В закрытом показе исторической экспозиции находится уникальный экспонат - Альбом «Виды московских, нижегородских и пермских владений князя Сергея Михайловича Голицына».
Фотоискусство во второй половине XIX века было модным новшеством, переживавшим стремительную эволюцию: вслед за уходящими дагерротипами и калотипами с середины 1870-х годов получили распространение снимки, выполнявшиеся на стеклянных пластинах, покрытых коллодионным желатиновым сверхчувствительным слоем. Зародилась традиция собирания семейных фотоальбомов. Альбомы фотографий, преподносимых в дар высокопоставленным лицам, богато украшались.
Один из подобных альбомов, являющийся ныне экспонатом музея, - Виды московских, нижегородских и пермских владений князя Сергея Михайловича Голицына»: замечательный памятник русского ювелирного искусства и важный исторический источник, датированный последней четвертью XIX века.
Альбом этот – с форзацем, обтянутый муаром, и золотым обрезом – преподнесен «Его сиятельству князю Сергею Михайловичу Голицыну», как гласит эмалевая вязь на серебряной ленте, вплетенной в чеканный лавровый венок, обрамляющий родовой княжеский герб. На концах ленты эмалевая же подпись: «Признательные служащие».
Крышки альбома обшиты черным деревом и оправлены в серебро. Оправа создана в Москве «5 июля 1880 года» (эта дата выполнена литыми серебряными буквами на верхней крышке, украшенной цветными эмалями). Ее сделали по рисунку архитектора Поздеева на фабрике золотых и серебряных изделий Павла Акимовича Овчинникова, о чем свидетельствует клеймо, хорошо известное исследователям русского прикладного искусства. Имени или инициалов самого Овчинникова на оправе нет: очевидно, над ней трудились потомки Павла Акимовича (дело отца на его фабрике продолжали сыновья Михаил, Александр, Павел и Николай). Фабрика П.А. Овчинникова, основанная в 1853 году, вскоре стала, наряду с фабриками Сазикова, Хлебникова, Фаберже, Морозова, Грачева, одной из самых крупных ювелирных фирм России, специализирующихся на изготовлении эмалевых изделий. В 1881 году у Овчинникова работало 300 человек. В 1882 Павел Акимович получил звание придворного поставщика. Именно мастерами его фирмы была возрождена древняя техника перегородчатий эмали.
Оправа альбома представляет собой превосходное произведение прикладного искусства. Глухие (непрозрачные) эмали по чеканному флоральному орнаменту рамки дополняются эффектными розетками, накладными наугольными украшениями в виде виноградной грозди в волютах, гирляндах и сиянии. Рамка обведена валиком с растительным орнаментом, выполненном в технике эмали по чеканке.
Эмалевые надписи «Москва» и «Пермь» франкируют украшения в виде пирамидок, выполненных в технике перегородчатой эмали. В изображении родового герба, являющегося центром композиции, верхняя часть щита, так называемая «литовская погонь», воплощает совершенство техники расписной эмали.
Снимки горнозаводского Прикамья сделаны мастерам московской фотографии Н.И. Борисова. Их 88; они наклеены на картонные листы, обтянутые белой бумагой, и представляют собой виды владений Голицыных в Нытве и Пашие, живописных горных берегов рек Чусовой и Усть-Вильвы, строящегося Чусовского завода, села Новое Усолье, ленвенских соляных промыслов.
Открывают альбом фотографии главного и бокового фасадов московского дома князя С.м. Голицына, а также его нижегородского дома, завершает – фотомонтаж из овальных портретов служащих князя, к сожалению, не подписанных.
Пока остается загадкой, к какому событию было приурочено создание альбома, и чем особенным отмечен день 5 июля 1880 года. Это – предмет будущих исследований жизни и деятельности Голицыных на Пермской земле.
Данный альбом был обретен благодаря деятельности И.Ф. Коновалова, который, по одной из легенд, обнаружил его ювелирном отделе г. Москвы и получил при содействии Н.К. Крупской.
Альбом отреставрирован в 2010 г.
Зав «Визит – центром» МБУК БИХМ Федяева С.С. по материалам «Московского журнала» №6 (210)