На главную Обратная связь Гостевая книга

  •   Научно-исследовательская работа
  •   Гостевая книга
  •   Карта сайта
  •   Каталоги выставок серии "Смотреть всем!"
  •   Мемориал
  • Версия для слабовидящих

    Почём ружьишко?

    Научный сотрудник БИХМ им. И.Ф. Коновалова

    Петров Р.П.

    Обновлённый раздел исторической экспозиции Березниковского историко-художественном музея представил гладкоствольное огнестрельное оружие и промысловое оснащение кон. XIX – нач. XX вв. Среди экспонатов можно увидеть немецкие экспортные ружья, отечественное ружьё, переделанную американскую винтовку Пибоди-Мартини. Образцы оружейного ремесла имеют свою историю возникновения, свой исторический путь. Где и как можно было заполучить в руки охотничьи ружья? Дорогой ли была охота, и кто её себе мог позволить?

    Оружейные кузницы.

    Пермские охотники при покупке оружия в основном ориентировались на торговую сеть («склады») Ижевского оружейного завода и частных оружейников г. Ижевска. Императорским оружейным заводам (Тульскому, Сестрорецкому, Ижевскому) Военный Совет русской армии разрешил в 1885 г. приём заказов на изготовление охотничьего оружия от частных лиц с одним обязательным условием: чтобы в изготавливаемых охотничьих ружьях было невозможно использование военных патронов. На уступки гражданским армейцы пошли не от прекрасной жизни – подобное решение имело своей целью сократить неравномерные нагрузки на оружейные заводы. Оружейные кузницы России работали на износ в военные годы и резко сокращали продукцию в годы мира, подобные перепады негативно влияли на технический уровень промышленных гигантов и сохранность кадров. Оружейные мастера – редкий и драгоценный трудовой ресурс, военные офицеры справедливо рассудили о необходимости обеспечить их стабильной работой. Тем более спрос на качественное оружие был очень большой, что значило хотя бы некоторое покрытие расходов на военное производство. До 1885 г. производство оружия находилось исключительно в частных руках: на бюджетные массы трудились кустари Тулы и Ижевска, элитные круги общества обслуживали штучные оружейники Москвы и Петербурга. Основной спрос на оружие для любительской охоты удовлетворялся за счёт привозных изделий, но и тут ситуация была неоднозначной: наряду с превосходными образцами оружия в страну ввозились ружья сомнительного качества, нисколько не уступавшие первым в цене. Такая огромная страна как Россия с изобилием лесов и дичи, с распространением пушной охоты, просто обязана была иметь собственное промышленное производство современного охотничьего оружия и решение Военного Совета 1885 г. развязало, наконец, руки Императорским заводам.

    За свою долгую историю (с 1807 г.) Ижевский завод, как и Тульский, вырастил рядом с собой множество мелких оружейных мастерских, которые «подкармливались» бракованными или списанными с завода деталями. С отменой крепостной зависимости в Ижевске началась настоящая эпоха частного оружейного предпринимательства. С завода в частные мастерские подались более пяти сотен человек. Вскоре из среды мелких заведений и мастеров-надомников поднялись фабрики А.Н. Евдокимова, И.Ф. Петрова, Н.И. Березина, И.С. Колпакова и других. Наиболее крупным к началу XX в. стало производство И.Ф. Петрова и его сына В.И. Петрова. К 1910 г. на их фабрике работало свыше двух сотен человек, на 69 станках. Годовой оборот фабрики составлял несколько тысяч ружей. Кроме оружия собственного производства фабрика так же занималась продажей экспортных марок: «Пипера», «Маузера», «Винчестера», а также реализовывала через свою сеть оружие Ижевского и Тульского заводов. Подобная практика была и у других фабрикантов, но в меньших размерах. В информационных изданиях начала XX в. т.н. адрес-календарях, можно встретить броскую рекламу «Василий Петров – самая колоссальная оружейная торговля России оптом и в розницу». Разросшиеся фабрики занимались продажей не только оружия, но и сопутствующих охотничьих товаров, связывая тем самым разнообразных производителей. У реализующих фирм можно было заказать охотничью одежду и обувь, детали и инструменты, ошейники и цепи для собак, средства для ухода за оружием, фляги и термосы, складные стулья и походные предметы, даже антипростудные порошки и лекарства. Конечно же, фирмы конкурировали между собой, каждая из них старалась занять свою нишу на рынке сбыта.

    Местных, пермских оружейных мастеров было очень мало, как таковых производств за ними не числилось. В 1880-х гг. статистический отдел Пермской Губернии находил по всем городам и уездам всего лишь 10-15 ружейных дел мастеров, при которых обреталось 5-10 работников. В основном это были мастера-надомники, скорее всего получившие надел в Пермской Губернии после освобождения от крепостной приписки с тех же Ижевских заводов.

    Торговля оружием.

