В годы Великой Отечественной войны тема защиты Родины, помощи Красной Армии была главной в творчестве профессиональных журналистов, художников, поэтов, артистов и рабкоров, работавших Березниках. Через слово, рисунок, песню они обращались к самым сокровенным чувствам жителей страны.
Общественно-политическая активность творческой интеллигенции города выражалась, прежде всего, через публикации газет «Ударник» и «Березниковский рабочий», заводских многотиражек - «Молния» и «Бюллетень с трудового фронта». На органы печати этого времени выпала особая роль – быть трибуном, агитатором, вдохновителем побед.
Страницы газет регулярно рассказывали о доблестных бойцах фронта, ударниках производства и врачах, вскрывали производственные проблемы, бичевали бракоделов, лентяев и бюрократов. «На нашу печать возложена почётная и ответственная миссия – изо дня в день воспитывать в народе беззаветную любовь к советской родине, подымать работников тыла на самоотверженный труд, добиваться возрастающей помощи фронту. Необходимо превратить газеты в важнейший центр политической работы в массах, трибуну передового опыта…» - призывала журналистов газета «Правда».
Наряду с производственной и городской тематикой в местных газетах неизменно присутствовали патриотические стихи и сатирические шаржи на тему войны. Авторами их становились как известные мастера, так и начинающие поэты и художники. Читателей привлекали сатирические шаржи и стихи удивительно талантливого художника и поэта Ас. Литвак. Чего только стоили его подписи к рисункам - «Адольф и Бенито», «Союзники»! С каким искромётным юмором он, от лица Фрица, он писал «Письмо в Берлин»! -
Письма с фронта в тыл идут
Немцы пишут: «Нам капут,
На Востоке дело швах –
Наших бьют на всех фронтах».
Гитлер в гневе завопил:
«Письма разлагают тыл –
Запрещаю так писать
Правду с фронта сообщать».
Чтоб арийцем бравым быть,
И в тюрьму не угодить,
Вшивый Фриц, больной и злой,
Так решил писать домой:
«Пишу тебе, жена моя,
Как Фриц твой здесь живёт,
Мне очень нравится война,
Читай – наоборот.
Врагов мы скоро победим
И кончим наш поход,
Вернусь домой я невредим,
Читай – наоборот.
Вперёд победно мы идём,
Дух немцев – не умрёт
Нам партизаны – нипочём,
Читай – наоборот.
В бою я часто побеждал
Меня награда ждёт,
Я никогда не отступал,
Читай - наоборот.
«Железный крест» украсит грудь
И будет мне почёт,
Прощай - же, Гретхен, не забудь
Читать – наоборот.
Пока жена письмо читала
Жизнь Фрица пуля оборвала,
Судьба не обошла его,
Смерь Фрицам – всем до одного!
(«Ударник», 1942).
В 1941 – 1945 гг. в газетах «Ударник», «Березниковский рабочий» и областной газете «Звезда» публикуются стихи молодого поэта и журналиста Сергея Стрижова (1911 – 1946). Лично с поэтом березниковцы познакомились в июле 1942 г., когда он в составе группы Молотовского театра сатиры и интермедии побывал на гастролях в Березниках. В короткой заметке «Ударника» сообщалось: «Молотовский театр сатиры и интермедии показывает «Цветы Одессы» (авт. С. Стрижов). Сергей Стрижов – молодой поэт, лишь недавно с фронта. Его стих на фронте - «Я видел девочку», «Тамара», «Я имени его не знаю» - заслужил блестящий приём у зрителей».
Более всего С. Н. Стрижов был известен как песенник. В годы войны он написал около 15 песен. Одни из них распевались на мотив известных произведений, музыку к другим сочинили, находившиеся в пермской эвакуации, композиторы Д. Прицкер, Г. Фарди, Д. Миров. Под его «Боевую уральскую» в 1943 г. березниковцы записывались в Уральский добровольческий танковый корпус имени товарища Сталина:
Гремит война
От края и до края,
Грохочет шквал
С утра и до утра.
В могучий бой сегодня посылает
Своих сынов прославленный Урал.
В 1942 – 1944 гг. на страницах местных газет публиковал свои сатирические стихи и фельетоны на городскую тему, басню «Два льва», стихотворения военной тематики - «С наступающим Новым годом!», «Наступление продолжается» и др. Заслуженный артист РСФСР, ведущий артист ЛенТЮЗа Михаил Борисович Шифман (1926-1960). Прощаясь с городом на Каме, М.Б. Шифман написал проникновенные строки, отразившие благодарность березниковцам от всех «тюзян»:
Прощай Березники! Прощай Урал суровый,
В родимые края судьба уносит нас.
Где прежний зритель ждёт,
Где вырос зритель новый,
Куда вернуться вновь мечтали мы не раз!
Прощай, Березники! Неся культурный отдых,
Здесь проработали мы около трёх лет…
И, может быть, не раз нас вспомнят на заводах,
И скажут, может быть, - как жаль, что ТЮЗа нет!
