Номенклатура в Березниках: от официального атеизма к открытому союзу с духовенством (1988-1992 гг.)

Старший научный сотрудник МБУК БИХМ
Паюсов Б.А.

Сущность советской перестройки – это реставрация капитализма и превращение номенклатуры в буржуазию1. Прямым выражением этого процесса являлся переход от старой идеологии номенклатуры (формальный интернационализм и советский патриотизм, официальный марксизм-ленинизм, официальная поддержка классической культуры и т.д.) к идеологии новой буржуазии («новый» национализм, в некоторых республиках этнический национализм, формальный плюрализм, поддержка масскульта и т.д.).А кроме этого, еще и переход от официального атеизма и скрытого союза с духовенством2 к официально поддерживаемой религиозности и открытому союзу с духовенством.

В этой статье сделана попытка воссоздать основные вехи того, как складывался этот союз на местном уровне3. Доступные источники (а это только газетные материалы) накладывали ограничения, поэтому вехи формирования союза воссозданы схематично. Отсутствие «инсайдерской» информации компенсируется анализом текстов в газете «Березниковский рабочий», принадлежавшей горкому и отражавшей более-менее точно официальную позицию местной номенклатуры.

Выделяются религиозно-пропагандистские тексты различных типов (для контроля: также тексты о паранормальных явлениях, целительстве и т.п.), рассматривается частота их появления, их размер, стилистические особенности. Если в текстах появляется фактическая информация о действиях клерикалов и номенклатуры, она анализируется сама по себе.

Первые религиозно-пропагандистские тексты, которые встречаются в «Березниковском рабочем», – это тексты переходного типа. Часто, они ничем не отличаются от текстов, посвященных исторической или архитектурной ценности культового сооружения (Спасо-Преображенскому собору в Усолье, например) или призывающих к его восстановлению. Визуальные аналоги таких текстов – это фотографии культовых зданий без комментариев или с нейтральными комментариями. Часто это фотографии на тему «Старое и новое», где представлены (и часто неявно противопоставлены) культовые здания и какие-нибудь современные сооружения. Религиозно-пропагандистскую функцию таких текстов можно выявить постфактум, зная, что впоследствии произошел переход к открытым религиозно-пропагандистским текстам. В таблицах тексты переходного типа отмечены как «?».

1988 г.

Традиционная религия

Паранормальные явления, целительство и т.п.

Месяц Число Месяц Число
Январь Январь
Февраль ? + ? Февраль
Март Март
Апрель ? + 0,5 Апрель
Май Май
Июнь ? Июнь 1
Июль ? Июль
Август Август
Сентябрь Сентябрь 1
Октябрь Октябрь
Ноябрь ? Ноябрь
Декабрь ? Декабрь

В 1988 г. в «Березниковском рабочем» был напечатан всего один текст с элементами открыто-пропагандистского (тексты такого типа обозначаются как «0,5»). Это перепечатка заметки о Тенгизе Абдуладзе из центральных СМИ (в 1988 г. Абдуладзе получил Ленинскую премию).

«К чему дорога, если она не ведет к храму? Поставив этим вопросом последнюю точку в фильме, режиссер обозначил смысл жизни художника в обществе»4.

«Дорога к храму» тут подается как смысл жизни только для художника, только по мнению Абдуладзе, как дорога к храму, понимаемому только как символ.

1989 г.

Традиционная религия

Паранормальные явления, целительство и т.п.

Месяц Число Месяц Число
Январь Январь
Февраль ? Февраль
Март Март 1 + 1
Апрель ? Апрель
Май Май 1
Июнь 1 Июнь
Июль 1 (или ?) Июль
Август 1 Август
Сентябрь 1 + 1 Сентябрь 1
Октябрь 1 + 1 Октябрь 1+1+1+1+1+1 (6)
Ноябрь 1 + 1 Ноябрь
Декабрь 1+1+1 Декабрь 1

1989 – это рубежный год. Во-первых, тексты переходного типа (которые только могут восприниматься как скрыто пропагандистские) превращаются в открыто пропагандистские (и обозначаются как «1»). Во-вторых, появляются тексты новых типов, – которые уже изначально были открыто пропагандистскими и которые не могли появиться в старом «Березниковском рабочем» (интервью со священником, письма верующих, публицистические заметки на тему «Я атеист, но за религию»). В-третьих, если старые тексты переходного типа занимали совсем немного пространства на листе (это были «заметки» или отдельные фотографии, занимающие пятую или шестую часть страницы), то теперь пропагандистские тексты захватывают четверть, треть, половину страницы – а интервью со священником занимает почти целый разворот.

В сумме все это дает принципиальное изменение: религия из чего-то третьестепенного становится одним из первостепенных вопросов, отношение, которое газета транслирует, превращается из официально-незамечающего и официально-осуждающего в дискуссионно-восхваляющее, «Березниковский рабочий» начинает вести открытую религиозную пропаганду.

Чем вызваны эти изменения? Анализ главного пропагандистского текста 1989 года, «Положи душу свою за други», интервью с настоятелем Спасо-Преображенского собора, священником Сергием позволяет ответить на этот вопрос, пусть в самом общем виде.

Интервью взято по поводу передачи Спасо-Преображенского собора русской православной церкви. Интервью крайне комплементарное. Журналист В. Узких открыто (хотя и несколько опасливо) дистанцируется от официального атеизма:

«Идеологические извращения настолько исказили смысл научного атеизма, что слово «атеист» приобрело что-то от слова «варвар» в устах многих русских по духу людей»5.

Открыто солидаризуется с церковью и религией (но не называет себя верующим):

«В. Узких. Отец Сергий, по-моему, весть о передаче собора общине верующих Березников и Усолья обрадовала не только их, но и всех истинных патриотов Отечества и родного края. Если в самом начале перестройки мы и думать не могли о таком повороте событий, то теперь мало кто сомневается в том, что пути назад нет»6.

Наконец, Узких терпит, а газета печатает прямое искажение фактов со стороны священника.

