Свет Миру. Иконы Преображения Господня в собрании Березниковского историко-художественного музея им. И.Ф. Коновалова

11.09.14

"По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, ризы же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. ... облако светлое осенило их; и вот, глас из облака говорящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение, Его слушайте"

(Евангелие от Матфея 17:1-12)

Преображение Господне – праздник посвященный воспоминанию одного из важнейших моментов евангельской истории и его празднование восходит еще к IV веку. Образ этого события является неотъемлемой частью праздничного ряда православного иконостаса.

Свет - одно из ключевых христианских понятий и образ, данный в Евангелии для постижения Бога. - Христос говорит о себе: "Я - свет миру"(Ин. 8.12). Согласно учению святых отцов Преображение состояло не в изменении Божественной природы Христа, но в явлении Его Божества в природе человеческой. По свидетельству святого Григория Паламы, Фаворский Свет - "есть … излучение Самого Божества, излияние Благодати Пресвятой Троицы, освящающей мир".

В собрании Березниковского историко-художественного музея им. И.Ф. Коновалова хранится пять икон, показывающих нам чудо Преображения.

В образе из праздничного ряда иконостаса благовещенского придела Пыскорской Николаевской церкви Преображение показано на фоне узнаваемого уральского пейзажа написанного в живописной манере. Фигуры же Спасителя апостолов и пророков напротив, исполнены в традиционной технике иконописи. Что наряду с обильным золочением и колоритом сближает икону с памятниками невьянской иконописной школы.

Несомненно, притягивают внимание такие иконографические детали как открытый гроб рядом с Моисеем, как указание на то, что он был призван на Фавор из мира мертвых и облачный сегмент позади Илии напоминающий, что пророк был взят на небо живым. По словам святителя Иоанна Златоуста, пророки Моисей и Илия явились на Фавор в доказательство Божественной власти Иисуса Христа над жизнью и смертью.

Во время летней практики студентов Российской академии живописи ваяния и зодчества И. Глазунова была укреплена икона Преображения с предстоящими святыми на полях. В этой небольшой по размеру иконе уральского письма сюжет разворачивается на фоне горок, которые разделены на три вершины. Они символизируют гору Хорив, на которой Илие явился Господь, гору Синай, где Моисею были даны Господом Десять заповедей и центральное место занимает гора Фавор – здесь, Христос будучи человеком, явил ученикам свою божественную природу. Изображение гор в виде лещадок – небольшие уступы в виде ступеней – в иконописной традиции не случайно, они напоминают зрителю, что путь к Богу в котором преображается человеческая душа, сопряжен с длительным и трудным восхождением по ступеням молитвы, умеренности, воздержания и борьбы со своими страстями.

В иконе из праздничного ряда главного иконостаса церкви Похвалы Богородице в п. Орел все внимание мастер сосредотачивает на моменте явления Божественного света. Сияние, исходящее от Христа заполняет все поле иконы. Оно просветляет ризы пророков, и ризы апостолов, падших на землю, и ступенчатые выступы Фаворской горы. В верхней части лучи, исходящие из облачного сегмента символизируют Гласа Бога Отца с небес.

Особенность данной иконы в том, что мандорлу – сферу вокруг фигуры Христа – мастер разделил цветом на две половины – белую и розово-красную – как указание, что в Нем соединились две природы божественная и человеческая.

Две иконы Преображения из собрания музея исполнены в живописной манере под влиянием западноевропейского религиозного искусства. При взгляде на одну из них, кажется, что все в ней будто замерло в ожидании явления Божественного света. А другая напротив, полна динамизма – одежды Спасителя и пророков развиваются, апостолы пали на землю и в изумлении смотрят на учителя, вдруг представшего перед ними во Славе.

Петр восклицает: "Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии" (Мф 17: 4).

Перед тем, как подняться на гору Иисус впервые сообщил ученикам, что должен идти в Иерусалим, чтобы там пострадать и умереть. Пётр воспротивился этому пугающему пророчеству. И теперь, видя преображённого Христа, он вновь пытается удержать Учителя вдали от опасности и предлагает сделать кущи (шалаши). Но Господу неугодны кущи Петра, Ему надлежит пройти Путь крестных страданий, чтобы всякому человеку открылась возможность Преображения.

В иудейском молитвослове, говорится, что праздник кущей посвящен воспоминанию сорокалетнего скитания евреев по пустыне и благословению плодов, в память, что Господь обеспечивал людей всем необходимым во время этих скитаний. В нашей Церкви в празднике Преображения тоже присутствуют элементы праздника урожая. "Яблочный Спас" - так называется праздник Преображения в народе.

Иудейский праздник суккот – праздник кущей длился семь дней. Как написано в Евангелии от Иоанна, Иисус ходил в Иерусалим на этот праздник. В самый значительный, последний день праздника, когда совершались церемонии с зажжением светильников по всему городу, Иисус поднялся с учениками на гору и преобразился перед ними, просияв ослепительным, Божественным Светом. Это еще раз указывает нам, что Новый Завет не отвергает Ветхого, но преображает его.

С 13 августа в художественной галерее будут представлены несколько икон Преображения из собрания музея.

Шеина Э.К.

хранитель Березниковского

историко-художественного музея

им. И.Ф. Коновалова.

Работает на: Amiro CMS