«Показывают Березники». Деятельность Березниковской телестудии в 1961-1968 гг.

Ст. науч. сотр. МБУК БИХМ им. И.Ф. Коновалова
Петров Р.П.

1950-е гг. - время бурного роста передающей и принимающей телевизионной сети в СССР. 15 сентября 1955 г. Совет Министров СССР Постановлением №1689 инициирует возведение новых телецентров в 11 союзных республикахi. К этому моменту уже вещают Москва, Ленинград, Киев, Калинин, Таллин, Рига, Харьков, Свердловск, Томск, Омск. В ноябре 1955 г. Совет Министров СССР получает предложение Молотовского Горисполкома о строительстве телецентра в Пермиii. После согласования предложения 1 октября 1956 г. руководство Молотовской области принимает решение о строительстве местного телецентра. На эту цель идут средства, выделенные от пермских предприятий и ведомств, а также фонды Министерства связи. Стройка спориться: намеченный на три года план выполняется в два раза быстрее. На пустыре Городских горок в Мотовилихинском районе вырастает 180-метровая металлическая мачта, на которой закрепляется 12-метровая передающая антеннаiii. 8 июня 1958 г. начинается официальное вещание Пермского телецентра. В это время уже действует Комитет по радиовещанию и телевидению Пермской области, который подчиняется Государственному комитету по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССРiv. Телевидение – могучее средство пропаганды и правительство видит в нём огромный потенциал.

В 1958 г. Березники были включены в генеральный план строительства телевизионных центров и радиорелейных линий СССР, в городе планируется строительство ретрансляционного телевизионного центра. 65-метровая антенна в Березниках должна была принимать сигнал от Пермского телецентра, и передавать его дальше с помощью аппаратуры и второй 23-метровой антенны. С Пермью Березники должны были соединиться посредством радиорелейной линии передающих антеннv. К январю 1959 г. на линию была полностью разработана и утверждена проектно-сметная документация. Строительство её было возложено на Пермский совнархоз. Безотлагательно воплотить идею в жизнь помешало отсутствие требуемых средств – краевой бюджет не смог осилить сумму в 31 млн. руб., работа на время была отложена. Спустя несколько месяцев Министерство связи и Облисполком пришли к компромиссному решению – возвести в Березниках «малый телевизионный центр». До оживления строительства радиорелейной связи телецентр в Березниках должен был обеспечить жителей города и его окрестностей местным телевизионным вещанием.

Березниковский телецентр, как и его старший брат из Перми имел для строительных расходов свою «копилку» - в него с помощью долевого участия вкладывали средства березниковские промышленные гиганты (БСЗ, БАКЗ, БАТЗ, БКК, БМЗ). Нужную аппаратуру и специалистов для её установки выделило Министерство связи – первые ящики с оборудованием прибыли уже в 1958 г. Сроки строительства телецентра установили жесткие – Березники должны были выйти в эфир уже в 1960 г. В запасе у строителей Треста №1 был год-полтора. Местом для установки башни телецентра была выбрана самая высокая точка в городе в районе школы №6 им. А.П. Чехова (ул. Ломоносова). К июлю 1959 здесь были закончены работы по сооружению трансформаторной подстанции, велась подготовка для закладки фундамента технического здания и телевизионной мачты. На этом стройка застопорилась – строительная организация работала вслепую, не имея на руках полной документации по застройке комплекса телецентра и проекта технического зданияvi. Не были решены вопросы временного электроснабжения и водоснабжения площадки. Буксовало финансирование.

К весне 1960 года строительство телецентра возобновилось, но уже в другом месте – заборами было ограждено место рядом с ДК Энергетиковvii. Руководство Березниковский ТЭЦ-4 согласилось выделить телецентру в аренду специальные помещения ДК площадью 125 кв. м. От высшей точки в городе Березниковская контора связи отказалась, но лишь с условием увеличения высоты мачты передающей антенны. 65 м основы башни в проектном задании к строителям превратились в 180 м. Подобная метаморфоза была бы немыслима без помощи промышленных предприятий. Благодаря их финансовым ресурсам Березники догнали областной центр по высоте своей телебашни.

Летом 1960 г. за дворцовыми колоннами развернулось полномасштабное строительство. Специальные помещения в ДК связистам стали не нужны - рядом с башней в ноябре-декабре 1960 г. выросло техническое здание (аппаратно-студийный комплекс) телецентраviii. На его строительстве была занята одна из лучших комплексных бригад Жилстроя, под руководством бригадира Шабдарова. В ноябре 1960 г. строители треста №1 подготовили основание для телевизионной мачты – вырыли котлован и подготовили опалубку под бетонный монолитix.

На этапе строительства телецентра возник насущный вопрос о создании в Березниках телестудии для вещания в телеэфире. 19 ноября 1960 г. председатель Пермского комитета радиовещания и телевидения (РиТ) М.К. Кузнецов обратился к секретарю Березниковского ГК КПСС Б.Ф. Короткову: «Во втором квартале 1961 г. в Березниках должен вступить в строй телецентр. В связи с этим нами перед Государственным комитетом по РиТ поставлен вопрос об организации в Березниках малой студии телевидения. По согласованию с Обкомом КПСС на первое время работы студии вещание предварительно определено три раза в неделю по два часа. Из них 1:30 мин. кино и 30 мин. собственные передачи. В соответствии с этим мы просим Госкомитет утвердить соответствующие штаты административного и производственно-художественного персонала. Часть из них мы просим выделить уже в первом квартале для того, чтобы они смогли провести соответствующую подготовку на Пермской студии телевиденияx». Руководство Пермского комитета по РиТ отлично понимало, что в Березниках нет телережиссёров, ассистентов, операторов – специалистов придётся посылать, так что уже в ноябре 1960 г. просило городские власти о выделении для приезжих минимум десяти квартир.

«Для ориентировки в планировании служебных помещений Березниковской телестудии» в начале декабря 1960 г. Пермский комитет РиТ выслал начальнику Березниковской конторы связи П.Ф. Мохиреву в качестве примера штатное расписание Бийской студии телевидения (Алтайский край), которая, как и в случае с Березниковской являлась студией III группыxi (студии I группы находились в республиканских центрах, II группы в областных центрах, к III группе относились студии в остальных городах СССР). Штаты алтайской и уральской студий должны были быть равны, так что пермские телевизионщики посчитали нужным указать количество помещений для специалистов. Березниковская телестудия должна была в перспективе располагать: комнатой для директора, комнатой для его зама, помещением для бухгалтерии, тремя редакционными помещениями, двумя режиссерскими помещениями, комнатой для художников, комнатой для машинистки, помещением для фильмотеки с монтажной при ней, помещением для фонотеки, фотолабораторией, кинолабораторей, звукомонтажной, кинооператорской, просмотровой комнатой, кладовой. Архивный документ сохранил правки Березниковской конторы связи: редакционные и режиссерские помещения были для экономии объединены, фильмотеку, фонотеку, кинолабораторию (монтажную) и кладовую определили в «подвал». Правки означали одно: те самые «специальные помещения» в ДК Энергетиков не пригодившиеся для телецентра, были отданы телестудии (с момента создания это два разных юридических лица).

Тесную связь телестудии с ДК Энергетиков приоткрывает сохранившийся в пермском архиве арендный договор №53 от 14 января 1966 гxii. В нём фигурируют две стороны Березниковская ТЭЦ №4 (владелец) и Березниковская телестудия (арендатор). Последний принимает в арендное пользование под студийные нужды помещение площадью 456,8 квадратных метров, которая делиться примерно поровну на «основные площади» и «подвал». Год аренды стоил студии 303, 78 руб., однако сверх этой платы арендатор выплачивал расходы ТЭЦ-4 пропорционально занимаемой площади по управлению и эксплуатации ДК, которые за 1965 г. составили 2306, 84 руб. Огромная сумма возникла в договоре из-за того, что студия с успехом использовала множество приспособленных дворцовых помещений: фотолабораторию, помещение для духового оркестра (звукомонтажная), радиоузел (кинооператорская), кинозал (просмотровая), главную сцену (съёмочная), артистические уборные и столярные мастерские.

