Ст. науч. сотр. БИХМ им. И.Ф. Коновалова
Петров Р.П.
Днём рождения комсомола считается 29 октября 1918 г. – дата открытия I Всероссийского съезда союзов рабочей и крестьянской молодёжи, на котором было провозглашено создание Российского Коммунистического Союза молодёжи (РКСМ). Эта статья расскажет с чего начинался комсомол Прикамья и какими были его первые шаги.
Провозвестниками комсомола выступили Социалистические союзы рабочей молодёжи, которые стали стихийно возникать уже после падения самодержавия в феврале 1917 г. В Прикамье первый такой союз рабочей молодёжи III Интернационала возникает в Кунгурском депо уже в марте 17-го года. К апрелю уже организован Пермский союз, во главе которого встал Даниил Васильевич Чегляев – бывший минёр крейсера «Варяг». В своём воззвании «К молодёжи г. Перми» члены союза обращаются: «Наши отцы и старшие братья ведут борьбу за освобождение всех трудящихся, за социализм, в котором счастье всего человечества. Мы должны заменить их, когда они передадут нам красное знамя. Русская рабочая молодёжь во многих местах уже сплачивается в союзы, которые составят один великий Всероссийский союз рабочей молодёжи». Весной-летом 1917 г. начинает формироваться союз в Депо ст. Усольская. Из воспоминаний Степана Ивановича Шеина: «Нас молодёжи в Депо было человек 15. В Депо часто проходили собрания рабочих, бурно выступали ораторы от разных партий… Мы внимательно прислушивались к выступлениям и тоже стали собираться в отдельные кучки и обсуждать за кем пойти. В конце июля 1917 г. начали собираться вместе в лесу. На второе собрание пришло уже человек 50. Мы назвали организацию Социалистический кружок молодёжи». С первых шагов своей деятельности молодёжные организации сталкиваются с серьезными трудностями: на просоциалистическую молодёжь давит политическая оппозиция, её преследуют жандармы и Народная милиция Временного правительства. Именно из-за гонений усольские кружковцы решают собираться в лесу за пос. Чуртан, позднее с началом холодов перебираются в квартиры преданных делу союза Касаткина, Шляпина. Кружковцам не дают выступать на общерабочих собраниях, им грозят арестами, у них нет средств для печати воззваний и прокламаций, но из месяца в месяц их становится всё больше. Всему виной пассивность и излишняя политическая осторожность Временного правительства. Оно не стремится дать молодёжи политические права, отстраняет 18-19-летних от выборов в районные думы и Учредительное собрание. Оно не стремится облегчить рабочее законодательство. Вследствие этого даже умеренная в своих политических взглядах молодёжь «левеет», всё больше интересуясь радикальными программами большевиков. В самом Усолье к сентябрю 1917 г. также организуется социалистический союз молодёжи. В нём объединяется просоциалистическая интеллигенция, небольшая часть рабочей молодёжи, учащиеся ремесленного и реального училища. У этого союза «культурнический уклон»: молодёжь больше занимают танцы и увеселения, нежели политическая борьба за светлое будущее. Возглавляет Усольский союз, прибывший с фронта подпоручик Ершов, правда, спустя всего несколько месяцев он по долгу службы покидает Усолье. Знамя работы с молодёжью подхватывают учителя ремесленного училища Порфирий Александрович Орлов и руководитель слесарного дела Ковалёв. Во время перемен первый обсуждает с учениками новое социалистическое общество, второй ведёт с желающими беседы о социализме, 8-часовом рабочем дне, бесплатной форме на заводах. Молодым людям импонируют подобные мечты о дивном новом мире, постепенно союз разрастается. Однако по-настоящему серьезная деятельность у местных молодёжных союзов начинается после утверждения власти Советов в губернии и уезде.
