Архив публикаций

17.07.14   Портреты из букв или о том, что сокрыто в музейных запасниках

Варнакова О.старший научный сотрудник БИХМ

В фондах Березниковского историко-художественного музея хранится немало любопытных документов, предметов старины, картин, икон, книг и др. Изучение истории происхождения иных из них доставляет несказанное удовольствие. Тут и драйв от ощущения постижения тайны, сопричастности с историей, и волнение первопроходца, окунувшегося в пучину неизвестного, и желание поделиться своими «маленькими открытиями».

К таким недавним «открытиям» можно отнести фотопортреты писателей Л. Н. Толстого и А. П. Чехова из собрания музея, выполненные в необычной технике, посредством текстов из их же художественных произведений.

Оригинальные портреты великих писателей

Превращать текст в картинки люди научились давно. В Европе ещё в средние века портреты, составленные из кусочков текста, перестали считаться редкостью. В России же первые портреты из букв появились в нач. ХХ в. Первооткрывателем и организатором такого производства стал издатель С. Б. Хазин. В 1900 г. он впервые издал в буквенном изображении портрет графа Л. Н. Толстого. Взяв за основу известный снимок писателя 1892 года, он смыл большую часть изображения, оставив нетронутым только лицо. Поверх бледного контура, заполняя все пространство от руки буквами высотой не более миллиметра, мастер переписал текст XIII главы «Крейцеровой сонаты». На волосах, бороде, усах, блузе расположились, таким образом, 4700 знаков! Титанический, ювелирный труд во имя критики нравов, проблем супружества, любви и ревности! Напомним, канва повести - исповедь человека, убившего нелюбимую жену из ревности к музыканту и теперь несущего свой крест.

В выходных данных издания портрета указано: «Собственность издателя С.Б. Хазина, дозволено цензурою. Одесса, 23 мая 1900 г. Фот. С.В. Кульженко. Киев». Впоследствии, в 1905 г. в Одессе, был издан еще один подобный портрет Льва Толстого. Но это была уже не фотография, а гравюра.

В 1903 г. С.Б. Хазин выпускает фотопортрет А. М. Горького с записанным рассказом «Мальва». А в 1904 г., в той же киевской типографии С.В. Кульженко,- погрудный, прямоличный портрет А.П. Чехова в пенсне по фотографии Ф. О. Опитца 1901 года с переписью рассказов - «В бане», «Сирена», «Роман с контрабасом», «Злой мальчик» из 26 тысяч знаков.

Однозначно назвать эти уникальные фотопортреты трудно: с одной стороны - это изображения великих писателей, с другой – литературные произведения. Читать их без лупы практически невозможно – мизерный текст, невозможность понять начало и конец произведения. Но в том то и состоит особое очарование портретов!

Березниковские редкости

Сколько текстовых портретов Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и А. М. Горького было выпущено С. Б. Хазиным, сказать трудно. Об издателе сохранилось крайне мало сведений. В выходных данных под изображением стоит запись – «копировка будет преследоваться законом», и потому, вероятнее всего, тиражирование портретов не допускалась. Сегодня известно, что отдельными портретами Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и А. М. Горького издателя Хазина располагают несколько музеев и библиотек: Ульяновская областная научная библиотека, музеи-усадьбы А. П. Чехова в «Мелихово» и Сумах, музей Л. Н. Толстого в Москве, музеи городов Красноярска и Слободского (Кировской обл.). Два портрета великих писателей с 1965 г. хранятся в Березниковском историко-художественном музее.

В легенде о времени поступления «березниковских редкостей» сообщается: «портреты Л. Н. Толстого и А. П. Чехова поступили от старожила города Березники, лесничего Горкомхоза П. А. Кучина в дар, безвозмездно. Хранились в семье ещё с дореволюционной поры и были приобретены отцом Павла Александровича, жителем п. Веретье, кожевником, большим любителем литературы». Как они попали к кожевнику Кучину можно только догадываться. Скорее всего, портреты были приобретены в Нижнем Новгороде, где на ярмарках частенько бывали местные торговцы, торговые агенты обществ потребителей и распространителей книжной литературы. Долгий «жизненный путь» портретов виден визуально: на бумаге следы пятен, «засидов», загрязнений и порывов. Но в целом они в достаточно хорошем состоянии и после небольшой чистки и реставрации смогли бы достойно украсить экспозицию музея книжной культуры «Алконост», который в последнее время переживает период обновления и реконструкции.



Список записей
Работает на: Amiro CMS