Сплав телестудии с ДК Энергетиков был опционален. Телевидение должно было способствовать не только политическому, но и культурно-эстетическому воспитанию зрителя. В сетку местных телепередач, должны были войти не только местные новости, художественные и документальные фильмы, но и концерты, театральные спектакли, выступления художественной самодеятельности. Учитывая это обстоятельство, инженеры и техники Березниковской конторы связи (вошедшие в штат Березниковского телецентра) П.Ф. Мохирев, И.П. Симонов, В.А. Соколов, Н. Илюшкина в мае-июне 1961 г. приспособили сцену ДК для телевизионных передач, установив камеры и дополнительную осветительную аппаратуруxiii.

Долгое время открытым оставался вопрос с финансами, кадрами и оборудованием для телестудии. Госкомитет по РиТ мог выделить их только после подписания акта приёмки Березниковского телецентра – работы по нему были ещё в самом разгаре.

В апреле 1961 г. в Пермь отправилось письмо от секретаря Березниковского ГК КПСС И. Балахонова, в котором он констатировал: «У Горкома партии вызывает беспокойство отсутствие необходимой аппаратуры и оборудования для обеспечения нормальной работы творческого коллектива телестудии. Поэтому просим вас заблаговременно решить вопросы о приобретении для Березниковской телестудии необходимой аппаратуры. Кроме того, нам хотелось бы знать фамилии специалистов: телережиссёров, телеоператоров, кинооператоров, которых вы намерены направить из Пермской студии на работу в БТС»xiv. В ответном письме в мае 1961 г. Пермский комитет по РиТ обнадёживал городские власти Березников: «В отношении специалистов пока что можем назвать фамилию кинооператора Баталова. Предварительно соглашаются поехать в Березники на постоянную работу редактор Ботов и телеоператор Монин. Кроме того как вы знаете, уже прошли практику режиссёр Позднев и звукорежиссер Аншер, редактор Андрианов. До пуска телецентра мы сможем подготовить ассистента режиссёра. На одного редактора из числа выпускников Московского университета нами дана заявка в Госкомитет. Возможно, что ещё кто-либо из работников Пермской студии согласится приехать в Березникиxv». На этом посильный пермякам список специалистов заканчивался, последняя фраза заключала – «основную массу работников следует готовить на месте».

В начале июня 1961 г. Березниковский телецентр располагал лишь зданием аппаратно-студийного комплекса. В нём были установлены передатчики, кинопроекционная аппаратура, смонтирован режиссёрский пульт управления передачами. Также здесь расположилась небольшая съемочная студия на 30 квадратных метров, которая была определена руководством телецентра как «речевая»xvi.

Мачта телецентра в июне 1961 только начинала набирать свою головокружительную высоту. За счёт майских строительных работ она оторвалась от земли на высоту пятиэтажного дома. Выше краны строителей подняться уже не могли – эпоха многоэтажек была будущим для Березников. Для продолжения монтажных высотных работ в конце июня 1961 г. на стройке установили подвесной ползучий кран, изготовленный в механических мастерских треста Уралстальконструкцияxvii. Для его сборки из г. Свердловска прибыли шефы - инженер-монтажник Б.Е. Шелонов, слесарь С.А. Балашов, электрик В.Е. Одинцов. Общее строительство башни осуществляла бригада монтажников березниковского участка треста Уралстальконструкция под руководством Михаила Фёдоровича Королихина и Кутуза Хайдарова (рабочие Владимир Богачёв, Евгений Устюгов, Николай Баранов, Борис Грановских, Иван Попович, Абрам Шмидт, Борис Таранков, М. Киреев, Николай Мальцев, Василий Отинов, Константин Дубровин, Борис Сухачёв и др.).

Невиданная доселе высотная стройка вызывала неподдельный интерес у горожан. «Березниковский рабочий» сообщал: «на стройке каждый день можно видеть группы рабочих, интеллигенции. Посещая телецентр, они часто задают вопрос: скоро ли он начнёт действовать?». Пуск телецентра был определён на II квартал 1961 г. Бригада М. Ф. Королихина дала социалистические обязательства закончить башню уже в августе, досрочно. Правда, уже в июне начал подводить завод-изготовитель, который медлил с отгрузкой необходимых деталей – лестниц, площадок и т.д. Неудивительная картина, учитывая телевизионный бум, случившийся в 1950-е гг. и массовое возведение телецентров по всей стране.

К 13 августа 1961 г. мачта преодолела отметку в 120 метров. До окончания строительства было ещё далеко, однако монтажники были уверены, что они успеют закончить башню в августе. Для ускорения монтажа был введён способ комплексной сборки металлоконструкций, который был апробирован бригадой на монтаже 90-метровой трубы на БАТЗxviii. Две колонны мачты с растяжками и поперечными упорами собирались прямо на земле и двукратно красились, после чего собранный блок вертикально опирали на основание башни, освобождая место под новую конструкцию. Готовый блок подхватывал с помощью двух манипуляций кран и уносил на высоту. Ажурное кружево мачты на заре березниковского телевидения было чёрно-желтым, именно в эти предупреждающие цвета красились её колонны и стяжки.

25 августа 1961 г. монтажники Уралстальконструкции подняли и смонтировали две последние секции на проектной отметке в 180 мxix. Они выполнили своё обещание трудящимся г. Березники. Огромная конструкция поражала. Корреспондент Владимир Лель в «Березниковском рабочем» заключал свой репортаж следующими словами: «По небу несутся белые облака, и снизу кажется, что они цепляются за вершину мачты и рвутся в клочья». Однако это был не конец, ещё предстояло водрузить на мачту передающую антенну. Этой работой занялись бригада верхолазов-монтажников СМУ-305 под руководством мастера московского треста «Радиострой» К. П. Лицкевича. Ствол антенны в 14 метров высотой установили за три дня с 16 по 19 сентября 1961 гxx. Общая высота мачты т.о. составила 194 м. Вес конструкции мачты более 300 тонн.

15 сентября ответственной комиссией в лице заместителя председателя Исполкома Березниковского городского совета Депутатов трудящихся Евгения Михайловича Лаврова, главного инженера Пермского телецентра Ефима Львовича Юта, заместителя начальника Березниковской конторы связи Петра Фёдоровича Мохирева, старшего редактора Березниковской телестудии Николая Алексеевича Андриянова был составлен акт о технической готовности Березниковского телецентра. В нём указывалось, что работы по настройке аппаратно студийного комплекса и ультракоротковолновых передатчиков будут закончены до 15 октября 1961 г. Комиссия также констатировала реальную возможность начала опытных передач на Березниковском телецентре ко дню открытия XXII съезда КПСС - 17 октября 1961 гxxi.

Для настройки оборудования и монтажа последних элементов аппаратно-студийного комплекса и мачты телецентра в Березники Министерством связи были командированы шеф-монтёры и наладчики из Ленинграда: Л.И. Каликина, А.И. Розенфельд, Ю.И. Манин, Г.К. Ситников.

Первую пробную передачу П.Ф. Мохирев, и.о. директора Березниковского телецентра назначил на воскресенье, 15 октября 1961 гxxii. В 17:00 по местному времени на четвёртом канале началась передача испытательной таблицы для настройки телевизоров.

