Все очень зыбко.
Каждый день зыбок.
Но день льется ко дню, и набегает целая жизнь,
вопреки всем страхам прожитых мгновений.
Если конечно, повезет…
Д.Ризов
Писателю и публицисту Дмитрию Ризову повезло найти свою художественную форму в литературном творчестве, которая бы вмещала любые волнующие в той или иной момент мысли, ощущения, образы.
Начав свою карьеру с рабочего корреспондента, он стал известным писателем прозаиком, членом Союза писателей СССР, возглавлял Пермскую областную организацию Союза писателей России. Дмитрий Гилелович - автор нескольких философско-поэтических произведений, а еще писатель Ризов известен в качестве старшего товарища, помогающего пробиться к читателям начинающим авторам. Помогал он и коллегам. Так при содействии Ризова вышли в свет аудиодиски со стихами Алексея Решетова, с которым писателя связывала длительная дружба.
Их знакомство произошло в ноябре 1966 года, когда он, сотрудник областной газеты «Молодая гвардия» приехал в Березники на городскую комсомольскую конференцию. Как вспоминал позднее Дмитрий Гилелович: «В фантасмагории прошли эти два дня в Березниках: … в бессонной комнате поэта, заполненной не только сигаретным дымом, но еще и иной атмосферой, которая ни кричать хором, ни врать в одиночку не позволяет, атмосферой искренности и правды – основы жизни, текущей здесь».
А в 1968 году они попали в «газетную переделку». В тот год вторым тиражом вышла книга А.Решетова «Белый лист», а в прессе отклика нет, нет и предисловия в самой книге. И тогда Ризов написал статью «Предисловие, которого не было».
Газета «Звезда» откликнулась на газетный материал Ризова разгромной статьей, в который отмечалось, что в новом сборнике нет главного – творческого роста поэта Решетова. А восхитительный тон статьи работает не на пользу поэту, поскольку автор статьи, оценивая поэта, которого любит, мог ошибиться.
Поэта потом не печатали 8 лет.
Но их дружба не прервалась, о чем свидетельствуют письма Д.Ризова из архива А.Решетова. Среди документов есть его удивительные размышления о живописности лирики поэта:
«…Я иногда думаю: жаль, что живописцы до сих пор не обратили внимание на кровную родственность их искусству поэзии Алексея Решетова. Многие его стихотворения рвутся с бумаги на живописное полотно… Между поэзией Решетова и живописцами вполне может возникнуть глубокая творческая связь – для нее есть все основания.
Мне даже видится цикл картин, продолжающих в красках поэтические видения Решетова, синтез, где живопись и тексты слились бы друг с другом в неразрывное единство.
Поздняя осень. Дождливо. Темно.
Только волшебный горшочек герани
Радует нас сквозь чужое окно,
Все остальное – терзает и ранит.
Солнце все дальше от знака Весов.
Вялые волны струятся все тише.
Вниз головой, как летучие мыши,
Спят отражения черных лесов.
Разве этот шедевр живописной лирики Алексея Решетова не просится лечь на холст?
Обратите внимание, поэт все продумал: намечен приглушенный колорит, дана отливающая свинцом вялая вода с перевернутыми отражениями черных лесов, низкие, лохматые, как дым от пожара, тучи, мокрые суки серых деревьев…
И - как радостный мажорный вскрик надежды – красная цветущая герань в окне деревянного дома.
Разве это не достойно волшебной кисти, например Попкова? Но только выполнена пока эта картина другим волшебным инструментом – шариковой ручкой Алексея Решетова».
Приписка:
«Алеша, так тебе и надо ко дню рождения, чтобы знал, как писать стихи. Обнимаю».
В ноябре 2018 года Дмитрию Гилеловичу исполнилось 80 лет. Алексей Иванов, ныне известный российский писатель, так сказал о Дмитрии Ризове: «Дмитрий Гилелович — человек большого таланта и большой гражданской позиции. Человек, который не сдал ни одну из своих позиций. Жаль, что сегодня редко слышен его голос в общественной жизни. А ведь это голос порядочности, достоинства и честности».
Н.Игнатьева – экскурсовод музея «Алконост»