Привлекая к работе рабкоров, городские газеты публиковали стихи и рассказы самодеятельных авторов. В мае 1943 г. под руководством писателя и журналиста газеты «Звезда» Ал. Кондакова при редакции «Березниковского рабочего» организуется литературно - творческий кружок. Редакция в то время располагалась на втором этаже здания Дома связи (Советский проспект д.19). Здесь, в тесной комнатке литкружка, обсуждались задумки новых рассказов, читались стихи начинающих поэтов И. Бондаря, С. Андреева, Г. Векслера и др.:
Дрожите, фрицы! Час расплаты
Для вас идёт. О, грозен час!
Рука советского солдата
Не пощадит, бандиты, вас.
Зима. Холодный ветер дует
Глаза нам снегом порошит.
Победы радость кровь волнует…
Вперёд! И враг не устоит! (И. Бондарь, 1944)
Пришёл к нам праздник первомайский
Четвёртый раз в огне войны,
Наш фронт теперь в стране германской
Его встречает в эти дни.
И мы, азотчики Урала,
Заявим гордо всей стране,
Что нами сделано не мало
В освободительной войне…
(С. Андреев, 1945).
Здесь же, на одном из заседаний кружка, был впервые заслушан «Сказ о Великой Силе», написанный А. Кондаковым. Позже, в 1945 г., «Сказ» был опубликован в городской газете «Березниковский рабочий»:
«В некоторой стране, в советской стороне, в славном городе Березниках, в глубине на тридесятом метре тыщи лет лежала большая сила, которая потом фрицев косила. Лежала, молчала, себя не выдавала.
Пронюхал про эту силу купец – золотая мошна. Вертелся он вокруг неё ужом, наделал хлопот полон рот, но не добыл он эту силу великую. Только шума вокруг неё натворил на весь мир. После этого застрочили перья бельгийские и английские, французские и прусские и все в один голос твердят: «В России, на Урале, у широкой Камы реки лежит в земле сила великая. Вот, кабы нам её взять, да под себя подмять!»…
Долго-ли коротко-ли протекало время, но двинулось на нас чёртово племя. Собрало оно огромный сброд и сунулось в наш советский огород. На танках, на орудиях, пешком ползут, грабят, насилуют и кричат: «Гут, гут!». Всё, что под руку попадает, - берут, всё в свои танки и грузовики волокут: тульские самовары, ливенские баяны, керченскую селёдку, винницкую водку, дамские рейтузы, азовские арбузы, запонки и шпильки и двинские кильки, косынки и платья с детей и старух и липкую бумагу для мух. Белорусские поросята на привязи за танками бегут, а фрицы хрюкают, стреляют и кричат: «Гут! Гут!».
А в красной столице, в звёздной Москве наш полководец думал думу великую – как свой народ от этой нечисти избавить? Вокруг него сидят наркомы – советчики, помогают ему, его мысли разгадывают. Вот один из них и говорит: «Для спасения своего народа много мы настроили военных заводов… Надо нам немца совсем добить - надо березниковский карналлит добыть».
Застучали бойко топоры. Это Уралхимпройстрой стал стены цехов возводить… А Великая Сила лежала под ними и думала: «Надо мной проходили века как весной молодая река. Сколько слышала я племён! Сколько видела я знамён! Люди чуяли силу мою – ведь о ней даже в песне поют… Не далась никому я в те дни – слишком слабыми были они… Чёрный вихрь войны закрутил – людям надо побольше сил. Я им силу свою отдам – для победы, на страх врагам!».
Настала весна. И строитель рад, и монтажник рад – пущен в ход Калийный комбинат. Карналлит – на гора! Карналлит добыт. И он теперь станет врага бить!!! Наделали стахановцы из него гостинцев для гвардейских миномётов, зажигательных бомб, осветительных ракет, трассирующих снарядов и пуль, дюралюминия, аэросаней. Вот какая это была Великая Сила!!!
Увидел её немец – испугался, присел и сразу медвежьей болезнью заболел. Да и как же тут не болеть? От такой силы впору и околеть. Как ударили гвардейские миномёты – запылали от них гитлеровские роты. Бросают они оружие, сдаваться в плен бегут. Плачут и воют: «Ни гут! Капут!».
А в Красной столице, в звёздной Москве рассказали Михаилу Ивановичу, как березниковцы великую силу добыли, как они калийный комбинат соорудили и что с врагом от этого карналлита делается. Вышел Михаил Иванович на Кремлёвскую стену, навёл подзорную трубу и увидел в неё славный город Березники. А на окраине, на горе стоит новый комбинат. Трубы дымом в небо попыхивают, машины шумят - работают, транспортёры как реки плавно движутся и на них белый – белый карналлит плывёт.
