25 декабря 1812 года император Александр I в честь победы российского воинства над Наполеоном подписал манифест о возведении в Москве храма Христа Спасителя. А в 1813-м, когда был объявлен конкурс на главный «победный» храм в Москве, в далеком от столиц прикамском селе Новое Усолье в пермском имении барона Григория Александровича Строганова (1770-1857) - выдающегося дипломата и государственного деятеля – «иждивением его» на месте погибшей в пожаре 1809 года церкви Покрова Пресвятой Богородице с Никольским приделом заложили новую - «во славу Всемогущего и Триипостасного Бога, в честь Угодника Его Святителя Николая Чудотворца и в воспоминание Свыше ниспосланного Церкви и державе Российской избавления от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».
Сохранился текст надписи на бронзовой золоченой доске, изготовленной в литейных мастерских Российской академии художеств и установленной в алтаре: «Церковь каменная во имя святителя Николая чудотворца заложена в 8 день сент. 1813 г. и освящена 29 июля (…) 1820 г.». Народные предания гласят, что «освящение было приличным торжеством и ввечеру при новоосвященном храме была иллюминация и ракеты и многолюднейшее собрание народа».
Местный священник Ипполит Федорович Словцов, занимавшийся церковной археологией, так описывал облик храма в 1875 году: «Церковь сия построена в итальянском вкусе, крестообразно, с круглым большим куполом; с северной, южной и западной сторон имеет фронтоны дорического ордера. Иконостас коринфского ордера сделан под вид белого мрамора, капители и все украшения иконостаса вызолочены, стены расписаны разными изображениями из евангельских событий и притчей, а на куполе написан Покров Пресвятыя Богородицы». Это была классическая русская церковь начала XIX века, увенчанная круглым куполом, и рядом с ней - высокая стройная колокольня с острым шпилем. На колокольне имелось семь колоколов (самый большой весил 210 пудов, а самый маленький -21 фунт), и куранты. В нишах портиков - скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.»
Все в архитектурном замысле служило прославлению победы русского народа в Отечественной войне 1812 года – даже иконостас был выполнен в виде триумфальной арки.
Давно ведутся разговоры о причастности к строительству Никольской церкви уроженца села Новое Усолье, бывшего крепостного Строгановых Андрея Никифоровича Воронихина. Действительно, церковь строилась в последние годы его жизни, когда он много и плодотворно занимался проектированием храмов-памятников для провинции.
Высказывается и мнение о том, что проект выполнил один из архитекторов, трудившихся с Воронихиным. Однако пермский исследователь А.С. Терехин категоричен: автор – именно Воронихин: «Зодчий последние годы жизни работал гад увековечением народного подвига – Отечественной войны 1812 года. <…>Работа над проектами Исаакиевского собора и храма Христа (Спасителя) привела его к решению плана здания в виде креста с однокупольным завершением.
В музее Академии художеств обнаружены чертежи неизвестной церкви, очень напоминающей Никольскую в Усолье». Ученый обратил внимание и на внутренний вид храма, почти повторяющий интерьер «минерального» кабинета Строгановского дворца в Санкт-Петербурге, отделку которого после пожара осуществил А.Н. Воронихин. Нашлись архивные сведения о строителях храма: «Это крестьяне деревни Белая Пашня – Дмитрий Бобылев и Егор Лебедев – заготовляли бутовый камень, обжигом извести занимались Егор, Дмитрий и Петр Бобылевы. В строительстве принимали участие строгановские крепостные из нового Усолья – Василий Опутин, Василий Чишегин, Николай Шишов, а также работники соляных промыслов - Федор Собакин, Евдоким Сибиряков и житель деревни Веретьи Конон Мамонтов».
Побывавший в Новом Усолье писатель П.И. Мельников-Печерский в «Дорожных записках» отмечал: «В самой церкви живопись прекрасная, во вкусе итальянской школы. Особенно замечательны образа девы Марии и Гавриила». Иконы и утварь заказывались в мастерских Академии художеств в Петербурге, однако часть их создавалась и местными мастерами Иваном Мельниковым и Иваном Дощениковым. Кисти первого принадлежат образа «Святой Апостол Петр» и «святой Апостол Павел» (середина 1830-х годов); второй, по преданию, в 1870-х годах вместе с учениками расписал купол храма.
В 1922 году колокола были варварски сброшены и отправлены на переплавку. В 2007 году колокола вновь отлиты на колокололитейном заводе Г.Н. Пяткова в городе Каменск – уральском на средства компании «ЛУКОЙЛ-Пермь».
С 2000 года при финансовой помощи усольской администрации, благотворителей и спонсорской помощи предприятий Березников, усилиями послушниц монастыря и добровольных помощников ведутся работы по реставрации Никольского храма. Отремонтированы кровля купола церкви, частично восстановлена кладка колокольни, установлен металлический крест на куполе, изготовлен временный иконостас. В 2009 году на северной стороне колокольни установлена мемориальная доска, посвященная архитектору А.Н. Воронихину (скульптор В.И. Устинов).
Первое богослужение в Никольском храме состоялось на Пасху 2001 года.
20 июня 2009 года состоялось освящение и воздвижение креста на храмовой колокольне, в том же году установлены истоические часы-куранты, изготовленные Чистопольским часовым заводом по проекту М.В. Божко.
Сегодня церковь закрыта на реставрацию.
По материалам «Московского журнала» №6(210), книги Захарова Д.Л. Памятник победы и воинской доблести. История Никольской церкви в Усолье: исторические очерки. –Пермь, 2012.