Сибирский тракт

Дорогу из Перми в Соликамск и Чердынь называют одной из самых древних в крае. В давние времена по ней

  • с депешами к чердынским и соликамским воеводам спешили государевы люди;
  • ехали в Сибирь послы и торговцы;
  • шли, гремели кандалами, каторжники - участники крестьянских восстаний;
  • пленённые шведские солдаты и офицеры.

Арендаторы орлинской почтовой станции  Мурзины, фото из фондов БИХМПо ней везли денежную казну и меха сборщики налогов, доставляли на торговые рынки России соль – пермянку. По ней в 1918 г. мчались в Соликамск красногвардейские отряды, а в 1919 г. отступали теснимые Красной армией колчаковцы. Дорога называлась Соликамским почтовым трактом и являлась основной транспортной магистралью, соединяющей Пермь Великую с городами Российской империи.

Судя по карте Пермской губернии 1887 г. И. Я. Кривощёкова она проходила в близком расстоянии от левых берегов рек Камы и Вишеры, через реки Чусовая, Яринка, Селищная, Б. Вязовая, Добрянка, Луг, Косьва, Яйва. Пересечь их можно было по зимнему пути или на пароме.

Нашему современнику трудно представить автомагистраль в далёком прошлом. Протяжённость Соликамского тракта 206,5 вёрст (220,9 км.) сегодня составляет 200 км. Часть его - относилась к Пермскому уезду, другая - к Соликамскому. Границы уездов отмечались каменными плоскими столбами. Ширина проезжей части составляла 1,5 сажени (3,2 м), что соответствовало правилам строительства государевых дорог изложенным в Судебнике царя Федора Иоановича 1589 г. В нём же, кстати, было впервые дано распоряжение об установке дорожных указателей - «...по дороге ставить вехи, до тех мест, чья земля имеется...» В 80-х годах XVII в. в России было проведено измерение верст, упорядочена их длина, на дорогах начали ставить указатели расстояний – верстовые столбы.

Каждый из уездов обязывался поддерживать состояние своего участка: организовывать ремонтные работы, вырубать с дороги мелкую поросль, очищать от снега и устраивать снежную защиту, прочищать канавы и трубы, поддерживать в исправности мосты и паромные перевозы. Работы возлагались на крестьян местных деревень, которые, таким образом, освобождались от ямского налога. Дорожным покрытием служили гравий и щебень. Его везли с р. Камы. Можно представить какие неудобства испытывал пассажир, несколько дней трясясь в повозке, задерживаясь в пути во время снежных заносов и распутицы.

Ямские почтовые станции

Поддужные колокольчики из фондов БИХМИменная печать С. Д. Юшкова, из фондов БИХМ

В начале с XVII в. на почтовых трактах устанавливаются ямские станции. Первыми ямскими станциями Соликамского участка тракта стали Соль Камская и Романово. Обслуживанием ямских станций занимались приписанные к ней местные жители. В обязанности их входило содержание лошадей, «кормление» постояльцев. В челобитнях соликамских посадских людей к Великим князьям и царям не раз сообщалось об обременительности ямской повинности. «...По указу государя и по московским и городовым подорожным ездят мимо Соль Камская сибирские власти, бояре и наши воеводы, и всякие приказные люди, головы, послы и посланники, дети боярские, и всякие сибирские служилые люди с денежными и с товарными нашими казнами, и ссыльные люди, и у Соли веснуют и осенуют, а становятся на их усольских дворах, и бывают месяца по два и по три месяца дожидаются пути, и в том усольцам чинятся разорение великое...» - писал земский староста Федька Труфакин в 1682 г.

Станция включала в себя две-три избы, конюшню и сарай для сена и овса. В избах, предназначенных для отдыха пассажиров, в непогоду ожидающих лошадей по нескольку дней, скапливалось порой до десятка человек. Содержащиеся на государственный счёт станции не отличались ухоженностью.. Такое положение было повсеместно в России. Ямским станциям поэт Пётр Андреевич Вяземский посвятил едкую эпиграмму:

« Род сараев, балаганов,
Где содержат для гостей
Очень много тараканов,
Очень мало лошадей ».