«От. Сергий. Церковь всегда с народом. Это факт исторический. Ей всегда были чужды бюрократизм, стяжательство, ей ненавистно все, что угнетает человека, его личность. Поэтому перестройку церковь приняла как раскрепощение души, возрождение совести…»7.

«Березниковский рабочий» остается газетой березниковского горкома. Но именно поэтому интервью вообще напечатали, и напечатали настолько комплементарным.

«От. Сергий. Политический климат изменился. С моим прибытием сюда [два года назад, в 1987 г.] чувствовалась настороженность со стороны официальных лиц. А сейчас Усольский райисполком и Березниковский горисполком относятся к нашим нуждам с пониманием»8.

«Мы испытываем острую нужду в стройматериалах. Обращаемся к местным властям, например, к Морозовой, они идут нам навстречу. Нина Ивановна неоднократно выезжала к собору, знакомилась с ходом работ, разговаривала со мной и, в общем-то, своим присутствием и заверением в поставке материалов, вдохновила нас.

Узких. Да, я видел возле собора и Морозову, и Белкина… Но с трудом верится в искренность тех, кто еще год назад мог сказать примерно так: пока я здесь – никаких шагов навстречу церкви»9.

«От. Сергий. Здание, в котором мы отправили первую божественную литургию, с активной поддержкой депутата Березниковского совета народных депутатов, замечательного человека, директора городского краеведческого музея, Е.П. Гармс мы получили во временную аренду»10.

Т.о., с 1989 г. происходит резкое изменение отношения местной номенклатуры к церкви: клерикалам передали Спасо-Преображенский собор, для церкви создали режим наибольшего благоприятствования в деле восстановления собора(и финансово, и в отношении доступа к стройматериалам)11. В этот период начал формироваться открытый союз номенклатуры и духовенства. Именно поэтому «Березниковский рабочий» начал вести открытую религиозную пропаганду.

1990 г.

Традиционная религия

Паранормальные явления, целительство и т.п.

Месяц Число Месяц Число
Январь 1 Январь
Февраль Февраль
Март ? Март
Апрель 1 + 0,5 + ? + ? Апрель
Май Май
Июнь 1 Июнь
Июль ? + 1 Июль
Август 1 + 1 Август
Сентябрь 1 + 1 + 1 Сентябрь
Октябрь 1 Октябрь 1
Ноябрь Ноябрь
Декабрь 1 Декабрь

1990 г. Если смотреть только на частоту религиозно-пропагандистских материалов, кажется, что их число незначительно уменьшилось (в 1989 г. было 12 полноценных материалов и 2 «переходных», в 1990 г. – 11,5 полноценных материалов и 4 «переходных»).

На самом деле наблюдалось значительное снижение интенсивности пропаганды: клерикальные материалы занимали намного меньше места на газетной странице, отсутствовали «яркие», «прорывные» материалы, вроде интервью со священником, репортажа о посещение священниками женской колонии – объяснить это непросто. Кажется логичным, что интенсивность пропаганды должна была нарастать. Тем более сложно объяснить исчезновение пропаганды паранормальных явлений.

С другой стороны, не произошло снижения степени открытости пропаганды, она не вернулась к своему «переходному» уровню, т.е. это было не отступление клерикалов, а «организация обороны на захваченных позициях».

Наконец, произошла конкретизация пропаганды. Если в предыдущем году решалась общая задача «прорыва» позиций официального атеизма, внесения в провинциальное общественное мнение мысли о том, что религия – «это совсем не плохо, а даже хорошо», то в 1990 г. решалась конкретная задача сбора средств на восстановление Спасо-Преображенского собора и информирования населения о восстановлении собора. Общая задача – распространение религиозной идеологии – включалась в конкретную.

1990 г.

Традиционная религия

Паранормальные явления, целительство и т.п.

Месяц Число Месяц Число
Январь 1+1+1+1+1+1 (6) Январь 1+1+1
Февраль ?+1+0,5 Февраль 1+1
Март 1 Март
Апрель 0,5+1 Апрель 1
Май 1 Май
Июнь 1 Июнь 1 +1
Июль ?+1+?+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 (11) Июль
Август 1+1+1+1+1+1+1+1+1 (9) Август
Сентябрь 1+1+1 Сентябрь 1
Октябрь ? Октябрь 1
Ноябрь 1+1+1 Ноябрь 1
Декабрь 1+1 Декабрь

1991 г. Всего – 40 полноценных пропагандистских материалов! Ясно видно, что большая часть религиозно-пропагандистских текстов опубликована в три месяца (26 из 40).

Январский пик объясняется тем, что в 1990 г. рождество Иисуса было объявлено государственным праздником: «импульс» идет от всесоюзной номенклатуры. Но летний пик нужно связать с событиями внутри местных православных общин, «импульс» – от местных клерикалов.

Это выражается также в текстах. Январские тексты не подписаны, но в них сохраняется авторская интонация, они написаны от лица советского интеллигента, который интересуется религией, что-то о ней знает и даже наставляет в вере неофита (читателя), оставаясь человеком светским. Эти тексты восходят к номенклатуре и близким к ней слоям, а не к духовенству.

Летом преобладают другие тексты, они тоже «просветительские», но написаны уже от лица или какого-то штатного катехизатора или священника, т.е. человека совершенного церковного, в них не звучат авторские интонации, и они взяты из православных изданий. Эти тексты посвящены православным праздникам и святым, которые в эти праздники почитаются, в них пересказываются жития святых, повод к публикации – формальная привязка к дате религиозного праздника. Вероятно, эти тексты были предоставлены редакции местными клерикалами. Т.о., газета перешла от создания оригинальных пропагандистских текстов к перепечатке чужих, пропаганда стала религиозно-клерикальной не только по содержанию, но по форме, стилю, авторству.

Что же происходит в местных общинах? Что вызывало летнюю волну публикаций? Борьба за передачу церкви Иоанна Предтечи в Березниках переходит в публичную стадию, из-за этой борьбы резко обостряется борьба в самой общине.

