Спорт смелых. К истории парашютного спорта в Березниках 1930-х.

Составитель – научный сотрудник исторического отдела БИХМ
Петров Р.П.

26 июля является днём парашютиста – неофициальным праздником советских и российских профессионалов и любителей парашютного дела, а 2 августа, согласно Указу Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых Силах Российской Федерации», является Днём Воздушно-Десантных войск. Памятные дни отсылают современников в 1930-й год – Отечественному парашютному делу уже более 89 лет.

26 июля 1930 г. под Воронежем 5 советских лётчиков и 5 советских механиков 53-ей воздушной эскадрильи под руководством Леонида Григорьевича Минова впервые в СССР совершили серию тренировочных прыжков с самолёта. За три дня, с 26 по 29 июля ими было выполнено 59 тренировочных и показательных прыжков с парашютом. Это знаменательное событие стало первым импульсом для развития парашютного дела в Советском Союзе.

2 августа 1930 г. состоялась операция по высадке первого военно-воздушного десанта из 12 человек во главе с Л.Г. Миновым и Я.Д. Мошковским. В качестве места высадки («вражеского тыла») было выбрано свободное от посевов поле вблизи хутора Клочково, ограниченное площадью 600х800 метров. И первые прыжки с парашютом, и первый воздушный десант были совершены с двухмоторного бомбардировщика Фарман F.60 Голиаф, который взлетал с военного аэродрома в районе современного Северного микрорайона Воронежа.

С 1930 года парашютизм стал одним из приоритетных направлений развития вооруженных сил страны. Вскоре начали формироваться первые воздушные десантные части, которые необходимо было обеспечивать квалифицированными кадрами. За решение этой задачи взялись Осоавиахим и ВЛКСМ. 31 мая 1933 года в Тушино была создана Высшая парашютная школа ОАХ, вскоре на её базе был открыт Всесоюзный парашютный центр ОАХ. В его задачу вошла подготовка лётчиков-инструкторов, которые могли бы обучать будущих парашютистов. Первые выпускники центра, разъехавшись по городам и весям, стали организаторами массового парашютного спорта. За несколько лет с 1930 по 1936 гг. при помощи обкомов, горкомов и райкомов ОАХ была подготовлена материальная база - страна покрылась сетью аэроклубов, парашютных станций и парашютных вышек, которые дали стране тысячи парашютистов. Рупором пропаганды масс с 1934 г. стала комсомольская организация, призывавшая молодёжь осваивать парашюты.

Большое внимание к себе привлекали парашютные вышки, которые к концу 1930-х гг. появились практически во всех городах Советского Союза. Первая такая вышка была установлена в Москве в начале 1930-х, первая уральская вышка выросла в Екатеринбурге в 1935 г., в том же году к установке вышки начали готовиться в Березниках. Газета «Ударник» от 5 мая 1935 г. сообщала: «В городе начинается строительство первой парашютной вышки. Вышка будет закончена к 15 мая»i. Однако строительство сильно затянулось, продлившись … до 1937 г. Только 12 января 1937 г. появилось сообщение «Сегодня комитет Осоавиахима химкомбината проводит первые испытательные прыжки с парашютной вышки Парка культуры и отдыха… На днях она вступит в эксплуатацию и тысячи трудящихся будут совершать прыжки. Сейчас производятся доделочные работы»ii. С чем был связан подобный «долгострой» документы пока умалчивают, однако косвенные доказательства указывают на банальный недостаток финансов – в 1930-е годы «полудержавным властелином» Березников был Химкомбинат, именно его комитет вытянул стройку городского объекта из состояния глубокой заморозки, тогда как Ворошиловский райсовет ОАХ своей слабой работой её туда загнал.

Проекты первых парашютных вышек «для отработки практических навыков в оставлении самолетов» разрабатывались в ОКБ ВВС РККА под руководством П.И. Гроховского – советского конструктора, изобретателя и организатора производства парашютной, авиационной и воздушно-десантной техники. Именно П.И. Гроховский создал первые в мире х/б десантные и грузовые парашюты. Первоначально парашютные вышки относились к классу «аппаратуры для наземной тренировки парашютистов». Сейчас миниатюрную вышку может построить каждый желающий, полное описание её изготовления дали Н. Бабаев и С. Кудрявцев в свое книге 1946 г. «Летающие игрушки и модели».

История сохранила фамилию прораба бригады возводившей березниковскую вышку – Белецкий. Рабочие под его управлением создали деревянно-металлическую конструкцию высотой 25 метров. Основу вышки – мачту поддерживала деревянная ферма, состоящая из трёх сходящихся стоек, нескольких площадок, лестниц, перилл и дополнительных раскосов. У вершины вышки находилась основная площадка для прыжков. На ней было закреплено балансировочное механическое оборудование с консолью - поворотной стрелой. Стрела могла вращаться в горизонтальной плоскости, и устанавливалась каждый раз перед прыжком по ветру. На конце стрелы и в том месте, где она крепилась к основной мачте были установлены блоки, через которые был, протянут рабочий трос. Трос присоединялся карабином через амортизатор с ремнём соединялся с главным узлом строп купола парашюта. Купол в свою очередь всегда находился в открытом положении. На обратном от парашюта конце стрелы были закреплены противовесы – они обеспечивали скорость прыжка, имитирующую реальную (4-5 м/с) и поднимали наверх к площадке свободный от человека парашют. Вышка строилась рабочими по «стандартной конструкции», для которой обычно привлекались стандартные материалы, в случае Березников это была сосна или лиственница.