Первый уездный Съезд Советов (01.03.1918г.) перенёс центр уезда из г. Соликамска в п. Усолье, переименовав последний в город, а Соликамский уезд - в Усольский (Усольско - Лёнвинский). 20 марта 1918 г. образовывается Лёнвинский союз молодёжи. По примеру лёнвинцев, молодёжные ячейки создаются в п. Веретье, Дедюхино, Чуртан. «Культурнический уклон» в них соседствует с серьезной повесткой: новообразованное советское правительство зовёт молодёжь на защиту революции. Пермское бюро Союза молодёжи обращается ко всей молодёжи губернии: «Можем ли мы равнодушно смотреть на то, как отнимают у нас завоевания добытые ценой стольких жертв? Нет, не можем… Пусть каждый из нас возьмет в руки винтовку и скажет: не хочу гибели революции, не хочу больше царства буржуазии! Товарищи, … отбросьте все сомненья и личные интересы, идите и записывайтесь в отряд, в Красную Армию!» По мобилизации в красногвардейские отряды уходят десятки молодых рабочих и учащихся Усолья, Лёнвы, Дедюхино. Оставшиеся члены союзов, чем могут, помогают местной промышленности: заготавливают на субботниках дрова, разгружают составы с углём, восстанавливают имеющийся транспорт.
Молодёжные союзы 1917-1918 г. – это спонтанно созданная и плохо управляемая стихия. Молодёжные союзы 1918 г. пока очень слабы в организационном и политическом планах. Они практически не имеют связи друг с другом, у них нет общих программ и уставов, они очень зависимы от собственных организаторов, работают «вслепую», без чётких планов и целей.
29 октября 1918 г. в Москве начинает работу 1-й Всероссийский съезд рабочей и крестьянской молодёжи. Он даёт всем молодёжным союзам единое наименование «Российский Коммунистический Союз Молодёжи». На съезде происходит организационное и политическое оформление коммунистического движения молодёжи. В тезисах Съезда указывается, что «РКСМ солидарен с Коммунистической партией и ставит своей целью распространение идей коммунизма и вовлечение рабочей и крестьянской молодёжи в активное строительство Советской России». Делегатом от Усольского уезда на Съезд была выбрана Евгения Моисеевна Герр - секретарь Усольского уездного комитета комсомола в годы Гражданской войны, бывшая активистка Петроградского Социалистического союза рабочей молодёжи, член ЦК РКСМ, делегат 1-го, 2-го, 3-го Съездов РКСМ.
В начале октября Усольский союз молодёжи проводит первое организационное собрание в Усольском кинотеатре «Октябрь», куда приглашена вся социалистически настроенная молодёжь г. Усолья, учащиеся старших классов ремесленного, городского. реального училищ. Ставится вопрос о подготовке празднования годовщины Октябрьской революции, сбор помощи фронту, сушка сухарей, устройство платных спектаклей и др. Выбирается руководящий состав. Фактически это прообраз ячейки РКСМ, однако, последняя возникает только в 1919 г. Виной тому приближение фронта.
Уже с конца августа 1918 г. 3-я Красная Армия ведёт упорные бои на Кунгурском и Лысьвенском направлениях. Противостоят ей части А.В. Колчака занявшие летом Екатеринбург. К концу ноября Екатеринбургская группа белогвардейцев переходит в наступление в направлении Перми. 24 декабря случается «Пермская катастрофа» - части белых занимают Пермь, с ходу форсируют р. Каму. В Усоле в ноябре-декабре 1918 г. проводится эвакуация советских органов, уходят и красногвардейские отряды. Вслед за ними рвётся отправиться социалистическая молодёжь. Ей категорически отказывают: красным обозам не хватает транспорта, продовольствия, оружия, путь предстоит долгий и изнуряющий. Учащимся ремесленного училища заведующий отделом народного образования Черноусов говорит: «легко можете погибнуть без цели». В конце декабря 1918 г. 18-м Тобольским полком белых были заняты Усолье и Соликамск, деятельность Социалистических союзов здесь была парализована вплоть до восстановления власти Советов в июле 1919 г.
