Выставка пермских художников «Global Art Community»

19.07.13

Министерство культуры Российской Федерации МАУК г. Перми «Центральный выставочный зал» МБУК «Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова» Филиал «Усадьба кн. Голицыных» открывают выставку пермских художников в рамках проекта «Global Art Community»

ПЕРМСКИЕ ХУДОЖНИКИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Открытие выставки состоялось 17 июля в 18-00 по адресу: музей «Усадьба князей Голицыных», Пермский край, г. Усолье, ул. Спасская, 14

Выставочный проект "Global Art Community"создан с целью показать современное искусство Перми. Авторы картин в экспозиции – наши современники, наши земляки и наши выпускники, окончившие живописное отделение Уральского филиала Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Сегодня они превосходные профессионалы, и как показывает экспозиция выставки, мастера.

По лукавым утверждениям некоторых «специалистов», среди которых чаще всего торговцы искусством, мы слышим, что живопись как вид искусства, отжила свой век, что она осталась в прошлом и даже позапрошлом веке, что она старомодна и не актуальна…

Новый проект Центрального выставочного зала Перми не только доказывает обратное, но и позволяет утверждать, что именно живопись сегодня способна, наряду с другими видами, того, что называется настоящим искусством, говорить о наиболее существенных проблемах жизни. Это именно те проблемы, которые волновали людей всегда и сегодня остаются, как никогда современны. Вечные темы искусства ДОБРО и ЗЛО, отношения ЧЕЛОВЕКА и МИРА отражены в разнообразных по тематике картинах, они искренне волнуют участников проекта, художников Максима Каёткина, Татьяну Нечеухину, Юлию Пермякову, Александра Грекова, Максима Нурулина, Егора Субботина и Максима Титова.

Безусловно, проще изготовить из подручных средств некие объекты, придумав концепцию, которую зрителю нужно будет разгадывать. Главное, для этого не нужно много лет учиться, постигая тонкости профессионального мастерства, не понадобятся, как правило, и душевные затраты.

Техника живописи, с одной стороны сохраняет традиции, восходящие к эпохе Возрождения, с другой постоянно развивается, благодаря использованию новых материалов и новых приемов изображения. Однако, язык живописи, как и прежде, остается не так прост, как хотелось бы, он требует от зрителя некоторых навыков. Задумывая картину, художник вкладывает в ее создание много нюансов, из сочетания и взаимодействия которых, начинает проступать ее главный смысл. Именно ради него живописец берет холст, грунтует его, разводит краски, подбирает кисти, продумывает композицию, наносит рисунок, и начинает писать.



Художник в процессе работы продумывает композицию, моделирует форму и организует пространство, прежде всего тех мыслей и образов, которые кажутся ему важными. По сути, живописец это человек, способный свои мысли о жизни, о людях и свои чувства передавать особым языком, языком живописи. Авторы, участвующие в проекте "Global Art Community"прекрасно владеют всем арсеналом средств, необходимым для создания того, что с полным правом можно назвать произведением искусства.

Оно не призвано развлекать или обслуживать вкусы любителей, оно «говорит» своим специфическим языком о вещах важных для людей любой эпохи. В их картинах размышления о смысле жизни, об истории, о прошлом и настоящем, о главных человеческих ценностях: СЕМЬЯ, ПРИРОДА, ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ УСТРЕМЛЕНИЯ…

Удивительно то, что молодежь, о которой нередко говорят, что она не ценит прошлое, не уважает опыт поколений и любит лишь удовольствия, в представленном проекте с чрезвычайной серьезностью, но без ненужного здесь пафоса, обращается к вечным вопросам бытия. Вместе с тем, каждый из авторов остается абсолютно современным и по живописному языку, и по тематике, и по сложности ассоциативного ряда. Их работы лишены спокойного повествования.

Полотно М.Титова «Люся», при всей эпатажности темы и обостренного ракурса, написано с явным человеческим вниманием и состраданием, что в свою очередь побуждает задуматься и сопереживать. Ценность семейных отношений, внимание к судьбам людей разных поколений определенно проявлены в целом ряде работ Т.Нечеухиной, М.Титова, Е.Субботина и М.Нурулина. Особой эмоциональной глубиной и пронзительной нежностью отмечены детские образы, в которых современные реалии гармонично соединяются со стремлением понять глубинный смысл жизни.