17 октября 1961 г. Березниковский телецентр, как и было, намечено выпустил в эфир блок пробных передач. Березниковской телестудии ещё формально не существовало, так, что первая передача стартовала из речевой студии телецентра. Редакция областной газета «Звезда» давая обзор этого значимого события, сообщала: «до начала пробной передачи остаются считанные минуты. Уже закрылись двери пульта управления. По своим местам сидят режиссёры, инженеры телецентра. Занавес на экране сменяют слова «Показывают Березники». И вот ассистент режиссера, исполняющий обязанности диктора Валентина Никишина говорит: «Здравствуйте товарищи! Начинаем пробные передачи!»xxiii. После официальных обращений ответственных лиц, зрителям был показан киноконцерт и фильм «Белая акация» (1957 г., реж. Георгий Натансон, экранизация спектакля Одесского театра музыкальной комедии).

Перед телезрителями сменяя друг друга выступили Лев Александрович Кондратов, и.о. директора телецентра Пётр Фёдорович Мохирев, Михаил Фёдорович Королихин. Сейчас можно только представить с какими словами каждый из них обращался к березниковцам. Стоит, однако, подчеркнуть – не только к березниковцам. 194 метровая телевизионная мачта способна была покрывать расстояние вокруг себя на 40-50 км. Уверенный сигнал достигал Усолья, Яйвы, Соликамска, Александровска. С посторонними шумами его принимали и в Красновишерске, Чердыни, Ныробе. Березниковский телецентр проложил дорогу телеэфиру на север Прикамьяxxiv.

В.Н. Никишина, объявившая о начале телевещания в Березниках, была бригадиром строительно-монтажного управления "Заводстрой" Треста №1. Березниковский ГК КПСС оценил её большие трудовые заслуги перед горожанами, авторитет среди рабочих, членство в партии, привлекательность и голос. В пермском архиве сохранилась просьба второго секретаря ГК КПСС Ивана Александровича Балахонова к начальнику СМУ Старинскому, в котором он просит предоставить работнице В.Н. Никишкиной командировку в г. Пермь в телецентр на 2-3 дня для определения возможностей использования её на работе в Березниковской телестудииxxv. Работу эту Валентина Никишина освоила.

Сколько березниковцев смотрели первую трансляцию сейчас определить невозможно, однако речь идет о нескольких тысячах человек. В 1958-1961 гг. телевизоры были модным товаром, который регулярно поступал в березниковский магазин культтоваров. Число зрителей росло по экспоненте. С вводом в эксплуатацию Пермского телецентра в 1958 г. телесигнал с сильными шумами ловили в Березниках всего несколько десятков человек, большинство из которых были радиолюбителями. К ноябрю 1961 г. ТВ аудитория в Березниках разрослась до 2,5 тыс. челxxvi. Только в сентябре 1961 г. березниковцы выкупили сотню телевизоров марок: «Рекорд», «Воронеж», «Енисей», «Неман».

Чудо науки и техники было по тем временам дорогим удовольствием. После деноминации рубля в покупку телевизора советскому гражданину необходимо было вложить 2-3 своих месячных зарплаты («Неман» стоил около 300 руб., «Енисей» - около 150 руб.). Но цена никого не останавливала. Особый спрос был на ламповое поколение черно-белых телевизоров конца 1950-х гг. (к нему кроме перечисленных можно отнести телевизоры марок «Рубин», «Заря», «Старт»). Все телевизоры этого поколения использовали лампы, диоды и кинескопы разных моделей. Советские технические изделия имели отличное звуковоспроизведение (громкоговорители телевизоров обеспечивали нужный тембр, и транслировали звук на среднюю и большую площадь вокруг себя), стильную отделку. Например, для создания корпуса (футляра) «Немана» использовались ценные породы красного дерева или имитация под них. Телевизоры имели большой ресурс для приёма каналов – в теории, «Неман» и «Воронеж» могли принимать дюжину разных программ, а «Рекорд» и «Енисей» по пять. «Голубые экраны» могли подавать изображение размерами 210 х 280 мм. К недостаткам телевизоров относилось среднего качества изображение, недостатки в конструкции шасси, частые внутренние поломки, внушительный вес (25-30 кг). Переключать программы и звук можно было только ручкой на корпусе, но на своё время это недостатком не считалось – в Березниках 1960-х гг. ручки телевизоров были всегда повернуты на 4-ый канал, да и звук стоял в одной позиции, близкой к максимальной – посмотреть ТВ собиралась вся семья, нередко к хозяевам «на передачи» приходили соседи и друзья. Телевидение было на своё время культурным феноменом, а телепередачи – настоящим событием.

Большинство зрителей не знали, как устанавливать, настраивать, или чинить телевизоры. К их услугам в 1961 г. при Березниковской конторе связи была создана радиомастерская (позднее телеателье №1) на ул. Физкультурников (Веры Бирюкова) №1xxvii. Ателье занималось платным и бесплатным гарантийным ремонтом, устанавливало принимающие антенны, подключало и настраивало телевизоры. Мастера были нарасхват – техническую новинку хотела в свой дом каждая семья. Уже в начале 1962 г. после многочисленных писем и обращений горожан ГК КПСС поставил перед Березниковской конторой связи вопрос о расширении городской сети телеателье и штата телемастеров. В 1962 г. опытные мастера телеателье стали обучать молодую смену на базе школы ДОСААФ Содового завода (нач. учебной части К.Крестников). В мае 1963 г. после 7 месяцев обучения состоялся первый выпуск: 27 учащихся, среди которых особо отличились Анатолий Румянцев, Григорий Российский, Илья Варивода, Виктор Керенберг, Николай Васильев, Герман Ширёв, Людмила Шишкина сдали государственные экзамены, проходившие под руководством главного инженера Березниковского телецентра П.Ф. Мохиреваxxviii. Все выпускники имели 10-летнее образование и подтвердили глубокое знание электро- и радиотехники. Расставаясь со школой мастера, благодарили своего преподавателя – Бориса Васильевича Тарасова. Он познакомил молодёжь с теоретическим курсом, начиная с самого простого занятия по теме: «строение вещества». В дни практики каждый ученик прикреплялся к одному из мастеров телеателье и работал с ним, перенимая опытxxix. Новый выпуск 1963-1964 учебного года по теоретическому курсу электротехники и радиотехники готовили заместитель начальника Березниковской конторы связи Валентин Михайлович Попов и инженер-электрик силиката свинца Содового завода Семён Иосифович Политов. Б.В. Тарасов стал руководить производственной практикой. Первый выпуск школы помог расширить штат ателье №1; второй выпуск позволил открыть в городе телеателье №2, так много желающих записалось на него; третий выпуск ожидаемо привёл к открытию телеателье №3 в 1965 г. Последнее предложило горожанам такую услугу как ремонт телевизоров на дому. Тяжелые машины теперь не нужно было самостоятельно нести до мастерскойxxx.

Городская газета получала по поводу телевизоров массу вопросов от горожан. На вопрос читателей о влиянии телевидения на здоровье была опубликована статья кандидата медицинских наук И. Зиновьева, в которой учёный с ходу заверял о беспочвенности страхов относительно излучения от катодной трубки телевизора и на основе исследований заключал, что выход рентгеновских лучей из кинескопа ничтожен и безвреден для человеческого организмаxxxi. Опасность медик видел лишь в чрезмерном увлечении телепрограммами, и рекомендовал взрослым смотреть ТВ лишь 3-4 раза в неделю, сеансами по 2-2,5 часа (детям 2-3 раза в неделю 1-1,5 часа). Чтобы не потерять в зрении зрители должны были следить за расстоянием до телевизора (от 1,5 до 5 метров) и освещённостью комнаты.