13 августа 1919 г. в помещении пожарной команды Усолья собирается рабочая и учащаяся молодёжь г. Усолья. К ней присоединяется рабочая молодёжь ст. Усольская. После речи докладчика (предположительно большевистского агитработника) молодёжь единогласно решает вступить в ряды РКСМ. Всего записывается несколько сотен человек. Избирается городской комитет и ревизионная комиссия, в которую входят Олег Башарин, Мария Якимова (Кудякова), Пётр Кабанов, Иван Лебедев, Иван Якимов. При ремесленном училище также организовывается ячейка комсомола.
9 сентября 1919 г. создается Чуртанская комсомольская ячейка. Её председателем избирается Валентин Коновалов, секретарём Степан Шеин.
5 сентября 1919 г. состоялся 1-й Пермский губернский съезд РКСМ, на котором присутствовало 80 делегатов от 50 комсомольских организаций объединявших в общей сложности 3706 комсомольцев. Среди делегатов были усольчане: В.Е. Гаинцев, П.Г. Югов, А. Клевакин, В. Гонцов. Повестка съезда была очень обширной: отчёт Организационного бюро, доклады с мест, экономическо-правовая работа РКСМ, военное обучение, работа в деревне, социалистическое воспитание молодёжи, работа с учащимися, отношение к культурно-просветительским организациям. На съезде выяснилось, что многие комсомольские ячейки не имеющие опыта, чересчур увлекаются «культурно-развлекательным уклоном» в ущерб политическому воспитанию, поэтому главное внимание съезд уделил разработке принципов построения РКСМ, определению главных задач, содержанию работы.
Комитеты РКСМ создавали в своих организациях (ячейках) секции по различным отраслям (политической, культурной, военной и т.д.) которые должны были подразделятся на кружки. Например, политическая секция могла иметь пропагандистско-агитаторский кружок, советский кружок по изучению политэкономии, литературно-издательский кружок; культурная секция могла включать театральный, хоровой, физкультурный кружки (нередко физическое воспитание выносилось в целую секцию). Для каждого комсомольца незыблемым правилом было обязательное участие в одной или нескольких секциях. Подобная организация работы комсомольских ячеек обеспечивала активное участие всех членов РКСМ в жизни ячейки, не оставляло место пассивности.
Первой массовой политической кампанией комсомола Прикамья была «неделя сухаря» (сентябрь 1919 г.). К середине 1919 г. положение республики Советов было критическим – рабочие семьи Петрограда и Москвы сидели фактически на голодном пайке, голодали дети. ЦК РКСМ обратился ко всем комсомольцам с призывом помочь голодающим. В листовках Пермского Губкома РКСМ указывалось: «Каждый из нас должен нести свою долю для спасения молодых жизней. Не поесть один день для сытого ничего не значит – но голодного спасёт от смерти!». На призыв ответили буквально все комсомольцы Прикамья: жертвовали своими пайками, организовывали «красные повозки», покупали хлеб на деньги вырученные от спектаклей и концертов. Активно в «неделе сухаря» участвовали комсомольцы Усолья, Лёнвы, Дедюхино, Чуртана. В. Михайлюк в своей книге «Сражение за мечту» приводит цифру в сто пудов сухарей собранных комсомольцами Усольского уезда. По воспоминаниям Геннадия Елисеева в комсомольском клубе Усолья (бывшем доме купчихи Брагиной) специально выделили комнату, куда складывали собранные сухари. Комната не закрывалась, не было замка, но никто сухари не тронул, несмотря на то, что сами жили впроголодь. В придачу к сухарям чуртанские комсомольцы сумели собрать и засолить целую бочку грибов (волнушек, путиков, кубышек). Все эти запасы были добавлены к общему продовольственному подарку отправленный Уральской делегацией на II Съезд РКСМ в Москве (октябрь 1919 г.). Помощь пришла очень кстати. «Неделя сухаря» таким образом, показала общественную роль комсомола, силу множества его рядовых членов.