«Командовал» станцией утверждённый Приказом служащий - станционный смотритель. Ему подчинялись ямщики, всегда готовые везти государственную почту и пассажиров. Находящимся на государевой службе ямщикам надлежало своевременно доставлять письма адресату, «держать их в специальных мешках, под пазухой, а буде подмочат или потеряют, то быть им пытанным…».

В XVII - XVIII веках ямщиков выбирали, как сказали бы сегодня, на конкурсной основе. Претендент должен был иметь рост не ниже 180 см, быть женатым, иметь наследника и уметь хорошо свистеть. Подъезжая к ямской станции, он свистом оповещал о своём приезде.

При Петре I для них вводится униформа: зипун синего цвета с красным кушаком и шапка – малахай с красной каймой. Непременной деталью костюма являлся подвешивавшийся к поясу нож.

Работа ямщиков была трудной, а порой и опасной - случались нападения «лихих людей» и «серых разбойников». В популярной русской песне поется о том, как «в степи глухой замерзал ямщик». Такое действительно случалось.

В 1714 г., из экономии, большая часть ямщиков снимается с казённого довольствия. Государственные ямщики используются только для доставки важных циркуляров и провоза государственных чиновников. Для отличия их экипажей от остальных было принято использовать поддужные колокольчики. Надписи на некоторых из них гласили - «Звону много – веселей дорога», «Кого люблю, того и дарю».

Перевод ямщиков на самоокупаемость привёл к росту цен ямской «гоньбы». Конфликты между пассажирами и ямщиками порой доходили до «кровавых схваток». Помните у А. С. Пушкина в «Станционном смотрителе» - «...Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто не почитает их извергами человеческого рода? ... Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! ...» В нач. ХIХ в. правительство было вынуждено издать закон, оберегающий ямщиков и смотрителей от «обид и произвола»: под угрозой штрафа в 100 р. путешествующим запрещалось чинить ямщикам побои, а смотрителю притеснения.

Земские станции

После отмены крепостного права дело поддержания в исправности грунтовых дорог и ямских трактов, содержания станций, организации доставки почтовой корреспонденции передаётся земским учреждениям. Открывается новые станции внутри уезда, создаётся почтовые конторы при станциях, вводится особые земские билеты, гарантирующие беспрепятственный проезд пассажиров до места назначения.

Бесплатные земские билеты полагались только членам земской управы, разъезжающим по делам службы, земским служащим – врачам, учителям, агрономам, особо важным государственным чиновникам, а так же арестантам, рекрутам, судебным следователям.

В 1871 г. в уезде было 64 земских станций (1884 г. – 53). Оставляя за собой самые значимые – Соликамскую и Романовскую земство передавало их по контракту на 1-3 года арендаторам. «На подряде», например, находились Зырянская, Веретинская, Усольская, Орловская, Пыскорская и др. станции. Арендатор обязывался содержать помещения в чистоте, иметь при каждой паре лошадей по 1 летнему и 1 зимнему экипажу, подавать лошадей не долее, чем через 1 час, обслуживать тех лиц, кто предъявляет билеты от уездного земства или управы. В случае не соблюдения условий контракта, жалоб пассажиров договор на аренду расторгался. Так в 1911 г., «принимая во внимание небрежность арендатора Юшкова по содержанию Веретинской станции», земская управа расторгла с ним договор. Для приведения в порядок этой станции – закупку лошадей, экипажей, сбруи, фуража, найм ямщиков оно затратило 3150 рублей. По семейному преданию Юшковы долгое время содержали в аренде и Усольскую ямскую почтовую станцию. В фондах Березниковского музея хранится именная печать из хрусталя С. Д. Юшкова с изображением дороги, двух изб в окружении елей.

Земские ямские станции действовали в Соликамском уезде до 1918 г. Ямская служба сохранялась вплоть до начала 30-х годов ХХ в. Свидетелями их истории служат немногочисленные документы, фотографии, поддужные колокольчики, хранящиеся сегодня в Березниковском историко-художественном музее.

Варнакова О.Н. старший научный сотрудник БИХМ

Работает на: Amiro CMS