«Из клерикальных источников, заслуживающих доверия, стало известно, что получено высокое «добро» на использование церкви [Иоанна Предтечи] по прямому назначению <…>. Но кто же мог предположить, что на победном финише усилия христиан столкнутся с большой трудностью: продолжаются поиски старосты будущей церкви. <…> Несколько кандидатов уже было, но… Печальный фактор времени, вновь всплывают имена, оскандалившиеся в недавнем времени в Спасо-Преображенском соборе, есть и такие, которые просто рвутся в старосты. Уже начались интриги…»12.

21 июля, в воскресенье на «народном сходе» православных – сход прошел в актовом зале БРУ-1– старостой был избран И.Г.Коровкин, «большинством голосов при двух воздержавшихся»

«Бурных дебатов не было. Не было и проявлений групповщины, чего так опасались устроители схода. Но был общий подъем духа – на зависть собраниям и митингам»13.

Уже 29 августа сообщается, что И.Г.Коровкин отказался от должности – и борьба за пост старосты продолжилась.

«Но прошел месяц, как новоизбранный староста ждет представления в епархиальном управлении к благословению. Не дождался. Устав от обещаний и ожиданий, отказался от должности <…>.

В середине августа ко мне домой пришел человек, представился членом «двадцатки», избранной на «сходе»14 и… спросил моего согласия (?!) на выдвижение его кандидатуры на должность церковного старосты!»15.

Т.о. борьба идет не среди рядовых верующих(которые выступают как ведомые), а в верхушке общины, в приходском совете, в борьбе участвует и епархия. Но ничего конкретного сказать об этой борьбе нельзя, – В.Узких намеренно говорит намеками и затемняет основные моменты, газета не освещает ситуацию в местной общине, а занимается именно пропагандой.

Можно предположить, что приход планировалось зарегистрировать летом – когда и состоялись выборы старосты16 – и это объясняет рекламную компанию, которая была организована в июле и августе. Но по причине того, что проигравшая выборы сторона решила переиграть их в епархии, или из-за того, что выигравшая сторона была неугодна епархии, или по другим причинам, процесс регистрации затормозился.

«Березниковский рабочий» о продолжении борьбы не сообщал: В.Узких так и не написал о том, кто стал новым старостой. Видимо, это делалось для того, чтобы не повредить репутации церкви, т.к. борьба продолжалась и тормозила работу.

«1 июля [1992 г.] вечером на ступеньках под входным козырьком ЦУМа собрался народ. Внимание людей привлекли юноши и девушки, поющие необычные песни.

Евангелическая конфессия христиан, наиболее деятельная из всех конфессий, заполняет вакуум, образованный неразберихой в Русской православной церкви».

«На мой взгляд, не имеет значения, представители каких религий займутся лечением падших душ, лишь бы не дать злу окончательно разрушить наш общий дом и все человеческое в нем»17.

1990 г.

Традиционная религия

Паранормальные явления, целительство и т.п.

Месяц Число Месяц Число
Январь 1+1+1+1+?+1+1+1+1+? (8) Январь
Февраль 1+1 Февраль 1+1
Март 1+1+1+1+1 (5) Март
Апрель 1+1+0,5+0,5+1+1+1+1+1+1 (8) Апрель 1+1+1
Май 1+0,5 Май 1+1
Июнь 0,5+0,5 Июнь
Июль 0,5+1+1+1+1 Июль 1+1+1
Август 1+1+1+1+0,5 (4,5) Август 1+1+1
Сентябрь 1+1+1 Сентябрь
Октябрь 1+1+1+1+? Октябрь 1
Ноябрь 1+? Ноябрь 1
Декабрь ?+1+1+1 Декабрь 1

Число пропагандистских материалов чуть выше, чем в 1991 (47,5 против 40). Но на самом деле, разница еще меньше. В этом году было сравнительно больше религиозно-пропагандистских материалов о неправославных конфессиях– хотя этих материалов все равно очень мало18. Т.е. проправославных материалов примерно столько же, сколько и в прошлом году. Характер материалов изменился, тексты о православных праздниках и святых почти исчезли, теперь преобладают тексты пропагандистко-информационного характера: новости о передаче храма православным, о субботнике, об освящении храма. В центре пропагандистской компании этого года – информационная поддержка борьбы за передачу церкви Иоанна Предтечи, освещение всех событий вокруг храма с проклерикальных позиций (почему и можно считать эти тексты религиозно-пропагандистскими).

Передача храма была связана с некоторой «борьбой». Местные власти не были против того, чтобы передать церковь клерикалам, но в церкви располагалась производственная база реставрационного участка Пермских реставрационных мастерских, нужно было найти для нее помещение, и это сильно затрудняло дело.

20 и 21 января проходили встречи местных чиновников (А.А.Щелконогова, главы горадминистрации, С.С.Кушнина, председателя горсовета, и Н.И.Морозовой, инструктора отдела культуры администрации) с лидерами общины. Власти согласились передать церковь клерикалам. Клерикалы планировали начать богослужение до 7 июля (рождество Иоанна Предтечи), В.Узких – несколько преждевременно – написал: «Власти решили: церковь верующим», а приходской совет зовут собраться в редакции «Березниковского рабочего».

«… в оставшиеся три-четыре месяца необходимо передислоцировать участок, навести порядок в притворе, алтаре, освятить престол и начать богослужения. Понятно почему: чем скорее они начнутся, тем скорее пойдет доход в казну прихода, значит, скорее появится возможность финансировать продолжение реставрационных работ, просветительской и милосердной деятельности19».

Но сроки, названные чиновниками, возможно, были нарушены, реставрационные мастерские никуда не уехали, могло произойти что-то еще. 7 апреля сообщается о том, что приходской совет «решил мирным путем изъять храм в пользу православных, опираясь на известное постановление ВС РСФСР, датируемое 1990 г. <…> Отвергая любые проявления грубой силы, приходской совет решил не выходить из здания храма до тех пор, пока оно не будет освобождено посторонними»20. В церкви созывается народный сход, около 200 пришедших единогласно голосуют за «изъятие храма в пользу верующих»21. Фактически, происходит захват церкви.