Подкупающей искренностью и выразительностью пластического языка картины молодых авторов оставят у зрителей сильное впечатление. Даже рассматривая вполне узнаваемые бытовые ситуации художники избегают излишнего погружения в повседневность, оттого их образы часто получают высокий бытийный смысл. Этому немало способствует крупный формат картин. При том, что он технически значительно более трудоемкий, выбор большого размера определенно свидетельствует о важности для авторов тем, к которым они обращаются, это способ обратить внимание зрителя и придать особое значение своему высказыванию.


Картина это всегда высказывание художника. Чтобы быть понятым каждый из них ищет как можно более точную форму и выразительные элементы, совершенствует язык произведения. Несмотря на сложности языка искусства, внимательный зритель, безусловно, сможет оценить искренность и последовательность этих высказываний.

Каждое произведение в экспозиции побуждает к сопереживанию, стоит только всмотреться и вчувствоваться в созданные художниками картины жизни. Здесь ощутима духовная, нравственная работа каждого автора. «Месторождение» М.Каёткина это и место рождения земли, разверстой своим нутром, и отвалы выработки некогда полезной почвы, из которой человек изъял все самое полезное, а вместе с тем, в этом и судьба заброшенного карьера. Именно живописными средствами, тонкими цветовыми градациями и оттенками в почти монохромной гамме художник показывает красоту, которую земля сохраняет, несмотря ни на что.

Картины с названием «Лестница», не сговариваясь, создали Максим Нурулин и Александр Греков. Две разные лестницы, обе вполне реальные и вполне узнаваемые. Поскольку обе лестницы изображены без какого-либо сопровождающего сюжета, лестница может быть трактована как главный герой картины. Отсюда возникает ощущение, что смысл каждого произведения в самом смысле лестницы, которая может вести как наверх, так и вниз… Это лестницы нашей жизни.

У М.Нурулина в большинстве работ немало метафор, при этом выразительные средства его картин достаточно аскетичны. Его герои брутальны и мужественны. Приемы, которыми пользуется А.Греков – подробная прорисовка достоверной среды обитания людей, которых часто нет в картинах. Он наделяет интерьеры и пейзажи глубоким драматизмом, во многом соответствующим драматизму реалий современной жизни. Преимущественное отсутствие живых персонажей в его изображениях иногда нарушает появление каких-то теней, похожих на людей-призраков.

В проект "Global Art Community" органично вошли произведения Егора Субботина. Его работы, в отличие от других участников, созданы в графичной манере. Сам он выпускник отделения декоративного искусства и владеет многими техниками. Герои его произведений, созданных в технике акрил по картону, тематически и ментально совпадают с работами живописцев. Его стилистика представляет своеобразный шаржированный прием, но его также волнуют этические проблемы, которые тревожат живописцев.


Совершенно не случайно то, что у каждого из авторов проекта "Global Art Community" есть обращение к мифологическим темам или к образам, наполненным символами. Сложность современной жизни с трудом поддается однозначному простому осмыслению.

Определенная Зашифрованность персонажей и ситуаций, своего рода иносказания определенно ощутимы в живописных полотнах «Постриг» Т.Нечеухиной, «Инквизиция» и «Великий ИК» А.Грекова, «Инок», «Дороги» и «Старец» М.Нурулина, «Месторождение» М.Каёткина, в диптихе «Кукловоды» М.Титова и в работах Е.Субботина. В образах картин Ю.Пермяковой «Всадники Апокалипсиса», «Вавилонская блудница» и «Жена, облаченная в солнце» иносказания приобретают особую остроту, а библейские темы кажутся как никогда актуальными. Можно считать это приглашением к размышлению о вере и безверии, об истинном и наносном в современной жизни, о добре и зле... Художники сами «болеют» этими вопросами, у них нет прямых ответов и нет готовых рецептов. Они подчас ставят неудобные сложные вопросы, и эти вопросы не для любителей красивой жизни. Но это именно те вопросы и темы, ради понимания которых существует искусство.


Все сюжеты и образы картин молодых авторов лишены поверхностного рассказа, пересказывать их – дело неблагодарное. За каждым изображением возникает цепь ассоциаций и глубоких размышлений. Молодые авторы берут на себя смелость и большую ответственность исследовать темы, к которым обращались многие поколения творцов и мыслителей в различные времена. Профессионализм и отвага художников, их готовность говорить о большом и важном внушает уважение. Вместе с тем, появляется надежда на то, что языком живописи, создавая образы на волнующие темы, каждый из авторов сумеет по-своему глубоко отразить наше сложное время.

Ольга Клименская, искусствовед

Выставка проходит в помещении Центрального выставочного зала по адресу: Пермский край, г. Усолье, ул. Спасская, 14 Выставка продлится до 25 августа.

Работает на: Amiro CMS