    Постоянные торговые представительства в виде оружейных охотничьих магазинов создавались исключительно в крупных городах, тот же В.И. Петров имел крупные магазины в Перми, Екатеринбурге, Вятке, Казани, Москве, а его отец И.Ф. Петров в своё время освоил рынки Нижнего Новгорода, Омска и Кавказа (слоган о колоссальной торговле имел свои основания). Пермским охотникам можно было приобрести все товары в розницу в магазине располагавшимся в торговом доме купца В.Т. Югова рядом с Черным (Хлебным) рынком Перми.

    Монополии как таковой здесь не было. Многие оружейные фирмы имели временные представительства на крупных ярмарках Пермской губернии: например «Ружейная фабрика и чугунно-литейный завод Николая Ильича Березина» представляла свои товары на Пермской ярмарке 1910 г. (28-30 июня / 19-21 сентября) в районе того же Черного рынка. Глубоко в провинцию на уездные и волостные торжки и базары оружейники товара не высылали – подобная игра не стоила свеч, к тому же любая крупная пересылка оружия и припаса к нему всегда сопряжена с определённым риском. Вне ярмарок ружьё, снасть или предмет охотничьего снаряжения можно было заказать по почте самостоятельно или через торгового представителя, к этому призывали богато иллюстрированные прейскуранты, распространявшиеся оружейниками бесплатно в качестве рекламы своей продукции. При заказе от заказчика требовалась внести 15-20% задатка (в зависимости от фирмы) и представить банковское обязательство, но можно было сразу приложить к заказу всю сумму целиком. Если заказ был оптовый (например, от общества или товарищества), то некоторые фирмы могли рассмотреть возможность представления заказа в кредит / рассрочку.

    «Лицензия» на оружие в своё время тоже была: в связи с ростом социальной напряженности и криминала, появлением в Российской империи тайных социалистических обществ в 1880-е гг. на оружейную торговлю были наложены исключительные положения: частные фирмы и заводы не могли отпускать патроны, нарезное оружие и револьверы без свидетельства полиции на право их приобретения (запрет не касался только охотничьих гладкоствольных ружей). Отдельно покупателям надо было оформлять в полиции и свидетельство на хранение указанных предметов оружия. Соблюдалось подобное положение крайне строго, причём следили за обеими сторонами торга. Например, в 1907 г. фабрикант И.Ф. Петров был помещён полицией под арест, за то, что отправил в Тифлис партию из 40 винтовок без разрешающих бумаг, под видом охотничьих ружей. Коммерсанты-оружейники в погоне за прибылью были готовы связаться хоть с чёртом, отсюда вытекали аресты, обвинения в попустительстве преступности и принадлежности к социалистическим партиям.

    При законном заказе оружия можно было указать способ доставки: железной дорогой или почтой (второй случай рекомендовался при малогабаритных и лёгких посылках). Крупные отечественные оружейные фирмы прилагали к прейскурантам таблицу расстояний для вычисления весового сбора на посылки свыше 12 фунтов (6,5 кг) – за каждый лишний фунт посылки к фиксированной цене в 65 коп. прибавлялось еще несколько. При наличии особых требований к оружию, необходимости доработки или заказе штучных, мастерских изделий заказчика ставили в известность о сроке исполнения, который мог достигать 6-12 месяцев. При заказе готовой модели, оную после проверки высылали со склада, конечно если сам заказчик прислал все необходимое. Посылка могла отправиться в путь как застрахованная, но за спокойствие нужно было доплатить 20-30 коп. Близость Вятской губернии и Ижевска играла на руку пермским охотникам – не надо было переплачивать за дальнюю дорогу.

    Ценник.

    Вопрос цены в деле покупки оружия играл немаловажную роль. Охотники во все времена стремились найти компромисс цены и качества оружия. Вторая половина XIX в. с её реформацией рынка охотничьего оружия смогла представить подобное согласие. Великое множество отечественных и заграничных фирм предлагали теперь своим покупателям полноценные линейки моделей с самыми разными ценниками и характеристиками. Чем старше была ружейная система, чем лучше её выпуск был освоен отечественными оружейными заводами, тем дешевле она стоила. Ижевские частные фабриканты, ориентируясь на покупателя средней руки, предлагали ружья в ценовом диапазоне от 3 до 500 руб. На выбор невзыскательного покупателя, ценящего эффективность были шомпольные капсюльные ружья (3,5 - 12 руб.), мощные длинноствольные «сибирки» (5-8 руб.), одноствольные винтовки Крнка и Бердана №1 и №2 (6-16 руб.). Ценники этих ружей умещались в месячную зарплату квалифицированного усольского солевара (10-16 руб.) или усольского учителя (20-25 руб.). С переломными двустволками центрального боя у отечественных производителей дело обстояло несколько хуже. Самые дешёвые стоили в районе 50-75 руб., ружья же хорошего качества уже достигали ценника в 70-140 руб. Столько же стоили экспортные двустволки, притом по качеству они опережали аналоговое русское производство. Поставленные на поточное производство ружья бельгийских фабрик Льежа, Дюмулена, Лепажа стоили относительного недорого – 30-70 руб., и отвечали всем современным требованиям, то же правило касалось немецких и французских фирм Зауэр, Мефферт, Идеал. И.Ф. Петров торговал немецкими (Маузер) и американскими (Винчестер) нарезными винтовками по цене 40-80 руб. Подобные ружья могли выписывать и собирать члены семей усольских торговцев и землевладельцев, специалисты Содового завода с месячным окладом, превышающим сотню рублей. Особый интерес искушённых охотников представляло мастерски выполненное оружие с ценником от 150 до 500 руб. Подобные возмутительные для обывателя цены устанавливались на те или иные новомодные оружейные системы. Лишних трат заказчику стоило использование в конструкции лучших материалов на рынке (дамасской стали, редких пород дерева), искусное украшение (декорирование драгоценными металлами, тонкая гравировка). Ценовой потолок в 500-1000 руб. устанавливался торговцами на ружья лучших фабрик мира и т.н. штучное оружие. Эксклюзивные образцы представляли столичные оружейные магазины. Например, фирма А.А. Биткова со складом и конторой на Большой Лубянке в Москве могла предложить ружья мастерской Джеймса Пердея (Лондон) самое меньшее за 845 руб. (английское оружейное производство было самым дорогим на мировом рынке).