Увидел в свою трубу Михаил Иванович строителей и монтажников и говорит им: «Молодцы ребята!». А строители и монтажники отвечают: «Все, что ни скажешь – всё для фронта сделаем! Мы не знаем слово «не могу»!» И прислал им Михаил Иванович орденов и медалей. «Это вам в награду за карналлит». Тут и моему сказу конец…»
В дни войны одним из наиболее доходчивых средств агитации являлся лозунг-плакат. В мирное время партийные организации недооценивали его значение: о плакате вспоминали лишь в выборные компании. Теперь ему было отведено центральное место. В ДК Ленина, кинотеатре «Авангард», на вокзале станции «Усольская», городском цирке, на улицах города можно было увидеть плакаты Кукрыниксов, «Окна ТАСС», Союза художников Молотовской (Пермской) области.
В Березниковском историко-художественном музее хранится один из тех, чудом сохранившихся изданий – плакат мастерской агит-плакатов Союза художников г. Молотова 1942 года. Авторы его – художник В.Ф. Мороз и поэт А.А. д' Актиль (Анатолий Адольфович Френкель) в эти годы работали в городе Молотове (Перми) и принимали активное участие в организации фронтовых концертных бригад. Их яркий и выразительный плакат сообщал читателю:
Фриц Мюллер горд и полон сил
Ему сам фюрер посулил
Железный крест в петлицу
И русскую землицу.
Проходят месяц – три – и шесть:
Невзгод у Мюллера не счесть
Ему-б держаться гордо
Да в кровь разбита морда.
Но год окончился едва –
Сбылися фюрера слова:
В наличности у Фрица
И крестик и землица.
Поэт, автор «Марша энтузиастов», «Марша Буденного», «Парохода» и ряда песен, ставших советской классикой, д'Актиль прожил в эвакуации не долго. В ноябре 1942 г. он ушёл из жизни и был похоронен на Егошихинском кладбище (г. Пермь).
Читатели газеты «Звезда», «Ударник», «Березниковский рабочий» знали политические плакаты художника Л. Старкова. Часть его набросков и эскизов, сделанных в 1942 – 1944 гг., сегодня хранятся в Березниковском историко-художественном музее. Один из них – «По поводу очередной провокации» - был снабжён текстом М. Шифмана:
Ни для кого не секрет,
Что продуктов в Германии нет!
И единственный продукт питания,
Который выпускает Германия,
Распространяя каждые сутки
Это дешёвые немецкие утки!
И всё же, агит-плакатов, оперативно откликающиеся на быстро меняющиеся события в стране и мире, в городе крайне не хватало. «В фойе цирка справа от входа толпятся зрители. Один из артистов цирка гитарист Побегайло сделал увеличенные копии остроумных карикатур Кукрыниксов, помещённых в «Правде». Карикатуры снабжены стихами С. Маршака… Художественных плакатов, зовущих к борьбе с фашистскими захватчиками, картин, воссоздающих подлинные эпизоды отечественной войны, карикатур на вшивых фашистских вояк очень мало, и это является большим недостатком…» - писала газета «Ударник», призывая местных художников подключаться к агитационной работе.
Мощной силой в арсенале пропагандистской работы становилась стенгазета. Городской комитет партии требовал создания мобильных стенных информационных листков в каждой организации города, в каждом заводском цехе. Призванная рассказывать о передовом опыте бригад и лучших производственниках, бичевать нерадивых работников стенгазета выявляла талантливых самородков - художников, поэтов, писателей. Чаще всего они проявляли себя в сатирических приложениях - газетах «Крокодил» (БАТЗ, БСЗ), «Крокодилограмма» (депо ст. Усольская, ТЭЦ), «Скипидар», «Колобок» (ТЭЦ) и др. Утром, идя на смену, рабочие толпами собирались около новой газеты, хохотали над уродливыми изображениями гитлеровских вояк, дезорганизаторов производства.
Серьёзный нрав у крокодила.
Смотри, не попадись ему на вилы
- предостерегала сатирическая надпись «Крокодилограммы» депо ст. Усольская.
Для всех инструкция – закон.
Она не любит перемены.
Никто не смеет – ни ты, ни он,
Уйти домой, не сдавши смену
- критиковал «Скипидар» начальника котельной ТЭЦ.
Кирпичи кладёт Андронов.
Третья норма – вот ответ.
Жилкин смотрит на ворону –
У него и нормы нет.
Дорогой товарищ Жилкин,
Подведёт вас эта птица!
Ох, в работе вы не пылки-
Этак больше не годится –
критиковала «Крокодилограмма» ТЭЦ каменщика Жилкина.
Большой популярностью читателей – рабочих БАТЗ пользовался « Заводской крокодил» (редактор - инженер Лаврентьев, поэт - инж. Дерекшевич, худ. Старков). «Прогульщикам, симулянтам, лодырям и прочим «пособникам врага» в нём крепко доставалось» - вспоминал Л.А. Старков. К сожалению, стенная печать времён Великой Отечественной войны до наших дней не сохранилась. В газетных статьях остались лишь упоминания на некоторые фамилии их редакторов – Чудаков, Трудова, Куимов, Вяткин, Фадеева, Скосарев, Лаврентьев и др.
Не смотря на тяготы военных лет, духовная жизнь горожан продолжалась. Вооружившись своим главным орудием – карандашом, творческая интеллигенция города вносила свой вклад в общее дело борьбы с врагом.