела – солнце (слева), месяц луны (уходящей для Северного полушария), четыре пятиконечные звезды, две из которых над месяцем, две под месяцем. Дугообразная надпись: IOH*[…] - подпись мастера-медальера. Без реставрации жетона узнать имя невозможно. По окружности – бусы в виде рубчика. В жетоне пробито отверстие – предположительно для использования в монисто.

Реверс: В центре изображено державное яблоко с крестом. Дугообразная надпись: ANFANG*BEDENK*DAS*ENDT («В начале рассмотрим конец»).

Гурт: гладкий, вырубка.

  

БИХМ, КП-2066/8. Коррозия, утраты. Период: 1658-1711 гг.

Аверс: В центре профиль предположительно короля Людовика XIV. Дугообразная надпись не читается. По окружности – бусы в виде рубчика. В жетоне пробито отверстие – предположительно для использования в монисто. Счётный жетон копирует французскую монету, можно предположить, что он создавался для экспорта во Францию XVII-XVIII вв.

Реверс: В центре французский геральдический щит, увенчанный королевской короной с тремя геральдическими лилиями на поле. Дугообразная надпись: CORN*LAVFFERS*RECHEN*PFENING (счётный жетон Корнелиуса Лауффера). Подпись нюренбергского мастера Корнелиуса Лауффера 1658-1711 гг. По окружности – бусы в виде рубчика.

Гурт: гладкий, вырубка.

  

БИХМ, КП-2066/9. Коррозия, утраты. Период: XVIII в.

Аверс: В центре изображены космические тела – солнце (слева), месяц луны (уходящей для Северного полушария), четыре пятиконечные звезды, две из которых над месяцем, две под месяцем. Дугообразная надпись не читается. По окружности – бусы в виде рубчика.

Реверс: В центре изображение водной поверхности и трёхмачтового парусника (предп. фрегата) с двумя развернутыми по ветру парусами. Дугообразная надпись не читается.

Гурт: гладкий, вырубка.

  

БИХМ, КП-2066/10. Коррозия, утраты. Период: 1711-1748 гг.

Аверс: В центре профиль предположительно короля Людовика XV. Дугообразная надпись не читается. По окружности – бусы в виде рубчика.

Реверс: В центре изображение четырёх испанских геральдических щитов, увенчанных королевскими коронами. Дугообразная надпись: [IOH*JA]COB*DIETZEL*RECHE[N*PF] (счётный жетон Иоганна Якоба Дитцеля). Подпись нюренбергского мастера - Иоганна Якоба Дитцеля, 1711-1748 гг.

Гурт: гладкий, вырубка.

  

БИХМ, КП-2066/11. Коррозия, утраты. Период: XVIII в.

Аверс: В центре профиль предположительно короля Людовика XV. Дугообразная надпись гласит: LVD|XV*DG*FR*ET*REX (Ludovicus XV Dei Gratia Rex Francorum et Navarrae – Людовик XV, Божией милостью король Франции и Наварры). По окружности – бусы в виде рубчика. В жетоне пробито отверстие – предположительно для использования в монисто. Счётный жетон копирует французскую монету, можно предположить, что он создавался для экспорта во Францию XVIII в.

Реверс: В центре изображение сидящей человеческой фигуры в складчатом одеянии (платье, тунике). Лицо утрачено. Фигура поднимает к лицу левую руку. Дугообразная надпись не читается.

Гурт: гладкий, вырубка.

Работает на: Amiro CMS