Большую роль комсомол смог оказать при формировании частей особого назначения – ЧОНа. Эти части первоначально создавались из членов партии, однако с августа 1919 г. в них стали набирать наиболее сознательных комсомольцев и беспартийных. ЧОН был необходим органам Советской власти для оказания помощи по борьбе с контрреволюцией, несения караульной службы у особо важных объектов. Днём ЧОНовец изучал военное дело (строевую подготовку, материальную часть оружия), вечером по разнарядке штаба части особого назначения направлялся на охрану объекта – склада, дороги, лавки и т.п. По воспоминаниям ЧОНовец за свою службу получал небольшую продовольственную надбавку (хлеб, рыба, картофель), казённую шинель. Обуви даже в военных частях недоставало – ЧОНовцы могли маршировать или нести караул в лаптях. При помощи ЧОН пресекался бандитизм, грабежи, спекуляция.
К осени 1919 г. местные ячейки РКСМ обзаводятся клубами. Усольскому комсомолу выделяется здание, принадлежавшее до реквизиции купеческой семье Брагиных, здесь обустраивается клуб «Союз»; через год клуб перемещается в бывший дом управляющего городскими имениями. Клуб включает спортивную секцию (инструктор Вдовин), драматический (Анна Ивановна Патракова/Шеина, Евдокия Мошева, Василий Середкин) и хоровой кружки (рук. Сартаков), струнный оркестр (Петр, Екатерина и Александра Захаровы, Олег Башарин, Леонид Даньшин, Екатерина Безукладникова). Чуртанскому комсомолу поселковый совет предоставил дом, принадлежавший до реквизиции машинисту Никулину, который по своим убеждениям ушёл с колчаковцами. В доме убрали несколько стен, сделали небольшую сцену. Был организован струнный оркестр и драмкружок. Для освещения жгли керосиновые лампы.
3-й и 4-й губернские съезды РКСМ (делегаты - И. Долгинцев, И. Середкин, А. Шелунцев, М. Якимова, В. Гонцов, В. Кузовенко, А. Мельчаков) определили приоритетные направления в работе комсомола - работе в деревне по организации сельскохозяйственных коммун, школьная и клубная деятельность по воспитанию молодёжи, экономправополитика, политико-просветительной работа.
К 1920 г. формируется ячейка РКСМ на Березниковском Содовом заводе. Её руководителем становится Михаил Пантелеев. В неё входит рабочая молодёжь, служащие проживавшие в пос. БСЗ. Кружок ведёт физкультурную работу, Пантелеев возглавляет футбольную команду. В здании Содовского театра проводятся спектакли (худ. рук. Соловьева). Ячейка ведёт общественные работы, проводит субботники. Комсомольцы помогают рабочим катать с бондарки большие 25-пудовые бочки для завода, т.к. не хватает транзита. Всё необходимое для кружка «мобилизуют» у бывших служащих «Сольве и Ко», например музыкальные инструменты. Комсомольский клуб помещается в здании столовой, тут же находится и театр.
В феврале 1920 г. проводится «неделя красной молодёжи» (15-22 февраля). В течении этой недели открывался широкий доступ в РКСМ рабочей молодёжи, не требовалось рекомендаций и поручительств. Ограничение касалось только непролетарской молодёжи – кандидатуры желающих обсуждались на районных собраниях. «Неделе» предшествовала длительная подготовка: выпущены тысячи листовок, воззваний, проведены митинги и собрания. Местным ячейкам комсомола предстояло выделить агитаторов для удаленных сел и деревень. С.И. Шеин отправился в своё время завоевывать молодые умы сел Троицкое, Зырянки, В.Константинов в Веретии. Это были очень небольшие организации, насчитывавшие до 5-10 человек, но они значительно расширили охват комсомольской организацией деревни.