1 декабря 1961 г. действуя на основании приказа Министерства связи РСФСР государственная комиссия, возглавляемая главным инженером Саратовского телецентра Ю.Ю. Потаповым закончила свою работу по приёму в эксплуатацию Березниковского телецентраxxxii. Отметив в акте ряд недоделок, комиссия сочла возможным принять телецентр в эксплуатацию. Через несколько недель по Министерству связи СССР вышел приказ о вводе в действие телецентра, о его штатах и т.д. В самом конце декабря 1961 г. Госкомитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР выпустил приказ о вводе в действие Березниковской телестудии, доселе существовавшей без утверждённых штатов, оборудования и даже мебели. Однако было бы ошибкой сказать о том, что до официальных приказов телецентр и студия не работали.

В октябре-декабре 1961 г. даже неукомплектованные они осуществляли выпуск в эфир блоков передач. Так на государственный праздник 7 ноября была подготовлена 4-ая по счёту местная передача, включавшая фотоочерк «Наш город между 43 и 44 годовщинами Октября (1960-1961 гг.)» в котором телезрители побывали на Содовом заводе, совершили экскурсию в школу им. Гагарина, музыкальное училище, в квартиры рабочих новых жилых домов, расположенных в районе ул. Восточной. Кроме фотоочерка зрители увидели концерт участников самодеятельности ДК Энергетиков, документальный фильм о XXII съезде КПСС и кинокартину «На диком береге Иртыша»xxxiii (1959 г., реж. Ефим Арон, драма с сюжетом о строителях Иртышской ГЭС).

Фильмами, как документальными, так и художественными Березниковскую телестудию снабжала сначала Соликамская, затем Пермская (Областная) база кинопроката. Через два дня после первой передачи 19 октября 1961 г. старший редактор телестудии Н.А. Андрианов письменно обратился к председателю Пермского комитета по РиТ К.М. Кузнецову за помощью в решении вопроса получения фильмов с Соликамской базы проката. Последняя соглашалась предоставлять Березникам фильмы III-ей категории, но только с учётом разрешительного удостоверения Областного отдела кинофикации и Областной конторы кинопроката. 1 ноября 1961 г. управляющий Пермской конторы по прокату фильмов А. Коротков выслал в Соликамск выдал подобное разрешение. В обращении к Соликамской базе он разъяснял: «Кинофильмы Березниковской студии телевидения должны планироваться через два месяца после выхода их на экраны. И не ниже II категории. В репертуаре студии должны преобладать фильмы отечественного производства и стран народной демократии. Заграничные фильмы могут планироваться в исключительных случаях, и только те названия, которые разрешено демонстрировать по телевидению согласно разрешительного удостоверения и распоряжения по контролю за кинорепертуаром. Все событийные и короткометражные хроникально-документальные и научно-популярные фильмы подлежат первоочередному показу по телевидению, а потому должны выдаваться немедленно по получению телецентру»xxxiv.

Для транспортировки полученных кинолент с базы в Соликамске студия использовала свой единственный служебный транспорт – легковой автомобиль «Москвич», 402-й модели, который она получила по заявке в мае 1961 г. По приезду в Березники киноленты проигрывались киномеханиками в просмотровой – кинозале ДК Энергетиков, операторы студии в свою очередь снимали изображение и с помощью специалистов телецентра выдавали его в телеэфир. Прокат фильма стоил в 1961 г. для студии всего 20 коп. в день.

Своей прокатной базы фильмов Березники так и не получили. В годовом финансовом отчёте за 1963 г. бухгалтерия студии поясняет: «Перерасход средств по статье "Прокат постановочных средств" объясняется тем, что базы "Кинопрокат" в г. Березники не имеется. В связи с этим только на транспортировку кинофильмов из областного центра и обратно расходуется 700-750 рубxxxv. Из Соликамска база переместилась в Пермь, что возможно являлось следствием борьбы за качество эфирной сетки передач - Пермская база предоставляла фильмы уже I и II категории и имела разнообразную фильмотеку, с новинками проката в том числе. Отдуваться за качество приходилось штатному водителю и бухгалтерам студии.

Фотоочерки, как нетрудно догадаться начинались в фотолаборатории ДК Энергетиков. Здесь проявлялись снимки штатных и внештатных фотографов студии. С телевизионщиками в этом плане активно сотрудничали члены Кружка фотолюбителей г. Березники, которые собирались при ДК. Лучшие снимки отбирались редакторами студии, они составляли к ним опорные тексты – очерки, и совместно с режиссёрами выстраивали их в цепочку друг за другом. Далее за работу брались операторы, дававшие для эфира крупные планы фотографий и дикторы, озвучивавшие закадровый текст к ним.

Съёмка собственных передач студии на 1961 г. была сильно затруднена отсутствием необходимого оборудования. Однако уже в мае 1961 г. из фондов Госкомитета Березниковская студия получила для этой цели километры плёнок: 4913 м. узкой негативной; 2382 м. позитивной; 10 тыс. м ферромагнитной плёнкиxxxvi. Плёнка для съемок первоначально выделялась исключительно узкая 16-мм, черно-белая обращаемая, производства Шосткиснкого химического комбината (УССР, Сумская обл.). С 1965 г. шосткинская плёнка стала маркироваться торговым знаком «СВЕМА» (светочувствительные материалы). Широкая плёнка выпускалась советскими предприятиями для студий I и II группы; в 1961 г. и речи не было об отправке её в Березники. На ходатайство Березниковского ГК КПСС в поддержку студии просившей киносъемочный аппарат «Конвас» для работы с широкой плёнкой последовал категорический отказ. Ферромагнитная лента использовалась для записи звуковых дорожек для передач, музыки. Студия уже на первых порах стала формировать собственную фонотеку. «Магнитокопии» с качественной записью музыкальных произведений в студия заказывала в Пермском комитете по РиТ.

Регулярное вещание Березниковской телестудии началось 1 января 1962 г. Однако вплоть до марта 1962 г. эфиры были хоть и регулярным, но все, же редким явлением – «голубой экран» оживал всего два раза в неделю. Зато за зиму 1961-1962 гг. студия сумела войти в силы. Был утверждён штат студии: административно-управленческий персонал, художественно-производственный персонал, персонал киносъемочного цеха студии. Приказом №33 по Пермскому областному комитету по Радиовещанию и телевидению от 20 января 1962 г. директором студии был назначен Николай Петрович Ополонскийxxxvii. Возглавлявший на первых порах студию Н.А. Андрианов был переведён на должность старшего редактора (с марта 1962 г. его сменил Ю.К. Ботов). Возник партийный комитет студии под руководством О.Я. Мордкович. Первыми были образованы редакция общественно-политических передач и реакция передач о народном хозяйстве, главная редакция художественных передач, редакция выпускаxxxviii. С июля 1963 г. из редакции художественных передач выделилась редакция детских передач – всего их получилось пять. При студии стали работать режиссёры В.Г. Яковлев, А.П. Позднев, А.К. Марасанов, М.Г. Клёпов, М. Зубарева, звукорежиссёр Г.Е. Цыганов, кинооператоры В.А. Скорняков, М. Калмыков, дикторы А. Галишева, Медякова, Ляшков и. другие. Из редакторов, режиссёров, звукорежиссёров и ассистентов был составлен Художественный совет студии. На 1962 г. штат студии составил 46 человек (24 мужчины и 22 женщины). К сожалению даже архивные документы не смогли открыть имён работников остававшихся в студии «за кадром»: ассистентов, механиков, установщиков света, художников и шрифистов, фотографов и работников киноцеха (монтажной). Должностные оклады работников студии телевидения были установлены в соответствии со схемой должностных окладов, объявленных Приказом председателя Госкомитета №1314 от 29 августа 1960 г. и тарификационным справочником по рабочим профессиям.

