Старейшему краеведу Верхнекамья Виктору Цыпуштанову иполняется 75 лет

21.05.15

23 апреля старейшему краеведу Верхнекамья, искусствоведу и музейному работнику Виктору Александровичу Цыпуштанову исполнится 75 лет. Большая часть его жизни была посвящена работе в Березниковском краеведческом музее, 90 летний юбилей которого будет отмечаться в этом году. В данной публикации мы предлагаем читателю главу из подготовленной к изданию книги О. Н. Варнаковой «Хранители исторической памяти», рассказывающую о творческом пути и музейном подвижничестве В. А. Цыпуштанова.

Виктор ЦыпуштановВ 1970 – 1973 гг. ученики Коновалова покинули музей. Одни из них перешли на преподавание в школу, другие - возглавили заводские и народные музеи. Виктор Цыпуштанов относился к последним. Он навсегда связал свою жизнь с краеведением, изучением архитектурных памятников Усолья и исторического наследия Верхнего Прикамья.

Разбирая бумаги по истории музея, я случайно натолкнулась на автобиографическую записку В. А. Цыпуштанова, где он сообщал о себе так:

«…Моим ранним детским потрясением было посещение музея в Строгановском доме в Усолье. Я стал возить туда своих друзей. Вопреки ожиданиям, музей их мало вдохновлял.

В восемь лет – 1948 г. - я стал учеником школы им. Пушкина, где в это время завершал обучение наш будущий президент Ельцын. Учился я средне, успевал по русскому и литературе, с трудом волочил математику. С шестого класса стал посещать радиокружок и участвовать в выставках технического творчества, что в будущем на несколько лет определило мою дальнейшую судьбу. Мой отец, Александр Петрович, работал в цехе №10 содового завода аппаратчиком. В годы войны производил для оборонной цели иприт, здесь и потерял здоровье. В 1957 г. он доживал отведённые ему месяцы в больнице, и я, по семейным обстоятельствам не окончив десятилетку, пошёл работать учеником монтёра связи. Через месяц меня взяли радиотехником. Работал и участвовал в самодеятельном хоре ДК Ленина, в спектаклях «Свадьба в Малиновке» и «Человек с ружьём».

Затем меня призвали в армию. Прослужив 3-4 месяца, по болезни был комиссован и возвращён на прежнее место работы. В 1961 г. с открытием в Березниках музыкального училища поступил на дирижёрско-хоровое отделение и с помощью студентов оркестрового отделения освоил гобой. Позже играл партию второго гобоя в городском симфоническом оркестре.

Встреча с И. Ф. Коноваловым перевернула жизнь. Он вовлёк меня в краеведческую работу, пригласил работать в Березниковский музей…»

В. А. Цыпуштанов на экскурсии в Усолье. 70-е г. ХХ в._smПозже, по моей просьбе, Виктор Александрович написал воспоминание о себе и музее тех лет. Для характеристики особенностей работы того периода приведу его почти полностью:

«… В 1964 г. судьба свела меня с Коноваловым. Причиной нашей встречи стала забота о судьбе недавно закрытых церквей в Пыскоре и Лёнве. Это было не просто знакомство с легендарным краеведом – я окунулся в музейную атмосферу, стал участником походов по историческим местам и археологических изысканий, помощником в музее.

Зная, что я часто бываю в лёнвинской церкви, Иван Фёдорович попросил меня снять и привести в музей старинную храмовую летопись, записанную на камне. Он видел только поверхность камня и не знал, что это был за камень. Была зима 1964 года. Мы с друзьями, прихватив на случай детские санки, отправились в Лёнву. Когда увидели кем - то уже извлечённый из стены аршинный каменный блок около 15 см. толщиной, приуныли. Его и от земли оторвать было затруднительно. Алюминиевые санки, мороз -20 градусов и нас трое! Отважились. Транспортировка камня длилась два дня. На ночь поклажу зарыли в снег, на середине Камы (этот экспонат находится в экспозиции БИХМ – от автора).

В. Цыпуштанов. 1967 г.В 1965 г. меня зачислили в штат Березниковского музея младшим научным сотрудником. Я без сожаления поменял хорошо оплачиваемую должность радиотехника содового завода на 47 рублёвый музейный оклад. Оформлен был сотрудником планетария, но провёл только 2 экскурсии – через неделю планетарий закрылся. Я стал универсальным работником – фотографом, шрифтовиком, «верхолазом» и вообще – «Витей» на всякий случай. Меня уважали за безотказность.

Как того требовала музейная инструкция я должен был поступить в ВУЗ и в 1968 г. стал студентом Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, возглавил художественный отдел музея. Зарплата моя выросла до 70 руб., объём работы увеличился.

Художественный отдел музея представлял собой две смежные комнаты в южной части здания. Здесь, в не приспособленном помещении с двумя окнами, нужно было разместить большое количество картин. Между окнами я поставил перегородку и увеличил экспозиционную площадь. Эта стенка стоит до сих пор, уже 47 лет! Тогда же впервые был открыт отдел - «Древнерусская живопись и скульптура XVII – XIX вв.

Работая в музее, я параллельно занимался организацией народного музея в Усолье. Работа эта, хотя и на общественных началах, захватила меня. И. Ф. Коновалов поддержал начинание: «Надо, надо в Усолье создавать музей!» Т. В. Зимнина, директор музея того периода, с иронией смотрела на новую затею, но не возражала – Министерство культуры приветствовало создание народных музеев. Я предложил сделать выставку «Памятники архитектуры Прикамья». Свободного места для неё не нашлось, под выставочную площадку освободили забитый хламом тамбур. С этой небольшой выставки началась традиция устройства тематических выставок – «Детское творчество», «Материалы экспедиций» и др.