13 апреля – новая встреча представителя приходского совета и С.С.Кушнина. В.Узких сообщает, что в июле церковь будет полностью передана клерикалам, а до того решено, видимо, что клерикалы допустят в церковь реставраторов22 (хотя четко, что там происходит, неясно).

20 июля церковь передана клерикалам, прошел первый молебен (пока что возле церкви)23. 21 сентября появился первый колокол, 28 сентября второй24. 18 ноября сообщается о том, что в церковь проведено отопление25. 10 декабря приехал епископ (пермский и соликамский Афанасий), 12 декабря он освятил храм, 13 декабря прошла «божественная литургия полным чином»26.

Ноособенно интересны следующие новостиза 1992 г. Священник участвовал в городском праздновании годовщины поражения августовского путча («Виват, Россия!»), провел поминальную службу в память о погибших27. В декабре малый совет Березников передал приходу Иоанна Предтечи – кроме самой церкви – еще и 4 миллиона рублей из городской казны28. Отопление в храме было восстановлено по распоряжению директора БРУ-1 Кравцова – совершенно безвозмездно. С.С. Кушнин помог с приобретением крестов, маковки и купола. Директор фирмы «Кросс» С.Макаров (будущий владелец «Азота») помог с приобретением древесины29.

Эти новости ясно указывают на то, что блок между бывшей местной номенклатурой (формирующейся буржуазией) и местным духовенством в 1992 г. сложился окончательно.Со стороны номенклатуры он был закреплен вкладами денег и собственности, со стороны духовенстваучастием в официальных государственных ритуалах в частности, идеологической поддержкой государства вообще.

Ближайшим союзником духовенства в борьбе за такой блок (на наиболее выгодных для клерикалов условиях) была не местная номенклатура, а местные журналисты (т.е. представители слоя, подчиненного номенклатуре, «клиентского» для нее). С другой стороны, многие действия собственно номенклатуры, поддерживающие религию, в газетах не отражались. Например, ясно, что330 тысяч рублей (это примерная сумма), которые клерикалы потратили в 1987-1989 гг. на ремонт Спасо-Преображенского собора, не могли быть собраны простыми верующими – их передали церкви или кооператоры, или криминал, или номенклатура.

Интересно, что число прихожан в Березниках – как и во всей стране30 – было очень невелико. В апрельском народном сходе участвовало около 200 человек (на фотографии видно, что это, в основном, «бабушки»)31. На освящении храма присутствовали около тысячи человек (некоторые ради того, чтобы увидеть епископа, могли приехать из других городов Верхнекамья)32, на обычные службы приходят сотни человек33, население города в 1992 г. – 197 тысяч человек34.

Ядро общины – это те самые 200 человек, которые пришли на народный сход в апреле, они – точно «воцерковленные», остальные – «захожане». Т.е. «воцерковленных» около 0,1%, по самым оптимистичным для церкви подсчетам не больше 0,5 % от населения города.

Т.е. номенклатура, заключая союз с православным духовенством, руководствовалась не реальной силой и влиятельностью РПЦ– которое измерялось числом «воцерковленных», числом исчезающее малым – а какими-то другими соображениями. Предположительно тем, что символический капитал не церкви, а религии был высок (само по себе это требует объяснения), для масс, русских по самосознанию, стало важным считать себя «православными» и открытие храма воспринималось как утверждение «русскости», для буржуазии, формирующейся из номенклатуры, это был один из дешевых способов утвердить «новый» национализм и свою власть.

Список источников

1988 г.

Религия

«Переходные» тексты:

Культурная жизнь[Фотография картины] // Березниковский рабочий (далее – БР), № 26, 1988, с. 4. (февраль)

Спасо-Преображенский собор[Фотография собора] // БР № 39, 1988, с. 2. (февраль)

В. Цыпуштанов. Соборная колокольня. // БР, №75, 1988, с. 2. (апрель)

С любовью к родному краю//БР, № 122,1988, с. 3. (июнь):

В.Цыпуштанов. Часовня Спаса Убруса //БР, № 138, 1988, с. 3.(июль)

Наш фотоконкурс. Стальная графика. //БР, № 222, 1988, с. 4.(ноябрь)

Московский Кремль. Фотохроника ТАСС//БР, № 250, 1988, с. 2.(декабрь)

Тексты, с элементами клерикальной пропаганды:

Тенгиз Абдуладзе и его фильм //БР, 1988, № 82, с. 2. (апрель).

Паранормальные явления

Н.Штунь. Невозможное возможно //БР, № 108,1988, с. 4 (июнь)

Волшебные руки Джуны/ /БР, № 183, 1988, с. 2.(сентябрь)

1989 г.

Религия

«Переходные» тексты:

В.Цыпуштанов. Покровская часовня-ротонда// БР № БР № 37,1989, с. 2.(февраль)

Сохраним памятники Усолья // БР № 75, 1989, с. 2.(апрель)

Полноценные пропагандистские материалы:

Н.Варская. Чудотворная // БР № 121, 1989, с. 3.(июнь)

С.Симинова. Природа и человек // БР №144, 1989, с. 3.(июль)

В.Цыпуштанов. Пока молчат колокола // БР № 157,1989, с. 2.(август)

Разные судьбы (фотография) // БР № 160, 1989, с. 3 (сентябрь).

Положи душу свою за други // БР № 175, 1989, с. 2-3 (сентябрь).

Орлу-городку - 425! // БР № 190, 1989, с. 2 (октябрь).

Оптинапустынь // БР №194, 1989, с. 2 (октябрь).

П.Ягупов. Нужна ли нам церковь? // БР № 210, 1989, с. 2 (ноябрь).

Сотвори себя сам // БР № 212, 1989, с. 2 (ноябрь).

С.Гельманов. Во благо миротворчества// БР №236, 1989, с. 2(декабрь).

А.Смирнов. Союзник добра и справедливости// БР №236, 1989, с. 2(декабрь).

В.Узких. Призрак атеизма // БР №236, 1989, с. 2(декабрь).

Паранормальные явления

Чудодейственный браслет / /БР № 43, 1989, с. 2 (март).

Управлять своей психикой // БР, № 56, 1989, с. 3 (март).