В начале 1920-х «городской» отправляется на поддержку деревенскому. Работать чрезвычайно трудно. Вот пример описываемый в воспоминаниях А.А. Шибановой-Белкиной: «Для укрепления работы и развёртывания комсомольской работы на селе, окружкомом комсомола в один из районов Березовку – расстояние от Усолья 52 км была направлена группа комсомольцев для работы в качестве секретарей сельсоветов и избачей-библиотекарей. Условия работы были тяжёлые, многие комсомольцы сбежали. Особенно трудно было в глухих деревнях, вдали от районного центра…«Богатые мужики не хотели продавать хлеба, прямо заявляя: ты комсомолец бога не признаешь, не молишься, а хлеба-то тебе надо. В зажиточных частях района о создании комсомольской ячейки не могло быть и речи. В Берёзовке и Чертеже были организованы комсомольские ячейки из батраков, бедняцкой молодёжи, работников сельсовета и избачей. В крупных деревнях открывали ликпункты по ликвидации неграмотности среди взрослого населения (от 14 лет и старше). Молодёжь охотно шла в избу-читальню, читать газеты и журналы, но записать её в комсомол было делом трудным, особенно девушек – препятствовали родители. Многие так и говорили – «пусть моя девка идёт вечеровать в баню со своей куделью, а в вашу читальню не пущу». С парнями было несколько проще, многие из них шли учится, потому как были совершенно неграмотные, потом мы устраивали «красные посиделки» - шли с журналами и книгами на вечеринки девушек со своими прялками и читали им, там были и парни конечно с гармонями. Часто они мешали читать, заниматься с девушками грамотой, часто мы от отчаяния и бессилия побороть эту серость плакали. Но мало-помалу парни стали чаще заходить в избу-читальню. Некоторых нам даже удавалось уговаривать на подписку газеты «На смену», журнала крестьянской молодёжи, а среди взрослых распространили газету «Беднота». Выпустили мы вскоре первый номер стенгазеты «Наша жизнь». В ней высмеивали недостатки общества, пьянство, религиозные предрассудки и разных гаданий у девушек, все это подкрепили карикатурами. Газета живо заинтересовала все население, в читальню все бежали посмотреть и почитать, смеялись, добавляли от себя. Первая деревенская ячейка состояла сплошь из парней. По газете «Беднота» готовили спектакли, ставили одно-двухактовые пьесы «Бой-баба» - на тему о вступлении в кооператив, о борьбе с пьянством, о вреде вина и т.д. В театральный кружок родители обычно не пускали девушек, женские роли исполняли парни. Помню, ставили пьесу «Конкурс женихов» о девушке, выбиравшей жениха не за богатство, а за хорошую работу. На роль невесты уговорили одну девушку, но как только про это узнал её отец, то в страшном гневе он её вытащил из читальни и кричал «Да кто тебя после этого замуж-то возьмет, если уж ты тут чья-то невеста, что ещё за игрушки». Никакие уговоры не помогли, нарядили в невесту парня Митю Воронина. Спектакли охотно посещали жители во всех деревень, но и это стоило трудов. Хозяева у которых комсомольцы арендовали избы под свои нужды противились тому, что в них ставятся спектакли – «сборища» как про них говорили. В таких избах обычно сколачивалась сцена из досок, возвышение укреплялось, холщёвые домотканые занавеси брали у местных хозяек, костюмы также брались с обычного гардероба – крестьянские платки, юбки, кофты – тут женщины нам не отказывали. Из-за тесноты понравившуюся вещь публике показывали по нескольку раз, чтобы все могли увидеть, крестьянам нравилось. Выпустили несколько групп обученных грамоте, после этого отношение к комсомольской ячейке со стороны населения улучшилось».
Деревенская семья сохраняла патриархальные отношения в семье. Многие девушки состояли в комсомоле до своего замужества, после него мужья не разрешали им посещать собрания, тем более выполнять какие-то поручения. Была очень сильна власть отцов.
