В1925 году в Усолье был образован Верхнекамский окружной музей. Расположился он в строгановских палатах. Основу его коллекций составили документы по истории края: материалы о развитии здесь солеварения, карты и планы, сведения о приписанных к соляным промыслам людях и др.
При закрытии местных храмов в музей попали богослужебные книги и предметы, описи церковных имуществ, клировые ведомости. Стоит отметить, что значительная часть произведений иконописи, пластики, золотого шитья, позднее вошла в собрание Пермской государственной художественной галереи. Важную роль в экспозициях играли документы, посвященные семейству Строгановых и его роли в хозяйственной и культурной жизни региона.
Музей стал одним из центральных культурно-образовательных учреждений Прикамья, рассказывая посетителям не только о далеком прошлом, но и о грандиозных стройках первых советских пятилеток – Березниковском химическом комбинате, Соликамском калийном заводе. Существовал здесь когда-то даже «уголок живой природы», т.к. сотрудники музея поставили задачу приобрести или найти основных животных нашего края, которые в дальнейшем послужат основанием для предполагаемой организации зоопарка».
Об одном из «живых экспонатов» местная газета «Ударник» в 1938 году сообщала: «В Усольском музее «воспитывается» медвежонок. Этот представитель нашей северной фауны растет не по дням, а по часам. Получая в качестве питья молоко, разбавленное водой, медвежонок превосходно изучил необходимую пропорцию между ними. Если воды наливают слишком много – отказывается от питья, поднимая недовольный рев». «Живой уголок» сохранялся до 1950-х годов. Впоследствии животных стали передавать в зверинец, организованный при березниковском парке им. А.С. Пушкина.
После окончания Великой Отечественной войны из-за отсутствия должного финансирования на поддержание здания (палаты оказались в аварийном состоянии) и низкой посещаемости, вызванной отдаленностью Усолья от Березников, возник вопрос о необходимости переноса музея в бурно строящийся на левобережье город. Однако окончательное решение этого вопроса состоялось только в 1954 году в связи со строительством Камской ГЭС и угрозой затопления большой приречной территории Усолья. Музей переселился в новые стены. Строгановские палаты, как и другие исторические здания Усолья, использовались не по назначению и разрушались.
В конце 1960-х обветшавший усольский Посад с его архитектурными памятниками снова начал оживать. Энтузиасты-краеведы не оставляли надежду привлечь внимание властей к старой части города и неоднократно пытались возродить в Усолье музейное дело. В 1968 году в Строгановских палатах В.А. Цыпуштановым и Г.А. Найдановых музей был все-таки создан – Народный архитектурно-этнографический. Однако вскоре помещение палат, где разместились собранные в экспедициях экспонаты, подверглось варварскому разграблению.
«Осколки бесценного фарфора, страницы старых книг вперемежку со снегом, ветер гуляет по комнатам – такая картина предстала перед нами. Ничего не оставалось делать, как забить стендами окна, собрать на сани все что можно, закрыть дом и отправиться по льду Камы в Березники. Оставшееся вывезли на другой день в усольский отдел культуры – на хранение», - вспоминал В.А. Цыпуштанов.
Вторую попытку создания Народного музея предприняли в 1976 году, когда в районном Доме культуры открылась небольшая историческая экспозиция, позднее (1983) переехавшая в Голицынский особняк - памятник архитектуры XIX века. Началась эпопея борьбы за сохранение местных исторических объектов, пребывавших в запустении. Большой вклад в дело консервации и реставрации старинных усольских зданий внес город Березники. Его промышленные гиганты организовали шефство над ансамблем «московского барокко» первой трети XVIII века и классическим ансамблем первой трети XIX века – по слову доктора искусствоведения, профессора МАрхИ В.В. Косточкина, «двумя золотыми веками архитектуры Усолья».
В 1980-х годах в городе открылся первый участок Пермских реставрационных мастерских, успевший до перестроечной разрухи «поднять» усадьбу князей Голицыных. В 1986 году Усольский народный музей вошел в состав Березниковского историко-краеведческого, а дом Голицыных стал Музеем усадебного быта (1988) – филиалом БИКМ. В ходе реставрации восстановлена первоначальная его планировка, воссозданы интерьеры XIX столетия.
В мае 2000 года Березниковский историко-краеведческий музей был переименован в историко-художественный.
По материалам «Московского журнала. История Государства
Российского» №6 июнь 2008 г. Автор статьи: старший научный сотрудник БИХМ
Варнакова О.Н.