Еще раз о Джуне Давиташвили / / БР №91, 1989, с. 2 (май).

Т.Сидорова. Двадцать способов гипноза // БР №176, 1989, с. 2 (май)

В.Усовский. НЛО в Березниках? // БР № 191, 1989, с. 1 (октябрь).

И.Гурьин. В поисках инопланетян // БР № 201, 1989, с. 3 (октябрь).

И.Гурьин. В поисках инопланетян // БР №202, 1989, с. 3(октябрь).

И.Гурьин. В поисках инопланетян // БР №203, 1989, с. 3-4(октябрь).

И.Гурьин. В поисках инопланетян // БР № 204, 1989, с. 3 (октябрь).

И.Гурин. В поисках инопланетян // БР №205, 1989, с. 4 (октябрь). .

[О Джуне, без названия] // БР № 235, 1989, с. 3.(декабрь)

1990

Религия

«Переходные» тексты:

С.Леванова. Курсы экскурсоводов (фото) // БР №62, 1990, с. 1 (март).

Фото В.Брандмана // БР № 82, 1990, с. 2 (апрель).

Н.Лаврушина. Дорогою добра (фотография) // БР №83, 1990, с. 2 (апрель).

Ю.Полуянов. На соборной колокольне в Усолье // БР № 127, 1990, с. 3 (июль).

Тексты с элементами клерикально-пропагандистских:

Р.Соколова. А кто-то храмы воздвигал, с. 3 (апрель)/ БР №71, 1990, с. 2.

Полноценные пропагандистские тексты:

В.Мальгин. Трудно ли быть верующим? // БР № 8, 1990, с. 2.(январь)

А.Сергеев. Нужны идеалы / / БР №71, 1990, с. 2 (апрель).

Фотография // БР № 125, 1990, с. 1 (июнь).

В.Стариков. Не поиск истины, а утешение // БР № 128, 1990, с. 2 (июль).

В.Орлов. Верующим нужна церковь // БР № 150, 1990, с. 2 (август).

В.Седегов. Каким будет Усольский храм? // БР №163, 1990, с. 2 (август).

В.Шилов. Сокровищница древней красоты // БР №172.1990, с. 2 (сентябрь).

Н.Пестова."Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами..." // БР №178, 1990, с. 2 (сентябрь).

Павел, прихожанин[так в источнике]. Заботы о храме // БР №184, 1990, с. 1 (сентябрь).

Н.Середюк. Храм взывает о помощи // БР №206, 1990, с. 2.(октябрь)

Освящение храма// БР № 245, 1990, с. 2.(декабрь)

Паранормальные явления:

"Мы бурили через врата ада…" // БР № 203, 1990, с. 3 (октябрь).

1991

Традиционная религия

«Переходные» тексты:

Л.Коржавкина. На пути к добру // БР №22, 1991, с. 2 (февраль).

О.Варнакова. О Ленве помнит река… // БР № 130, 1991, с. 2 (июль).

Фотография // БР №132, 1991, с. 3 (июль).

Создадим союз меценатов// БР №208, 1991, с. 2. (октябрь)

Тексты с элементами пропагандистских:

С. Калачев. Был здесь женский монастырь, а теперь..? // БР №32, 1991, с. 2 (февраль).

Л.Козлова. "… И ненавидящих нас простим". // БР №65, 1991, с. 2 (апрель).

Полноценно пропагандистские тексты:

Рождество - праздник души // БР № 4, 1991, с. 1 (январь).

Рождество Христово // БР № 4, 1991, с. 2 (январь).

Уралкалий– горожанам // БР №5, 1991, с.3 (январь).

Крещение Господне // БР №13, 1991, с. 2 (январь).

С показом фильма жизнь Христа // БР № 15, 1991, с. 4 (январь).

Религия и духовность // БР №18, 1991, с. 1 (январь).

Духовная святыня России // БР №28, 1991, с. 2. (февраль)

Ураза-Байрам - мусульманский праздник // БР № 70, 1991, с. 2. (апрель)

А.Губарев. Окружили. Фотография // БР №95, 1991, с. 3.(май)

Петр-поворот, капустник, солнцеворот // БР №119, 1991, с. 2.(июнь)

12 июля - Петры и Павлы. Петров день, Петровки // БР №132, 1991, с. 2 (июль).

В.Узких. Церковный староста. Кому им быть? // БР №136, 1991, с. 2 (июль).

18 июня - Афанасий Афонский // БР № Там же, с. 2 (июль).

В.Васильев. На первый сход.// БР №137, 1991, с. 1 (июль).

19 июля - Ермий, Сисой // / БР №137, 1991, с. 2 (июль).

21 июля - Прокопий и явление Казанской иконы Богоматери// БР № 138, 1991, с. 2 (июль).

В. Узких. Избран староста // БР № 139, 1991, с. 1 (июль).

В.Васильев. В селе Романово // БР №140, 1991, с. 2 (июль).

24 июля - Ефимьи-стожарницы //Там же (июль).

25 июля - Прокл-Великие росы // БР №141, 1991, с. 2 (июль).

28 июня - Кирик и Улита // БР №143, 1991, с. 2. (июль)

1 августа - Макрида // БР №146, 1991, с. 2(август).

2 августа - Ильин день // БР №147, 1991, с. 3 (август).

С.Божков. Христос свет, а не политпросвет // БР № 147, 1991, с. 2 (август).

В.Узких. Рухнул потолок…// БР №148, 1991, с. 1 (август).

Усолью - 385 лет // БР №154, 1991, с. 1 (август)

14 августа - Спас первый, медовый, мокрый // БР №155, 1991, с. 2 (август).

28 августа - Успение // БР №165, 1991, с. 2 (август)

В.Узких. Церковный староста отказался от должности// БР №166, 1991, с. 2 (август)

29 августа - Спас третий // БР №165, 1991, с. 2 (август).

В.Черников. Расцвет и закат Пыскорского монастыря // БР №181, 1991, с. 2 (сентябрь).

21 сентября - рождество Богородицы // БР №183, 1991, с. 2 (сентябрь).

28 сентября - Никита гусепролет// БР №188, 1991, с.2 (сентябрь).