    К тратам на оружие стоит добавить расходы на боеприпасы и сопутствующие охотничьи товары. Практичные охотники из крестьянского и мещанского сословия сокращали подобные траты до минимума, пользуясь самодельными средствами. Некоторые отечественные модели охотничьих ружей продавались одновременно с формой для отливки дроби. Кожаное оснащение и обувь усольские охотники вполне могли заказать местным купцам: Кириллову Н.Е., Козлову С.Д., а то и вовсе мастерам-надомникам. Скобяные и кузнечные лавки помогали с крепежом, металлическими деталями, ножами. Сотня магазинных дробовых патронов для ружей центрального боя стоила порядком 5-7 руб., но можно было заказывать гильзы, порох, пыжи и дробь отдельно, занимаясь готовкой патронов на дому. Магазинная экипировка была дорогим удовольствием, охотничий комплект вкупе с походным снаряжением мог стоить втрое больше отличного гладкоствольного ружья – 300-500 руб.

    Контроль качества.

    Контроль качества оружия в основном касался ружей средней и высшей ценовой категории. Особенно тщательно в кон. XIX – нач. XX вв. реализующие фабрики проверяли иностранные ружья и системы. А.А. Битков со страниц своего каталога заверял покупателей: «нашим магазином каждое отсылаемое ружье пристреливается 6-ю выстрелами (зарядами разных размеров), которые отмечаются пристрельщиком на пробных листах, после чего ружье пробуется от осечек по 10 пистонов на каждый ствол, затем осматривается вторично, и если пробные листы доказывают удовлетворительный бой, тогда оно отправляется на осмотр заведующему магазина, после чего упаковщику, при чём прилагаются к нему пробные листы и мерка». Русские фабриканты не признавали результатов заграничной заводской пристрелки, справедливо указывая на то, что русскими охотниками используются отличные от западных оружейные припасы. При получении на руки отправленного товара заказчик в двухнедельный срок почтой, телефоном или телеграфом мог отправить магазину претензию, если получил «товар с пороком и недостатком», в таком случае его могли обменять или вовсе выслать деньги обратно. Все эти меры контроля качества заметно слабели, если разговор шёл о простом оружии, но даже дешёвое бракованное ружье могли обменять. Следить за качеством товара фабрикантов призывали их же собственные фамилии на каждом из созданных ружей – в рекламах указывалось «при покупке требуйте клеймо!».

    Местные охотники, таким образом, могли быть из самых разных сословий, с самым разным уровнем достатка – на любую руку нашлось бы своё ружьё. Одноствольное, двуствольное и даже трёхствольное. Отечественного или иностранного производства. Подогнанное под любые требования самого охотника. Развитые торговые сети коммерсантов-оружейников позволяли приобрести ружья дистанционно, как и полный комплект охотничьего снаряжения. Подобные комфортные условия породили в своё время всплеск интереса к охотничьему ремеслу.

    Посетить виртуальный музей

    Оценить работу музея


    Анонс мероприятий


    Архив мероприятий



    События, публикации
    09.11.18 | 11:56:31

    04.10.18 | 09:13:58

    31.08.18 | 14:15:27

    Архив публикаций


    Коллекции музея

     
    Главная О музееСобытия, публикацииНовостиКонтактная информацияКарта сайтаУправление культуры г. Березники

    Управление культуры г. Березники



    © Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова
    618400 Пермский Край, г. Березники, пр. Ленина 43, (3424) 26-48-79, e-mail: bihmuseum@yandex.ru

    Создание сайта: "Интернет проекты"
    Работает на Amiro CMS - Free