Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и в Древнем Риме – в теории и практике ораторского искусства.
В России его оригинально осмыслил и развил на материале отечественной словесности М.В.Ломоносов. В России умение правильно говорить принято было называть красноречием.
Существуют такие понятия характеризующие речь:
Звоню́, звони́ть, звони́т, звони́м, звони́те, звоня́т
А.С.Пушкин:
«Пустые «ВЫ» сердечным «ТЫ»
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Свести очей с нее нет силы;
Я говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
( В то же время «ТЫ» может стать выразителем бестактности и грубости, а «ВЫ» - внимания и вежливости).
АРИСТОТЕЛЬ: «Достоинство слога – быть ясным и не низким». «Кто ясно мыслит – ясно излагает».
В.Г.БЕЛИНСКИЙ: «Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно слово». «Что прочувствует и поймет человек, то он и выразит; слов недостает у людей только тогда, когда они выражают то, чего сами не понимают хорошенько. Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он владеет мыслью».
Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ: «Что неясно представляешь, то неясно и выражаешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют только о запутанности мыслей...».
А.С.ПУШКИН: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей, без них блестящие выражения ни к чему не служат».
Л.Н.ТОЛСТОЙ: «Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог».
М.ГОРЬКИЙ: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры».
Л.Н.ТОЛСТОЙ: «Слово – выражение мысли… и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».
Н.А.НЕКРАСОВ – Л.Н.ТОЛСТОМУ: «Мне жаль моей мысли, так бедно я ее поймал словом. Изорвать хочется – чувствую тоскливость, которую Вы, верно, знаете – хочется сказать , а не сказывается. Что вы в этом случае делаете? Бросаете работу или нудите и пытаете себя? Бывало, я был к себе неумолим и просиживал ночи за пятью строками. Из того времени я вынес убеждение, что нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого, и всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить»…Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив…».
Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ: «Без сжатости нет художественности. На пяти или десяти страницах описать лицо так, чтобы можно было знать все его приметы, - это сумеет сделать самый бездарный прозаик. Нет, вы художник только тогда , когда вам нужно всего 5 строк, чтобы возбудить в воображении читателя такое же полное представление о предмете…Сущность мастерства в том, чтобы концентрировать содержание…».
А.П.ЧЕХОВ – брату: «В описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина. Например, у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилось шаром черная тень собаки, или волка».
Логика – систематизация того, о чем говоришь.
Чистота речи отвергает следующие явления:
В.Г.Белинский: « У языка есть хранитель надежный и верный: это – его же собственный дух, гений».
М.Горький: «Чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно».
(Речь, которая поддерживает внимание и интерес у слушателя или читателя).
А.С.Пушкин:
«Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим,
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим».
В.Белинский: «В красноречии есть цель, всегда практическая, всегда определенная временем и обстоятельствами». «Есть разные типы ораторов: один «могущественно властвует над толпой» силой своего бурного вдохновения; другой вкрадчивой грацией изложения; третий – преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательность и ясностью изложения… и каждый из них говорит, соображаясь с «предметом своей речи», с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты».
А.Твардовский: «Слово о словах»:
«Когда серьезные причины
Для речи вызрели в груди,
Обычной жалобы зачина-
Мол, нету слов, - не заводи.
Все есть слова! Для каждой сути!
Все, что ведут на бой и труд,
Но, повторяемые всуе,
Теряют вес, как мухи мрут.
Да, есть слова, что жгут, как пламя
Что светят вдаль и вглубь до дна,
Но их подмена словесами
Измене может быть ровна!»…
«И я, чей хлеб насущный – слово,
Основа всех моих основ,
Я за такой устав суровый,
Чтоб ограничить трату слов.
Чтоб сердце кровью их питало,
Чтоб разум их живой смыкал;
Чтоб не транжирить как попало
Из капиталов капитал!»
Научные сотрудники музея книжной культуры и литературной жизни Верхнекамья «Алконост»