"Харе Кришна" // БР №214, 1991, с. 2 (ноябрь).

По законам строгой правды// БР №225, 1991, с. 3 (ноябрь)

В. Потехин."Господи, сохрани папу, маму и всех нас"// Там же(ноябрь)

Екатерина// БР №235-36, 1991, с. 8.

ЗарегистрированБерезниковский приход // БР № 240, 1991, с. 1 (декабрь)

Паранормальные явления

Чудотворная сила слова // БР №11, 1991, с. 3 (январь).

Двадцать видов гипноза // БР № 11, 1991, с. 3 (январь).

Подскажут… звезды // БР №17, 1991, с. 1 (январь).

Д.Вахрушев. "Я - Алла Пугачева" // БР № 23, 1991, с. 3 (февраль).

Тайна тибетских лекарей // БР №31, 1991, с. 2 (февраль).

Н. Шиляева. Биополе плюс молитва // БР № 77, 1991, с. 3.(апрель)

А. Костов. Исцелит вас экстрасенс // БР №109, 1991, с. 2.

Ты бы в знахари пошел? // БР № 113, 1991, с. 3. (июнь)

"Апполон" и НЛО// БР № 188, 1991, С. 3. (сентябрь)

"Встречи с колдуньей" // БР №193, 1991, с. 1,3. (октябрь)

С надеждой на "Целитель" // БР №222, 1991, с. 3. (декабрь)

1992

Традиционная религия

«Переходные тексты»:

Фотография. Образец изделия из гипса (фотография) // БР № 7, с. 1.(январь)

Русские забавы (фотография) // БР № 18, с. 2.(январь)

Город без ангела. // БР № 1992 101. , с. 3. (май)

Усолье (фотография), // БР № 201, 1992, с.3. (октябрь).

Фотография (Церковь в поселке Орел) // БР № 216,1992, с.3 (ноябрь).

Л.Коржавкина. Искусствовед. О металле многоликом и старых мастерах. // БР № 243, 1992, с. 2. (декабрь)

Тексты с элементами пропагандистских:

Н. Дубинкина. Крестом и молитвой // БР № 73, с. 2. 1992 (апрель).

Галина Михнюк. Лунная дорога России// БР № 72, с. 2. 1992 . (апрель)

7 июня – Иванов день. // БР № 108, 1992,с. 1.

Состоится встреча. // БР № 120, 1992,с. 4.

М.Волкова. Верю в здравый смысл // БР № 124, 1992,с. 2 (июль)..

Г.Снегов. Хлеба нет, так дайте зрелищ! // БР № 164, 1992,с.1. (август).

Полноценные тексты:

Рождество Христово // БР № 4, 1992, с. 1. (январь)

О. Георгий. Слово к православным // БР № 4, 1992, с. 1. (январь)

А.Попков. Свет от иконы // БР № 4, 1992, с. 2. (январь)

Праздник рождества. Богослужение в Усольской церкви (фотография) // БР № 6, 1992, с. 2. (январь).

Диакон Георгий. Таинство духовного рождения // БР № 12, 1992, с. 2 (январь).

«Снег хлопьями – к урожаю…» // там же (январь).

Дороги к храму (письма верующих) // БР № 14, 1992, с. 2 (январь).

В.Узких. Власти решили: церковь – верующим // БР № 17, 1992, с. 2 (январь).

Девять заповедей блаженства // БР № 23, 1992, с. 4 (февраль).

15 февраля – Сретенье // БР № 32, 1992, с. 2 (февраль).

Е. Гизатуллина. Зайти и послушать // БР № 48, 1992, с. 4(март).

С. Мазур. Великий пост – весна души человеческой // БР № 52, 1992, с. 2. (март)

В.Узких. Причащение // БР № 63, 1992, с. 2. (март)

П.Петухов. На возрождение церкви Иоанна Предтечи // Там же(март).

О.Романова. Мусульманам – мечеть // Там же (март).

В.Узких. Мирная акция верующих // БР № 68, 1992, с. 1 (апрель).

Народ зашел в храм // БР № 70, 1992, с. 2 (апрель).

В.Узких. Стороны пришли к согласию// БР № 75, 1992, с. 1. (апрель).

В.Харитонова. «Принесла верба здоровье»// БР № 77, 1992,с. 2. (апрель).

В.Узких. Очищение музыкой и словом// БР № 80, 1992,с. 2 (апрель).

С.Мазур. Пасха: воскреснуть для добрых дел// БР № 82, 1992, с. 2 (апрель).

На праздник Пасхи // БР № 82, 1992, с. 1 (апрель)

На празднике Пасхи в Березниках – 26 апреля 1992. (фотография)// БР № 84, 1992, с. 1. . (апрель)

«Бог любит нас» (проповедь среди детсадовцев)// БР № 90, 1992,с. 2.. (май)

В.Узких. В Березниках работала миссия из Финдляндии.// БР № 127, 1992,с.1. (июль)

20 июля состоится передача народу церкви Иоанна Предтечи// БР № 137, 1992,с. 4. (июль).

– В.Васильев. Березники обрели храм// БР № 140, 1992, с. 1 (июль).

В.Узких. Свет небесный хмурым утром// БР № 146, 1992, с. 2. (июль).

Л.Командирова. Домой, к богу! // БР № 185, 1992,с. 2. (сентябрь).

В.Узких. Церковь Иоанна Предтечи// БР № 188, 1992,с. 2. (сентябрь).

В.Узких. Ожила церковная колокольня// БР № 189, 1992, с.1. (сентябрь).

Н.Осинская. Поклонись старине// БР № 203, 1992,с. 2. (октябрь).

Л.Дмитриева. «Иисус…Брат мой…»// БР № 207, 1992,с. 2. (октябрь).

«Возмездие за грех – смерть, а дар божий – жизнь вечная». (интервью с баптистским священником)// БР № 211, 1992,с. 2. (октябрь).

В церкви стало тепло// БР № 222, 1992,с. 1 (ноябрь).

Высокий гость православных// БР № 236, 1992, с..1 (декабрь).