Зимой 1961-1962 гг. студия получила, наконец заказанное оборудованиеxxxix: съемочный аппарат (камеру) АК-16, два съемочных аппарата «Адмира-16», портативный съёмочный аппарат «Кинорепортёр», универсальный звукомонтажный стол, пресс для склейки узкой плёнки, осветительную аппаратуру (КПЛ-35, КПЛ-50, ПРС-60, ОПЗ-4), звуковые двухскоростные магнитофоны, портативный магнитофон «репортёрский», микшер и усилитель звука. Фотограф студии стал располагать фотоаппаратами «Ленинград» и «Зоркий», с комплектом импульсных ламп для вспышки и фотоувеличителем. Новая аппаратура позволила студии делать выездные съёмки, кинорепортажи с мест событий, улучшилось качество студийных съёмок.

С мебелью для интерьеров студийных помещений случилась настоящая история, способная послужить иллюстрацией к советской канцелярской системе. Если оборудование для Березниковской студии пришло централизованно, то мебель доставлялась вразнобой вплоть до осени 1962 г. Всему виной был сложившийся в СССР порядок децентрализованной покупки мебели для учреждений – Пермский комитет по РиТ писал прямо: «её придётся приобретать на месте или в Перми». Смету и спецификации на мебель Н.А. Андрианов составил ещё в августе 1961 г., общая сумма тогда вышла громоздкой – 5, 408 тыс. р., старший редактор явно хотел предусмотреть для работников студии как можно больше комфорта: одних столов для сотрудников он запросил 38 штук, предусмотрел даже ковровые дорожки, скатерти, настенные часы, радиорепродукторы, стеллажи для плёнкиxl. Смета ушла на согласование с Березниковским ГК КПСС и Горисполкомом. Городские власти ужали сумму до 2 тыс. руб. и 27 сентября 1961 г. выслали ходатайство о представлении лимита в Облисполком. 10 октября 1961 гxli. Управление снабжения и сбыта Облисполкома выделило студии лимит на … 1 тыс. руб. с формулировкой «выделить дополнительный лимит в настоящее время не представляется возможным ввиду отсутствия свободных ресурсов»xlii. Новые лимиты от Управления приходили раз в квартал, затянув выполнение заявки почти на год.

Несмотря на первоначальные трудности, Березниковская студия проделала за 1962 г. замечательную работу выйдя в эфир 259 раз (в среднем на 3,9 часа) и выдав в эфир 1020 часов передач. Из этого объёма 220 часов заняли передачи собственного производства. Объем собственных хроникально-документальных съемок студии составил 10 часов (перевыполнен на 4 часа)xliii.

27 марта 1962 г. согласно приказу по Пермскому комитету по РиТ началась тесная связь между Пермской и Березниковской студиями телевидения. Заместитель председателя комитета Е.Г. Шадрин и директор Н.П. Ополонский обязались организовывать регулярный отбор кино и фотосюжетов для отсылки их друг другуxliv. Подобный обмен сюжетами между студиями затеял Госкомитет, дабы способствовать расширению сетки местного телевещания. Зритель от этого только выигрывал, получая обзор жизни советского общества находящегося за сотни километров от своего родного города. Согласно годовому отчёту Березниковской студии за 1966 г. ретрансляция передач из других студий составила 122 часа.

Какие же собственные передачи производила Березниковская студия? Редакция общественно-политических передач давала в эфир новостные обзоры жизни страны, области, района и города, делала обзоры мировых событий в выступлениях комментаторов по международной ситуации, представляла в эфир политическую и идеологическую повестку показывая документальные фильмы о советских лидерах, решениях Пленума ЦК КПСС, материалы о Съездах ЦК КПСС, рапортовала об очередных победах советского общества идущего к коммунизму. В 1963 г. редакция транслировала цикл бесед «Моральный кодекс строителя коммунизма», в 1964 г. начались беседы-лекции в помощь людям изучающим марксизм-ленинизм. Важной частью эфира стали историко-биографические очерки «И будет гореть под ними земля», «Березниковцы в боях за Родину!», которые особенно много подавались в эфир к 20-летию Победы.

В ведении редакции передач о народном хозяйстве были все очерки о местной промышленности, сельском хозяйстве и муниципальных учреждениях. В 1962-1963 г. по приказу Пермского комитета по РиТ редакция народного хозяйства помогла организовать общественные редакции при всех Березниковских заводах, областной больнице, милиции. Корреспонденты и редакторы таких редакций на местах делали фотоснимки, интервьюировали рабочих, писали реляции о передовиках или наоборот подвергали критике отстающих. Часто выходили в эфир беседы (монологи) специалистов с ТВ аудиторией. 5 апреля 1963 г. например, вышла в эфир передача «Один день из жизни азотчиков» подготовленная общественной редакцией АТЗ, в 1964 г. вышла передача «Говорит «02» о работе городской милиции. В теории, общественные редакции должны были давать зрителям профессиональный «взгляд изнутри», который был не по силам небольшой редакции народного хозяйства Березниковской студии.

На пару с общественно-политической редакцией хозяйственники готовили киноочерки социального направления. Так, передача «Наши современницы» на примере жительниц Березников рассказывала о трудящейся советской женщине. Совместно создавались биографические киноочерки из цикла «Я рабочий», «Герои семилетки», «Их вклад в семилетку». Нетрудно догадаться, что все эти очерки были посвящены людям труда г. Березники. Более живой взгляд на личность, попытка показать её с разных сторон была в цикле передач о лучших мастерах своего дела «Знакомьтесь, [фамилия товарища]», который в последующем стал называться «Клуб интересных встреч». Вознося трудовые добродетели, редакция клеймила худшие пороки общества в сатирическом киножурнале «Фитиль». Березниковский «Фитиль» выходил несколько раз в год, но из-за своего острого содержания и юмора он был любим публикой, его часто просили повторить.

Очень насыщенной была жизнь редакции художественных передач, которую возглавлял Владимир Васильевич Зимнин, по совместительству работавший учителем литературы в одной из березниковских школ. Помощь редакции в подготовке передач осуществляли молодое Творческое объединение г. Березники (литературный, художественный кружки), новооткрытое Березниковское музыкальное училище, драматический театр и др. Большой популярностью у березниковцев пользовались музыкальный и художественный лектории, музыкальные обучающие практикумы, литературные и исторические передачи. Городские власти и Пермский комитет по РиТ отмечали такие циклы передач как "Библиотека поэзии", "Знаете ли вы искусство", "От песни к песне" и др. К юбилейным датам редакция старалась готовить эксклюзивные для Березников передачи, например «Паустовский в Березниках. К 70-летию со дня рождения писателя», «Ф.К. Лехт в Березниках» и т.п.

Одной из главных форм работы редакции были телеспектакли, концерты и постановки художественной самодеятельности. Своей труппы телестудия не имела и обращалась за помощью в постановках к Березниковскому драматическому театру (БДТ)xlv. В театральном сезоне 1962-1963 гг. последний представил на суд телезрителей такие спектакли как «Люди, которых я видел» С.Смирнова, «Таинственный остров» по роману Жюля Верна, «Опаснее врага» Аль и Ракова, «Последняя жертва» А. Островского, «Вендетта» Винникова, «Задержан на улице» К.Финна. У каждого из этих спектаклей было по два режиссёра: театральный и телевизионный. Роль второго заключалась в правильном переносе на камеру замысла постановки, её ритма и настроения. Актёры проделывали большую работу по перестройке спектакля. В привычные репетиции вмешивалась специфика работы с камерой: больше внимания уделялось отработке «игры лицом» - мимике, постановке голоса, менялись многие мизансцены, и декорации. Кроме спектаклей актёры встречались участвовали в студийных передачах: «Простая вещь», «Стихи Владимира Радкевича», «Старый повар», «Любовь с хорошей песней схожа», «Течение времени» и др. Большинство актёров выступавших по телевидению видели в этом шанс по-новому взглянуть на себя и свой творческий потенциал, ведь камера выхватывала каждый жест, каждую, на первый взгляд, незначительную деталь в игре за персонажа. Кроме того телеаудитория превосходила любую другую по числу зрителей, трансляции служили хорошей рекламой. Артисты А. Демин, Г. Самородова, В. Шияновский, М. Мер полюбившиеся зрителям, стали настоящими звёздами, спектакли с их участием собирали аншлаги.