К 1925 г. свой клуб получает Лёнвинская ячейка РКСМ. Комсомолка Клавдия Усанина вспоминала: к великой нашей радости в Лёнве был построен рабочий клуб – он нам показался дворцом: и сцена и зрительный зал и библиотека. Торжественно перенесли небольшое книжное богатство в новое помещение, помогли зав. библиотекой Марии Фёдоровне Бек оборудовать читальную комнату, в которой каждый вечер было полно читателей. Мария Фёдоровна, молодая, красивая, приветливая женщина притягивала нас, как магнитом, новой книгой, журналом, беседой. Клуб был деревянный, в нём пахло свежестью и хвоей. Силами комсомольцев возле клуба была спланирована площадка и засажена молодыми деревцами, кустарником, перенесёнными из леса. Заведующим клубом был в эти годы Иван Баландин – энергичный, живой, инициативный культработник. Он сумел создать актив и в клубе забила самодеятельность – драматический коллектив, в котором принимали участие наша лёнвинская интеллигенция и рабочие парни: Елена Александровна Кульгина – жена уважаемого и единственного врача Лёнвы Кульгина Павла Андреевича, Клабуковы, Зюзины, Зверева и др. Был создан коллектив «Синей блузы» из комсомольцев и молодёжи, руководителем которой был сам Баландин. «Синяя блуза» стала любимым коллективом рабочих завода. Она выступала не только в Лёнве, их часто слушали рабочие Содового завода, ст. Усольская, на Усольском сользаводе. Частым гостем «Синяя блуза» была в сельской местности.
Не меньшим вниманием пользовался физкультурный коллектив, руководителем которого был Леонид Телегин. Состав его был девичий. Комсомолки Вера Сарапулова, Мария Зверева, Тоня Шевалдина, Нюра Мясникова, Мария и Людмила Македоновы, Нюра Овсянникова, Мария Панова, Клавдия Усанина, Груша Матлина, Рая Пепеляева, Зоя Котельникова и др. Была организована баскетбольная команда и гимнастическая группа. Мы часто выступали в клубе на вечерах с отчётом о наших достижениях, показывали гимнастические упражнения, пирамиды. Легко сейчас сказать – выступали, а что этому предшествовало и сколько каждой из нас пришлось пережить – бой с родителями, преодолевание их запретов. Мыслимое ли дело – девушке показаться на сцене с оголёнными руками и ногами? И наше появление на сцене был совершенно новым, небывалым. Спортивный костюм наш состоял из белой блузки с коротким рукавом, синие шаровары до колен. О трусах и майке не могло быть и речи. Первые наши выходы на улицу в таком виде собирали толпы зевак, вслед кричали «девки оголились». Чтобы нам не мешали заниматься, мы уходили на бор, к старому кладбищу в 1,5-2 км от Лёнвы. Многие девушки горько плакали, но прошло время, к этому привыкли, родители отступили, т.к. убедились, что ничего плохого с нами не произошло, о нас говорили как о передовых. В 1926 г. мы уже смело шагали в спортивных костюмах по улицам Лёнвы до Усолья на празднование международного юношеского дня.
«Наши комсомольцы проводили большую работу по перевоспитанию родителей, родных и населения в вопросах религии, религиозных обрядов и праздников. В противовес праздникам отмечаемым церковью, в клубе в эти дни устраивались лучшие постановки, карнавальные шествия, в которых активно участвовали пионеры. Клуб успешно конкурировал с церковью, в клубе было многолюдно, туда шли молодые и старые».
«Впервые в клубе через самодельные наушники мы услышали радиопередачи. Это нас потрясло, изумило. Поздно вечером, забравшись в небольшую комнату, мы по очереди слушали музыку, сидели очарованные звуком гавайской гитары. Понятие о радио с трудом укладывалось в голове, но воспринималось как новое, возможное только после революции».
На первых, безусловно, трудных порах своей жизни комсомольская организация Усольского уезда сумела совершить настоящую революцию сознания рабочей и крестьянской молодёжи. Перед ней открылась новая веха истории, полная полезных обществу целей и задач, созидательной деятельности. Из воспоминаний мы видим, что комсомол открыл для масс молодёжи технические новшества, вёл с ними необходимую культурно-просветительскую работу, обращал к науке и спорту, учил политической и военной грамоте. И это он делал во времена послевоенной разрухи, голода, безработицы. Конечно, без народной поддержки общественная организация комсомола бы не справилась, но вскоре возникнет и обратная зависимость, когда молодые и сильные построят свой мир, свою страну.