В.Узких. Церковь дождалась своего праздника. Освящение церкви// БР № 244, 1992 , с.1. (декабрь).

В.Васильев. Год Иоанна Предтечи в Березниках. // БР № 250, 1992,с. 1. (декабрь)

В.Узких. Вместо гаражей – парк// БР № 220, 1992, с. 3 (декабрь.)

Паранормальные явления

Подскажут звезды: водолей // БР № 33, 1992, с. 4.

Э.Хмилюк. Без гнева и отчаяния // БР № 40, 1992, с. 3.

Встреча с народным целителем.// БР № 83,1992,с. 4. (апрель)

Поможет экстрасенс// БР № 74, 1992,с. 4. (апрель).

Г.Воронкова. Десять тысяч путей к долголетию// БР № 75, 1992,с. 2. (апрель).

Что бы это значило? // БР № 64, с. 3 (апрель).

Оздоровительный сеанс – бесплатно// БР № 103, 1992, с. 4 (май).

Путь к здоровью (псевдонаука)// БР № 99, 1992,с. 2 (май).

Московский театр медитационного эксперимента «Экспситектор» и белый маг Анатолий Король// БР № 125, 1992,с. 4.(июль).

Внимание березниковцы!// БР № 133, 1992, с. 3 (июль).

Н.Лукиных. Я теперь сплю, как младенец (экстрасенс)// БР № 141, 1992,с. 1. (июль).

В.Узких. Опять НЛО?// БР № 144, 1992,с. 1 (июль).

С.Белоглазов. Белые маги по зеркалу не гадают// Там же (август).

В.Харисов. Лик зеленого оазиса засветится над рекой// БР № 155, 1992, с. 3 (август).

«Охоты на ведьм не будет» (беседа с Белоглазовым)// Там же, с. 2 (август).

Взгляд из прошлого в будущее Прикамья// БР № 154, 1992,с. 1-2 (август).

Научитесь целительству// БР № 194, 1992,с. 2. (октябрь).

Международная медицинская ассоциация «Европа» проводит курсы народных целителей// БР № 214, 1992,с. 1. (ноябрь).

Центр экспериментальной парапсихологии «Тибет» // БР № 241, 1992,с.4. (декабрь)

Список литературы

  1. Фурман Д.Е. Каариайнен К. Старые церкви, новые верующие. – Спб, М.: «Летний сад», 2000. URL: http://verigi.ru/?book=211&chapter=7#.YFrEYtIzZdg. (дата обращения: 24.03.2021).
  2. О. В. Крыштановская. Анатомия российской элиты. – М.:«Захаров»,2005. URL: https://vrn-politstudies.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0134/134217.swusdllkvr.pdf (дата обращения 24.03.2021).
  3. Русская православная церковь в период Второй мировой войны // Русская православная церковь в советское время (1917-1991). Книга первая. Составитель Г. Штриккер. М.: "Пропилеи", 1995.
  4. URL: http://krotov.info/acts/20/1930/shtric_11.htm (дата обращения: 24.03.2021).
  5. Открытое письмо патриарху священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана
  6. URL: http://krotov.info/acts/20/1960/19651125.html (дата обращения: 24.03.2021).
  7. Города с численностью населения сто и более тысяч человек //Российский статистический ежегодник, М.: 1994, Госкомстат России, с. 19. URL: http://istmat.info/node/18276 (дата обращения: 24.03.2021).
  8. Н.А. Митрохин. Русская православная церковь. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Новое литературное обозрение, 2006.

Сноски

1. О. Крыштановская. Анатомия российской элиты: Захаров, М., 2005. URL: https://vrn-politstudies.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0134/134217.swusdllkvr.pdf (дата обращения 24.03.2021).

2. Скрытый союз – более-менее скрытый, конечно, – сложился во время Великой Отечественной войны. Союз номенклатуры и православного духовенства был закреплен (или создан) 4 сентября 1943 г., на знаменитой встрече Сталина и трех иерархов РПЦ, когда духовенству разрешили избрать патриарха. В августе 1945 РПЦ получило право на покупку и аренду зданий для церковных нужд, производство и продажу церковной утвари и предметов культа и даже право на снабжение стройматериалами со стороны госорганов – фактически, РПЦ было позволено легально существовать в советском обществе.

См. Русская православная церковь в период Второй мировой войны // Русская православная церковь в советское время (1917-1991). Книга первая. Составитель Г. Штриккер. М.: "Пропилеи", 1995.

URL: http://krotov.info/acts/20/1930/shtric_11.htm (дата обращения: 24.03.2021).

По сравнению с гонениями тридцатых годов такой союз был достижением для духовенства, но этот же союз деятельность РПЦ сильно ограничивал. В частности, духовенство должно было собирать информацию о людях, заказавших крещение, венчание и другие обряды, должно было передавать эту информацию госорганам. Часть духовенства стали агентами КГБ, назначение епископов согласовывалось с государством (если не прямо производилось государством) и т.д. См., например, Открытое письмо патриарху священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана

URL: http://krotov.info/acts/20/1960/19651125.html (дата обращения: 24.03.2021).

Такая система отношений духовенства и номенклатуры высмеяна в известном советском анекдоте («Попу звонят из горкома…»).

3. Вопрос о том, как связаны были массовая «мода на религию», вспыхнувшая во время перестройки, и религиозная пропаганда, которую вели духовенство и номенклатура, здесь не рассматривается. Но неверно было бы как объяснять «моду» одной только пропагандой, так и отрицать то, что пропаганда эту «моду» усиливала.

4. Тенгиз Абдуладзе и его фильм // Березниковский рабочий (далее – БР), 1988, № 82, с. 2.

5. Положи душу свою за други // БР № 175, 1989, С. 2.

6. Там же.

7. Там же.

8 . Там же.

9. Там же.

10. Там же, с. 3.

11. Такой вывод следует из сопоставления интервью священника Сергия и В. Цыпуштанова.