В сентябре 1963 г. студия создала собственный театр «Современник» под руководством Б.С. Самсоноваxlvi. В него вошли молодые артисты без профессиональной подготовки. Так в первом его спектакле «Нет применения» (Ю. Сальников) участвовали В. Кривоносов (слесарь Союзпроммонтажа), М. Вард (приборист БКК), Н.Вьюнов (столяр мебельной фабрики), В. Плаксенко (работник Швейной фабрики), Г. Миронова (зарядчик горного цеха), В. Антяжкина (каменщица БАКЗ).

Свой театр «Огонёк» в 1962 г. получила редакция детских передач под управлением Лидии Ивановны Тарасовойxlvii. Образовательно-развлекательного продукта для детской аудитории в Берениках не хватало, чтобы его восполнить при студии был создан единственный в городе детский (пионерский) театр. Он по образцу БДТ занимался выпуском телеспектаклей и информационных передач редакции. Примечательно, что ведущими и актёрами передач были дети. Для приёма в театр был открыт конкурс, участие в котором мог принять любой учащийся школ г. Березники. Труппа «Огонька» уже первого формирования насчитывала более 50 чел. 8 сентября 1963 г. в эфир вышла первая передача «Огонька» - «Школьное эхо». Передачи «За горизонтом твоего учебника», «Мои друзья муравьи», «Мы идём к тебе Аэлита», «Кто живёт в портфеле», «Тайна нуля» служили целям научного просвещения, но умели удерживать внимание юной публики за счёт использования живого языка их ровесников, иллюстраций, музыки. Большой популярностью у березниковцев всех возрастов пользовались телеспектакли «Огонька», с основой в виде отличных образчиков детско-юношеской литературы: «Республика ШКИД», «Трое на острове», «Гусиное перо», «Хотабыч летит на звезду Торо-Боан», «Пять порций мороженого». Взрослые роли в них играли артисты БДТ. Брался «Огонёк» и за серьёзные темы: в спектакле «Снежок» по пьесе В. Любимовой была представлена тема расовой дискриминации и неравенства в СШАxlviii, в спектакле «Юность вождя» были представлены детские годы В.И. Ленина и раскрыты пороки царской России.

Интересная живая подача материала детских передач поражала и зрителей и критиков. 1 декабря 1963 г. в рамках проекта обмена передачами «Огонёк» добрался до экранов Перми. Пермской телестудией был показан выпуск телегазеты «Школьное эхо» и литературный концерт "Огонёк показывает". Пермский комитет по РиТ остался очень доволен подготовкой этих передач. В приказе по ведомству №659 от 12 декабря 1963 г. говорилось: «Вся программа сделана интересно и увлекательно, в ней много выдумки, непосредственности, свежести… Редактор Тарасова и режиссёр В. Яковлев провели большую работу с юными участниками программы... Детская редакция Березниковской телестудии имеет большой детский актив, она нашла хорошую форму общения с юным зрителем»xlix. Руководителям детской редакции объявлялась благодарность, Пермской студии рекомендовалось подробно изучить опыт организации детского актива в Березниках, а также подготовить будущую программу «Огонька» для показа … по Центральному телевидению. Для студии III класса в Березниках это можно было считать оглушительной победой.

Однако на студию сыпались не только благодарности и похвалы. Гораздо чаще от Пермского комитета и городских властей слышалась критика. Остракизму подвергался идейно-художественный уровень передач. Режиссёрские решения находились грубыми и примитивными. Никого, ни власть, ни зрителей не устраивала информативная сухость языка передач. И власти, и зрителям хотелось видеть в выступлениях студии больше злободневных тем, критических выступлений, «взгляда на проблему изнутри».

Все эти проблемы действительно имели место быть. Эпоха телевидения началась вслед за эпохой радио. Телевизионщики, переняв огромный опыт студий радиовещания, часто забывали о главном принципе телеэфира – «синтез слова и изображения». Слово брало верх, студийная передача превращалась в долгий утомительный для зрителя монолог, с одним-двумя операторскими планами. Иногда не было ничего кроме фона и закадрового текста. Пермские критики Отдела рецензий о работе Березниковской студии писали: «В новостях подаются в основном "сухие" устные информации. Возьмем, к примеру, выпуск теленовостей под названием "Добрый вечер"... В выпуске нет ни одного фото, ни одного кинокадра, ни одного выступающего. Подобную картину мы наблюдаем во многих других выпусках теленовостей. Общий недостаток теленовостей БСТ состоит в том, что они лишены телевизионной специфики, а информации носят "радийный характер" и пишутся по штампу или трафарету, заимствованному из плохих газетных заметок. Ряд информации в выпусках не несёт никакой нагрузки. Нередко факты просто мелки, в некоторых небрежная редакторская правка делает информацию невыразительной, трудной для восприятия. Такие новости не задевают ни чувств, ни разума телезрителей»l.

Сухое истолковывание фактов в передачах отталкивало от экранов молодёжь. Молодёжные передачи березниковской общественно-политической редакции Пермский комитет по РиТ находил чрезвычайно скучными. Ярким примером такой передачи был выпуск "С днём рождения комсомолия" (октябрь 1966 г.), который длился более часа. За это время прошла трёхминутная кинолента, и выступили одиннадцать человек, не считая двух ведущих, которые почти каждое своё выступление начинали "немало хорошего сделали", "немало хороших дел на счету". Час разговоров был признан для публики утомительным. Редакции указали на разнообразие форм молодёжных передач выявленных на других студиях: «Молодёжные огоньки», «Молодёжное кафе», диспуты, клубы встреч и т.п.

Власть в свою очередь видела в телевидении инструмент для вскрытия проблем советского общества (официально признанных). ГК КПСС обращаясь к директору студии писал: «Редакция ТВ (общественно-политическая, народного хозяйства) робко вмешиваются в хозяйственную деятельность, недостаточно глубоко и принципиально вскрывают причины, мешающие работе предприятий. Очень слабо освещаются многогранная партийно-политическая работа, данные за коммунистический труд и быт, нет настоящей борьбы за внедрение опыта новаторов в производство, за высокое качество продукции»li.

Пермяки приводили в своей рецензии пример недостаточной критики: «В выпуске от 25 октября 1966 г. прозвучал тревожный сигнал - телезрительница Митберг возмущена порядками в ателье обуви бытового комбината, по которым ремонт обуви (в том числе и мелкий) делается через 10 дней. Что заключает редакция? "Редакция надеется, что после нашей реплики руководители быткомбината проявят заботу о своих клиентах". Редакции надо бы не только надеяться, а надо бы пригласить в студию руководителей, в чей адрес направлена критика и попросить их самих выступить перед телезрителями, то было бы гораздо действеннее, чем обнадёживание редакции».

