Пасхальная проповедь в красках

16.04.14

Как раз накануне светлого праздника Пасхи из реставрации вернулась икона «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа» из собрания Березниковского историко-художественного музея им. И.Ф. Коновалова. Икона находилась в праздничном ряду иконостаса церкви Похвалы Богородице в п. Орел. Этот «…уникальный резной деревянный золоченый иконостас конца XVII века, выполненный в традициях парадных иконостасов Оружейной палаты Московского Кремля, по преданию, был перенесен из старого деревянного собора Орла-городка, предположительно в 30-х годах XVIII века» [Соколова Н.В. Шилов В.В. «Первые столицы Строгановых» //Усолье: Мозаика времен, сборник статей в 2 Ч. / Ч.1 стр. 77-78]. При закрытии храма в 1941году она поступила в Усольский краеведческий музей, в августе этого же года московский реставратор П.И. Юкин произвел укрепление красочного слоя и с тех пор образ находился под профилактической заклейкой. В 1954 году Усольский музей был переведён в Березники, где икона ожидала возрождения. И вот спустя 73 года прекрасный образ может вновь нести весть о победе Христа над смертью.

Воскресение Христово – чудо, недоступное человеческому пониманию. Евангелие не содержит описания момента Воскресения Христова – непостижимого по самой своей сущности. Поэтому создание иконографии события, очевидцев которого на земле не было, представляло сложную задачу, и по сравнению с другими праздничными иконами иконография Воскресения отличается длительной историей формирования с III по XVII века.

В раннехристианском искусстве символом Воскресения служили прообразы Ветхого Завета, например чудесное спасение пророка Ионы, упоминаемое и в песнопениях Пасхального канона. Первые изображения, повествующие о Воскресении, представлены в виде сюжетов исторических евангельских событий, таких, как «Явление ангела женам-мироносицам», «Спящие воины у гроба Господня», «Уверение Фомы» и т.д. Но иконография исторического типа не могла отразить богословское содержание Воскресения Господа. Раскрыть эту тему позволило новое иконографическое решение в виде композиции «Сошествие во ад». К Х веку данная иконография получила сложившуюся форму, а с XI века была известна и на Руси.

Учение о Сошествии во ад прежде всего основано на послании апостола Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал…» (1 Пет. 3, 18-19). Наиболее полно события, предваряющие Воскресение Христово, отражены в апокрифических текстах «Евангелие от Никодима» и «Слово Евсевия о сошествии во ад св. Иоанна Предтечи».Нельзя не упомянуть и Пасхальный канон, это дивное творение преподобного Иоанна Дамаскина, где наряду с глубокими богословскими рассуждениями содержаться яркие и образные описания самого события Воскресения.

Икона из собрания Березниковского музея написана в стиле Московской Оружейной палаты, возможно мастером круга Ивана Максимова. Она имеет сложный иконографический извод, получивший распространение во второй половине XVII века. Поле иконы условно разделено на две части. Под влиянием западноевропейской религиозной живописи в композицию вводится сюжет «Восстание из горба», который не имеет древних корней и символики, а лишь иллюстрирует евангельские слова иконографически. Но в данной иконе, в отличие от западных образцов, он представлен более канонично. «Восстание из гроба» представлено в верхней части композиции: Христос стоит на облаке, над открытым гробом, вся Его фигура излучает Божественное сияние, показанное в виде белых, плавно извивающихся лучей. Слева, в темном провале гор мы видим группу воинов, отворачивающихся, закрывающих глаза в попытке укрыться от Света Христова. По бокам от него два Ангела как свидетели Воскресения, а правом верхнем углу символически изображен сад, как символ рая, двери которого отныне открыты всем желающим войти Царствие Небесное.

В нижней части композиции представлено «Схождение во ад»: образ Спасителя окружен сиянием славы, которое традиционно показано в виде нежно – розовой мандорлы, пронизанной белыми лучами: Христос – Солнце Правды, сошедшее в преисподню

Икона необычна тем, что Спаситель изображен не попирающим врата ада, а восседающим на поверженных вратах как на престоле. В левой руке Христа красная хоругвь, а правой Он уверенно держит руку Адама. Но рука Адама бессильно повисла, в то время как вся его фигура выражает стремление к Спасителю. В этом скрыт глубокий богословский смысл: сам, без Божией помощи человек не вырвется из пропасти погибели, но и Бог не может спасти человека если сам он не стремится ко спасению. Так и Адам жаждет спасения, но всецело вверяет его воле Господа. Позади Адама мы видим Еву, она даже не решается протянуть ко Христу руки, которыми когда-то сорвала запретный плод, но с надеждой взирает на Спасителя и ждет, когда Он обратится к ней.

Традиционные изображения пророков и праотцев, представлены справа от Христа, они держат в руках свитки, как атрибуты своих пророчеств. Эту процессию возглавляют Иоанн Предтеча, Давид и Соломон.

Но помимо изображения праведников, головы которых окружены нимбами, изображены и люди без нимбов. Примечательна фигура одного из них, справа от Христа, с мольбой протягивающего к нему руки. Что хотел передать иконописец, включая в композицию ветхозаветных грешников? Относится ли к ним проповедь Христа?

В своей публикации, посвященной иконам такого типа, митр. Илларион подчеркивает, что иконография Воскресения отражает неоднозначность решения вопроса о спасении, как бы напоминая, что наши суды — не суды Божии…«по учению почти всех восточных Отцов, проповедь Спасителя простиралась на всех без исключения и спасение было предложено всем душам от века усопших, будь то иудеев или эллинов, праведных или неправедных».  Но все ли откликнулись на призыв Христа? Этот вопрос остается открытым.

Икона Березниковского музея не только в полной мере отражает торжественность праздника, но и передает всю полноту богословского подтекста, свидетельствуя о спасении и воскресении человека Спасителем и Воскресителем Христом. Она будет представлена в иконописной мастерской художественной галереи с 19 апреля 2014 года.

Закончить мне бы хотелось цитатой из статьи диакона Александра Шинкарева «Воскресение Христово», не требующей, на мой взгляд, никаких комментариев: «Воскресение Христово это не «мифология» или «теоретическое богословие». Ведь что более соответствует природе человека: христианское свидетельство о пасхальном чуде или тяжеловесная рассудочность человеческого разума — каждый может сам для себя установить опытным путем в наступающие пасхальные дни. Просто придите в Пасхальную ночь в храм и на священнический возглас из отверстых врат: «Христос воскресе!» — всколыхнется ли ваше сердце ответным – Воистину воскресе!...»?

Шеина Эллина

Хранитель фондов Березниковского

историко-художественного

музея им. И.Ф. Коновалова.

Фото И.Фалько

    Литература:

  1. Квливидзе Н. В. «Воскресение Христово. Иконография» Т.IX Православная Энциклопедия, Москва. 2005г.
  2. Липатова С. : «К Иконографии Воскресения Христова»
  3. Епископ Балашихинский Николай: «Покажи нам и Твое воскресение…»
  4. Митрополит Иларион (Алфеев): «Иконография Воскресения Христова»
  5. Протоиерей Николай Погребняк: «Редкие сюжеты в иконографии Воскресения Христова»
  6. Диакона Александр Шинкарев: «Воскресение Христово»
Работает на: Amiro CMS