В конце 60-х годов началось всесоюзное движение по созданию музеев-заповедников. Наш усольский народный музей двигался в том же направлении. Находясь в Ленинграде, я познакомился с научным сотрудником Географического общества СССР В. Г. Пионтеком – членом Комиссии музеев под открытым небом. Он предложил мне выступить на заседании Географического общества с сообщением о возможности создания историко-архитектурного заповедника в Усолье. Иван Фёдорович, с которым я во всём советовался, сначала положительно отозвался об идее моей командировки, но после почему – то выразил возражение. Я махнул на всё рукой и улетел в Питер. Мой доклад был заслушан на заседании Комиссии 10 апреля 1967 г. А дома меня ждал скандал… В то время командировки за пределы области давали только по разрешению из столицы. Самовольное «путешествие» грозило мне увольнением - спасло заступничество коллектива музея.

экспедиция 1986 г.Член экспедиции Цыпущтанов В. А.В 1968 г. в Соликамске на совещании музейных работников Пермской области я познакомился с представителем Министерства культуры РСФСР Георгием Сидоровичем Фурсом, который предложил мне принять участие во Всесоюзной конференции декоративно-прикладного искусства, проходившей в Московской Академии художеств СССР. Из Москвы я вернулся «окрылённым». Как участник конференции, посетил многие музеи Москвы и Подмосковья. В музей вернулся не с пустыми рукам - было традицией привозить редкие вещи - подарки, приобретения из антикварных магазинов или от знакомых.

Период 1967-1968 годов был очень трудным для коллектива. Кроме работы связанной с реконструкцией отделов, добавились аварийные проблемы. Зимой 1967 г. город пережил страшную аварию. Повсеместно начали лопаться батареи центрального отопления. Горы радиаторов, вышедших из строя, грудились на улицах города и площади Ленина. От аварии пострадал и музей. Сильное затопление в фондах повредило ценные документы, которые не подлежали восстановлению. На ликвидацию последствий аварии мы потратили больше недели.

За хлопотами по основной работе не оставлял и народный музей. В 1968 г. ему передали помещение Строгановского дома. Но какое? Мы - энтузиасты - общественники оказались в неотапливаемом и не электрифицированном здании. Вскоре на военную службу был призван общественный руководитель музея Г. Найданов, по работе и учёбе разъехались и другие члены музея. Однажды, придя в музей обнаружили его разграбленным: осколки бесценного фарфора, страницы старых книг валялись вперемежку со снегом… Казалось, что детище наше, не став ещё на ноги, окончательно погибло. Только через пять лет мы сумели построить первую экспозицию.

В 1970 г. я ушёл из Березниковского краеведческого музея. Преподавал в Усольской музыкальной школе и одновременно занимался народным музеем, создавал свой актив. В него вошли краевед И. Ф. Коновалов, ветераны партии И. С. Гонцов и К. М. Пачгин, молодые краеведы - В. Седегов, Ю. Змеев… В 1976 г. ленточку вновь открытого музея в районном Доме культуры перерезал почётный гражданин Усолья И. Ф. Коновалов…».

По крупицам собирая бесценную историю Усольской земли, Виктор Александрович изъездил район вдоль и поперёк. Организовывал школьные краеведческие кружки, читал лекции по истории архитектурных памятников, искал музейные экспонаты. Этнографические коллекции народного музея позволили ему в 1980 г. участвовать в проведении совместного с Березниковским музеем республиканского семинара «Кистевая роспись».

В 1983 г. из Дома культуры музей переехал в архитектурный памятник XIX в. - дом кн. Голыцыных. Ещё стучали типографские машины прежних хозяев дома, а Виктор Александрович уже размещал музейные «сокровища», организовывал экскурсии. Экспозиция тогда выглядела убого: не было специального оборудования, на самодельных планшетах красовались фотографии и от руки написанные этикетки - на содержание народного музея выделялись копейки, все работы Цыпуштанов выполнял сам, материалы закупал на свою мизерную зарплату методиста Дома культуры.

Но и в новом помещении музей оставался не долго. В 1985 г. силами березниковского горисполкома создаётся Березниковский участок Пермских научно-реставрационных мастерских, и дом Голицыных становится объектом реставрации. Потребовалось освободить помещение - вывезти коллекции музея. На выручку пришёл Березниковский краеведческий музей. Он взял народный музей под своё «крыло» и объявил его своим филиалом (1986). В июле 1988 г. в доме кн. Голицыных была открыта первая экспозиция филиала Березниковского краеведческого музея, а В. А. Цыпуштанов стал его первым заведующим.

В 2000 г. Виктор Александрович ушёл из Березниковского музея и с 2002 г. работает в Усольском историко-архитектурном музее «Палаты Строгановых». Он по-прежнему занимается любимым делом – восстанавливает прошлое Усолья, открывает и сохраняет его для новых поколений. По проекту В. А. Цыпуштанова в «Палатах Строгановых» были реконструированы изразцовые печи, изготавливается лекальный кирпич. Искусствовед, старейший краевед и музейщик широко востребован: он главный консультант по вопросам архитектуры городов Усолье и Березники, член Правления Ассоциации колокольного искусства России, участник республиканских конференций, автор ряда книг и публикаций по истории промышленности и культуры Верхнекамья.

Старший научный сотрудник БИХМ О.Н. Варнакова

Работает на: Amiro CMS