Порою, студия самостоятельно признавала проблемы в работе. В феврале 1963 г. режиссёр Вениамин Яковлев в статье «Большие проблемы малого экрана» изложил причину недостатка в новостных сводках любительских съёмок и хроникальных кадров. У 20-и березниковцев владеющих кинокамерами (среди которых были инженеры, рабочие и даже школьники) … не было возможности проявить себя, создав «героическую летопись жизни города»lii. Для создания фильма в 1960- е гг. просто выкупить портативную камеру было мало. Перед киноделом сразу же вставали вопросы как снимать? Где проявлять плёнку? Как монтировать? Где озвучивать? И главный вопрос – где показывать? Помощи энтузиастам-кинолюбителям до 1963 г. в Березниках не оказывалось. Между тем киносъемки во все времена были делом сложным и затратным. На одном энтузиазме кино не сделать. Рука помощи любителям была протянута от Творческого объединения г. Березники при ДК Энергетиков. Весной 1963 г. при ней была организована секция кинолюбителей. Для её членов березниковские телевизионщики стали читать курс лекций о съемках монтаже и постановочном свете. Отныне можно было забыть о домашней проявке плёнки – кружок заказал для своей работы специальный проявочный стол. Подобные меры позволили увеличить привлечение любительской съемки к студийным репортажам. В 1966 г. студия уже отчитывалась об использовании 1 часа 30 мин. кадров внештатных корреспондентов в своих передачах.

Большим достоинством Березниковской студии была обратная связь со зрителем. Многочисленные письма и обращения аудитории подробно разбирались редакциями, наиболее интересные вопросы отправлялись в специальную передачу «Ответы на вопросы зрителей». Как из рога изобилия на студию сыпались заявки. Часто повторяемые запросы удовлетворялись – в вещательную сеть, таким образом, попадали уже звучавшие передачи, полюбившиеся фильмы или концерты. Например, в январе 1964 г. по заявкам телезрителей два раза повторила «Новогодний концерт». Интересной формой работы с аудиторией стали пресс-конференции руководителей предприятий, которых в прямом эфире просили ответить на вопросы зрителей. Наконец сама студия хотя бы раз в год проводила большую зрительскую конференцию в зрительном зале ДК Энергетиков. Для живого общения с руководством студии, её редакторами и режиссёрами приглашались все желающие. На зрительской конференции 1965 г. большинство участников конференции интересовалось, будут ли показывать новые фильмы, спортивные передачи из Москвы, концерты художественной самодеятельности? Корреспондент «Березниковского рабочего» Н. Ворожцова описала хаос пожеланий выливавшийся на телевизионщиков в ходе таких конференций «Одному зрителю хочется сидеть у телевизора семь часов, другому и четырёх много. Одному хочется смотреть «Чапаева», другому наскучил «Цирк», подавай «Карнавальную ночь». Одни дети скучают за сказками, другие смотрели бы их бесконечно». Она же заключала: «требования зрителей к передачам год от года растут»liii.

Студия старалась удовлетворить в том или ином виде все требования зрителей. Из года в год она наращивала эфирную сеть передач. Объем телевещания по местной программе в 1965 г. составил 1143 часа, причём 300 часов составили студийные передачи. Постоянный штат студии увеличился до 77 человекliv. Аудитория расширилась с 2,5 тыс. до 100 тыс. челlv. (Березники, Усолье, Соликамск, Александровск, Кизел, Чердынь, Ныроб)

Работа над подготовкой передач была утомительной, часто небезопасной для самих сотрудников студии, но телевизионщики стоически преодолевали все профессиональные трудности. Телеоператоры двигали камеры, которые при падении легко могли их задавить своим весом. Работники фотолаборатории и киноцеха работавшие со светочувствительными материалами ютились в крохотных подвальных помещениях, с наглухо забитыми окнами. Имея дело с различными проявителями и химическими реагентами, они были лишены даже минимальной вентиляции. Столярная мастерская располагалась также в подвале и крупные декорации делать просто не могла – выносить их из комнатки благодаря узким коридорам не представлялось возможным. Декораторы составляли свои творения из маленьких частей. Страшная теснота и духота стояла в помещениях общественно-политической редакции на площади в 16 кв. м было расположено 6 столов, и работало около 15 работниковlvi (!). В помещениях детской редакции наоборот было постоянно холодно осенью и зимой, работники вынужденно кутались в пальто (при обследовании 10 февраля 1966 г. термометр показал в помещении 10 градусов). Единственным служебным транспортом студии был «Москвич», так что для связи с общественными редакциями на заводах использовался общественный транспорт и попутки. Для перевоза крупногабаритного оборудования за пределы студии директор из года в год просил выделить грузовой «ГАЗ-69», но заявки будто уходили в никуда, ответов не было с 1961 г. Да что там, даже гараж для «Москвича» появился только в 1963 г. после долгих разбирательств с городскими властями. Студия все время воевала с отделом технического снабжения Госкомитета за фондовую плёнку, нужно было постоянно следить за её расходом. С другой стороны сама плёнка была источником разнообразных проблем. 1 апреля 1962 г. подполковник пожарной охраны УВД Пермского Облисполкома В.А. Газетов нашел, что нитроцеллюлозная плёнка хранится в нарушение правил пожарной безопасности в подвальном хранилище ДК Энергетиков, над которым расположено фойе, кружковые комнаты и кинозалlvii. Пожарники настояли на строительстве отдельного здания для хранилища плёнки, однако пока оно строилось плёнки также в нарушение всех пожарных правил стали храниться в затемнённых основных помещениях ДК. Хозяйство студии было крайне беспокойным, на него накладывался беспрестанный аврал подготовки эфира, сильная материальная зависимость от областных и центральных ведомств.

С октября 1965 г. по июль 1970 г. студию возглавляла Зоя Александровна Коняхина. Выпускница Высшей партийной школы при ЦК КПСС (журналист), с 1959 по 1961 г. она занимала должность секретаря ГК КПСС г. Соликамска, затем с апреля 1961 г. по июль 1965 г. занимала пост председателя Горисполкома г. Соликамска. Её назначение, предположительно, было продиктовано необходимостью выпрямить идейный штандарт студии.

С 1965 г. фактически начался обратный отсчёт для березниковской студии. 23 декабря 1965 г. Государственной комиссией была принята УКВ-ЧМ радиостанция «Дождь-2», которая уже могла обеспечить низкочастотный тракт (линию связи) Пермь-Березники. На линии уже действовали передающие антенны связи. Стальными колоссами они выросли у поселений на северном пути из областного центра в Верхнекамье.

3-4 марта 1966 г. техническая комиссия, состоящая из главного инженера Пермского Комитета по РиТ Крохалева Г.А., зам. начальника Пермского областного Управления связи - П.Ф. Мохирева, начальника Березниковского телецентра Симонова И.П., старшего звукорежиссёр Березниковской студии Г.Е. Цыганова, старшего инженера УКВ радиостанции Березниковского телецентра Л.Г. Белкина произвела проверку, прослушивание и замер качественных показателей низкочастотного тракта Пермь-Березники для подачи Пермских областных передачlviii. Комиссия установила, что качество принимаемых передач по эфиру с Пермской УКВ-ЧМ радиостанции удовлетворяет техническим условиям и соответствует нормам по качественным показателям. Уровень посторонних шумов был ещё достаточно высок, но благодаря настройке оборудования улавливателей сигнала он каждый месяц снижался. Пермь в это время была уже принимала сигнал Центральной студии телевидения. Смотреть в Березниках передачи из Москвы можно было уже в 1962 г., предварительно настроившись на Пермское телевещание. Правда нужно было сделать сильный уловитель сигнала (антенну) и выбрать место для неё повыше (связь работала геометрически, любые помехи на пути сигнала снижали качество изображения в разы). Так в марте 1962 г. немногочисленные березниковцы могли видеть и слышать речь Н.С. Хрущёва перед избирателями Калининского избирательного округа Москвы. Качество сигнала тогда было отвратительным, но в к 1967 гг. помехи полностью убрали. Москва и Пермь стали передавать чёткую картинку и звук.