Встала вышка посреди расчищенного от деревьев участка в районе современного Парка культуры и отдыха, за стадионом «Химик». В 1930-е гг. этот район будущего парка безраздельно принадлежал Осоавиахиму – рядом с вышкой находилось стрельбище, в летнее время недалеко от вышки развертывался палаточный городок ОАХ для обучения молодёжи военному делу в полевых условиях. Прыжки с парашютом, как и стрельба, позиционировались как «виды культурного отдыха трудящихся», вышка была свободна для посещения, и воспринимались горожанами, в том числе как аттракцион. Тем не менее, вышка была частью учебного комплекса для тренировки парашютистов первой ступени.

Первые два учебных парашюта Ворошиловский райсовет ОАХ получил уже летом 1935 г. Уже в 1937 г. он передал их комитету ОАХ Химкомбинатаiii. Первый инструктор-парашютист 2-й категории появился в Березниках только в январе 1937 г. Это был комсомолец, токарь ТЭЦ Иван Пономарёв, который окончил Свердловскую областную парашютную школу с отметкой «хорошо». В его копилке опыта числилось 9 прыжков с самолётаiv. Комитет Химкомбината после прибытия Пономарёва объявила организацию двух групп из 30 человек для подготовки инструкторов-парашютистов. Первое занятие с кружковцами было назначено на 17 января 1937 г., на нём планировалось знакомство с материальной частью парашюта, его сбережением и использованиемv. Набрать на курсы удалось, в конечном счете, две группы (кружка) по 20 человек, юношей и девушек. Страницы газет сохранили фамилии девушек – Болюкина (главная лаборатория БХК), Ладанова, Зоя Багина (электроцех БХК), Фоминых, Шерстобитова, Поносова, Кайгородова (туковый цех БХК), Ермакова, Козьянова (школа ФЗУ), Костина (центральный телеграф).

Советские девушки отличились смелыми прыжками ещё на заре развития парашютного дела. 9 июля 1931 г. на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе в Москве совершила прыжок с 500 метров сотрудница ОКБ отечественных парашютов Любовь Кулешова. 14 июля повторила прыжок Лидия Гроховская – жена конструктора парашютов. Обе прыгали на парашютах принудительного раскрытия. 19 августа 1931 г. Вера Фёдорова и Анастасия Чиркова в небе над Гатчиной совершили прыжки с парашютами, которые раскрыли сами. Отважные подвиги девушек имели огромное пропагандистское значение, и несомненно сыграли свою роль в популяризации этого спорта среди молодёжи.

В 1937 г. березниковская парашютистка Нюся Ермакова обращалась ко всем со страниц «Ударника»: «я давно мечтала стать парашютисткой. Поступила в парашютный кружок, где и овладеваю этим видом спорта. На занятиях кружка я познакомилась с краткой историей развития парашютизма, с материальной частью парашюта, способами вылезания и отделения от самолёта, действиями парашютиста в воздухе и приземление. Программу занятий по первой ступени я окончила хорошо и поставила задачу отлично окончить программу второй ступени и стать отважной парашютисткой нашей любимой Родины»vi.

К XIX годовщине РККА (23 февраля 1937 г.) совет ОАХ выпустил 20 парашютистов первой ступени. Хорошие результаты в учёбе добились курсанты Багина, Гусихина (слесарь тукового цеха), Осипович (ученик ФЗУ), Ремнёв (ТЭЦ), Стариков (слесарь автобазы)vii.

Проработала парашютная с честью проработала более 10 лет. В 1946 г. она еще была на опорном плане города Березники. С течением времени она пришла в негодность и её разобрали. За все годы березниковцы сделали с вышки тысячи прыжков. На ней учились сотни парашютистов 1-й ступени. Наравне с планерным клубом (1935 г.) и аэроклубом (1938 г.) она открыла многим березниковцам дорогу в воздушный спорт и военно-воздушные силы.


i Парашютная вышка / Ударник, №102 от 05.05.1935 г., с.2

ii Первые прыжки с парашютной вышки / Ударник, №10 от 12.01.1937 г., с.2

iii Получили два парашюта / Ударник, №11 от 14.01.1937 г, с.2

iv Инструктор-парашютист / Ударник, №1 от 01.01.1937 г., с.2

v Курсы инструкторов-парашютистов / Ударник, №11 от 14.01.1937 г, с.2

vi Будущая парашютистка / Ударник, №66 от 21.03.1937 г., с.2

vii Парашютисты первой ступени / Ударник, №40 от 18.02.1937 г., с.2

Другие исследования

К полному списку работ
Работает на: Amiro CMS