С началом приёма центрального и областного каналов необходимость в деятельности Березниковской студии телевидения отпала. Госкомитет включил её в число сокращаемых студий III категории. Содержание периферийных студий было обременительно для бюджета, все их удачные формы работы давно были переняты крупными студиями, а неудачи подлежали забвению. В марте 1968 г. состоялся последний художественный совет, персонал к этому времени отлично знал о ситуации с закрытием. Номинально Березниковская студия существовала до 1970 года, но к этому времени от штата сотрудников осталось всего несколько человек, которые нарабатывали местный материал для Пермской студии телевидения. Ручки березниковских телевизоров отныне переключались с 1-го (ЦТВ) на 3-ий (Пермское ТВ) каналы.

Работа телецентра продолжилась. Нагрузка на связистов увеличилась - выпуски ЦТВ и Пермской студии были гораздо более насыщенными по части передач, выходили по 5-6 раз в неделю. Телецентр обеспечивал их безостановочную трансляцию.

От Березниковской телестудии осталась скромная память. Кадры её передач хранят в памяти как детскую ценность только старожилы города. Содержание выпусков берегут лишь архивные страницы. «Березниковский рабочий» за 1960-е гг. может представить лишь россыпь статей, да крохотные программки студии, помещавшиеся редакцией газеты в углах задней страницы. Но память о студии не должна угаснуть. Телевидение подарило горожанам целый мир. Да, нужно, признать, что советское телевидение было зажато прессом цензуры и идеологии, оно было рупором партии, но в его цели входила не только политика. ТВ имело важную культурно-просветительскую функцию. Экраны телевизоров знакомили зрителей с интересными людьми, учили, просвещали, заставляли смеяться и переживать. Развитие телестудии в Березниках подтолкнуло развитие местного киноискусства, дало большие возможности кинолюбителям. Студия в свою очередь стала настоящей кузницей талантов. Юные звёзды «Огонька» в будущем нашли своё призвание в СМИ или театрах. Нурия Ташкалова, ученица школы им. Гагарина, диктор и звезда «Огонька» окончила театральный институт и много лет проработала на центральном ТВ. Владимир Константинович стал директором Омской студии ТВ. Виктор Наймушин – стал кинорежиссёром, руководителем театраlix. Для этих людей Березниковская студия стала путёвкой в жизнь.

i Постановление Совета Министров СССР №1689 «О мероприятиях по дальнейшему развитию телевизионного вещания в СССР» от 15.09.1955 г.


ii Распоряжение Совета Министров РСФСР №3808р «Об объёмах, сроках и источниках финансирования строительства телевизионных центров и ретрансляционных станций» от 22.10.1955 г.

iiiК 60-летию Пермского телевидения [Электронный ресурс]. URL: http://t7-inform.ru/s/interestingly/20180907093622.

iv Постановление Совета Министров РСФСР №1299 «Об организации комитетов и редакций по радиовещанию и телевидению в автономных республиках, краях и областях РСФСР» от 11.12.1957 г.

v Березниковский рабочий №125 от 24.06.1959 г. – С.4

vi Березниковский рабочий №141от 17.07.1959 г. – С.4.

vii Березниковский рабочий №37 от 21.02.1960 г. – С.4.

viii Березниковский рабочий №167 от 23.08.1960 г. – С.4

ix Березниковский рабочий №235 от 27.11.1960 г. – С.4

x ГАПК. Ф. Р.1155. О.1. Д.1. Л.36.

xi ГАПК. Ф. Р.1155. О.1. Д.1. Л.42.

xii ГАПК. Ф. Р.1155. О.1. Д.8. Л.24.

xiii На нашем телецентре / Березниковский рабочий, №115 от 11.06.1961, С.3.

xiv ГАПК. Ф.Р.1155. О.1. Д.1. Л.30-31.

xv ГАПК. Ф.Р.1155. О.1. Д.1. Л. 39.

xvi На нашем телецентре… С.3

xvii На нашем телецентре / Березниковский рабочий, №115 от 11.06.1961, С.3.

xviii Всё выше в небо / Березниковский рабочий от 13.08.1961 г., С.2.

xix Высота 180 метров есть! / Березниковский рабочий №169 от 26.08.1961, С.1.

xx Антенна устанавливается / Березниковский рабочий №186 от 19.09.1961, с.3

xxi ГАПК. Ф. Р.1155. О.1. Д.1. Л.14.

xxii Телецентр начинает пробные передачи / Березниковский рабочий №203 от 13.10.1961 г., С.2.

xxiii Звезда, №246 от 17.10.1961 г.

xxiv Телевидение в Березниках. Каким оно будет? / Березниковский рабочий №138 от 14.07.1961 г., С.4

xxv ГАПК. Ф. Р.1155. О.1.Д.1. Л.44.

xxvi Модные товары / Березниковский рабочий, №222 от 07.11.1961 г., С.4

xxvii Телецентр начинает пробные передачи…С.2

xxviii Новый отряд телемастеров / Березниковский рабочий, №94 от 12.05.1963 г. С.2

xxix Первый выпуск / Березниковский рабочий, №101 от 22.05.1963. С.4

xxx Ателье №3 для ремонта телевизоров на дому / Березниковский рабочий №127 от 29.06.1965 г., С.4

xxxi Телевидение и здоровье / Березниковский рабочий от 08.02.1963 г., С.4.

xxxii Телецентр принят государственной комиссией / Березниковский рабочий от 05.12.1962 г., С.4

xxxiii Не выходя из квартиры / Березниковский рабочий, №222 от 07.11.1961 г., С.4

xxxiv ГАПК. Ф.Р.1155. О. 1. Д.1. Л.21.

xxxv ГАПК. Ф.Р. 1155. О.1. Д.4. Л.26.

xxxvi ГАПК. Ф.Р. 1155. О.1. Д.1. Л.2.

xxxvii ГАПК. Ф.Р. 1155. О.1. Л.2. Л.53-54.

xxxviii Знакомство с молодым коллективом / Березниковский рабочий, №55 от 20.03.1962,С.4.

xxxix ГАПК. Ф.Р.1155. О.1.Д.1. Л.31-33.

xl ГАПК. Ф.Р. 1155. О.1. Д.1. Л.17-18.

xli ГАПК. Ф.Р. 1155. О.1. Д.1. Л.19.

xlii ГАПК. Ф.Р. 1155. О.1. Д.1. Л.20.

xliii ГАПК. Ф.Р. 1155. О.1. Д.4. Л.4.

xliv ГАПК. Ф.Р. 1155. О.1. Д.2. Л.49.

xlv Актёр на экране / Березниковский рабочий, №99 от 19.05.1963 г., С.3

xlvi Театр «Современник» / Березниковский рабочий, №160 от 13.08.1963 г., С.2.

xlvii Свет «Огонька» / Березниковская неделя, №6 от 08.02.2013 г., С.4.

xlviii «Снежок» на голубом экране / Березниковский рабочий, №№11 от 17.01.1965 г. С.2

xlix ГАПК. Ф.Р.1155. О.1. Д.2. Л.5-6.

l ГАПК. Ф.Р.1155.О.1.Д.1. Л.47.

li ГАПК. Ф.Р. 1155. О.1.Д.1.Л.61.

lii Большие проблемы малого экрана / Березниковский рабочий №36 от 24.02.1963 г., С.4

liii Вечером у маленького экрана / Березниковский рабочий №34 от 17.02.1965 г., С.2.

liv ГАПК. Ф.Р. 1155. О.1. Д.66.Л.1

lvГрубая оценка, умножающая количество выкупленных телевизоров, на число человек в среднестатистической советской семье.

lvi ГАПК. Ф.Р. 1155. О.1.Д.8.Л.22.

lvii ГАПК. Ф.Р. 1155. О.1.Д.8.Л.2.

lviii ГАПК. Ф.Р. 1155. О.1.Д.1.Л.63.

lix Божков Ю. Роман с кинокамерой. Записки профессионального кинолюбителя / Ю. Божков. – Березники: ООО «ПрессА», 2019 г.

Работает на: Amiro CMS