В. Цыпуштанов, заведующий усольским филиалом березниковского краеведческого музея, пишет о ходе реставрации архитектурных памятников в Усолье:

«Если поначалу отдельные городские предприятия и внесли свою, более чем скромную лепту в ремонт памятников, то через год-другой, под шорох суеты повседневной, как-то одно за другим, все ушли с арены. Тут еще и хозрасчет помог быстрее забыть об Усолье. Да никто и не напоминал.

Много нареканий вызывает работа березниковского участка Пермской реставрационной мастерской. Казалось бы, специализированное объединение должно задавать тон, безукоризненно и грамотно вести дела по восстановлению. Но на низком художественном и техническом уровне ведущаяся реставрация, применение некачественных материалов, отступления от проектов сводят восстановительные мероприятия к обычному, причем плохому ремонту. Участку, знаем, трудно: необеспеченность материалами, текучесть кадров, отсутствие стажировок не могут быть гарантией слаженной работы».

В.Цыпуштанов. Все упреки, как в прорву // БР № 197, 1989, с. 2.

Сравните с фрагментом из «Положи душу…»:

«Узких. Однако, гляжу глазами практика: государственной ремонтной организации понадобилось бы 10-15 лет на полную реставрацию собора (вся работа без исключения – ручная). Что вы скажете по этому поводу?

От.Сергий. За два года мы с собором закончим. Уже в этом году 30 % работы сделаем. <…> Те бригады, что сформированы нами, трудятся на совесть. Сам Господь послал нам этих людей, трудолюбивых, усердствующих во благо Церкви и всего общества. Благословен их труд. Предположительно мы затратим на восстановление собора до миллиона рублей [!]».

Положи душу свою за други // БР № 175, 1989, с. 3.

12. В. Узких. Церковный староста. Кому им быть? // БР № 136, 1991, с. 2.

13. В. Узких. Избран Староста. // БР № 139, 1991, с. 1.

14 . Для регистрации прихода требуется подать в госорганы списки верующих-учредителей (до 1990 по Митрохину требовалось минимум 20 человек, потом – десять). Эти двадцать человек могут получить серьезную власть над приходом: могут поменять священника или перейти в другую церковную юрисдикцию (вместе со зданием церкви).

См. Н.А. Митрохин. Русская православная церковь. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 36-37.

15. В. Узких. Церковный староста отказался от должности. // БР № 166, 1991, с. 2.

16. Березниковский приход был зарегистрирован только пятого декабря 1991.

В.Божко. Зарегистрирован Березниковский приход. /// БР № 240, 1991, с. 1.

17. В.Узких. В Березниках работала миссия из Финляндии // БР, № 127, 1991, с.1.

18. За период 1988-1992 гг. газета опубликовала 87 полноценных религиозно-пропагандистских материалов. Из них мусульманам посвящены – 2, баптистам – 3 (в т.ч. два крупных материала), христианам полного евангелия (одно из направлений в пятидесятничестве) - 2, неустановленным протестантам – 1, кришнаитам – 2 (оба материалы – сравнительно крупные). Другие конфессии не пропагандировались. За весь период было около 9 полноценных неправославных материалов, т.е. 88 % материалов были проправославными.

19. В.Узких. Власти решили: церковь – верующим. // БР № 17, 1992, с. 2.

Интересно, что примерно в это же время – об этом сообщается 31 марта – «добро» на строительство мечети получили и мусульмане, но мечеть построена так и не была. См, О.Романова. Мусульманам – мечеть // БР,№ 63, 1992, С. 2.

20. В.Узких. Мирная акция верующих. // БР, 68, 1992, с.1.

21. Народ зашел в храм // БР, № 70, 1992, с. 2.

22. В.Узких. Стороны пришли к согласию // БР, № 75, 1992, с. 1.

23.В.Васильев. Березники обрели храм // БР, №140, 1992,с. 1

24. В.Узких. Ожила церковная колокольня.// БР, №189, 1992 с.1.

25. В церкви стало тепло// БР, №222,1992, с. 1.

26. В.Узких. Церковь дождалась своего праздника // БР, №244,1992, с.1.

27. Н.Юдина. Хлеба нет, так дайте зрелищ! // № 164, 1992,с. 1.

«Много народу пришло, на звуки церковного пения. Священник церкви Иоанна Предтечи отец Георгий творил панихиду по убиенным защитниками Белого дома. Все молчали, многие крестились и плакали. Отделенная от государства церковь не вмешивалась в политические битвы своего Отечества, но души паствы всегда будут предметом ее заботы. Проповедь придала всему действию значительность и глубину. Многим запали в душу проникновенные и мудрые слова священника. Все-таки религия и вера соединяют души людей сильней любой идеологии».

28. Большая политика врывается в ход заседания Малого совета // БР, № 239, 1992, с. 1.

Для администрации это были не очень большие, но все-таки значительные средства. Так за приватизацию столовой № 53 администрация получила 31,1 миллион, за приватизацию кафе «Лакомка» - 28 миллионов Итоги приватизации городского имущества на торгах // БР, № 233,, 1992, с.1.

С другой стороны: «Сектор по охране прав материнства и детства выявил более 380 самых нуждающихся многодетных семей <…> Чтобы удовлетворить их сегодняшние требования – оплатить школьные завтраки, обеды, проездные билеты в городском транспорте, выдать или выделить необходимую сумму для приобретения школьной и спортивной формы, потребуется немалая сумма, не один миллион рублей.

Городская администрация не отказывается ее выделять, но до сих пор матери обращаются в женсовет и жалуются, что только одного ребенка из семьи кормят бесплатно, что не выдают проездные билеты, что завтраки дети получают, а обеды – нет…»

Н.Ворожцова. Социальная защита. Как живешь, многодетная семья? // БР № 230, 1992, с. 2.

29.И.Телегин. История нашего храма. // Березниковская неделя, № 2, 2008.

30. Несмотря на рост «верующих» (с 23% в 1991 до 40 % в 1999), число людей, посещающих храм хотя бы раз в месяц за этот же период почти не изменилось, выросло (с 8% до 19%) только число тех, кто посещает церкви несколько раз в год (это т.н. «захожане»). Т.о. росло число людей, считающих себя «верующими» и «православными» – а число прихожан РПЦ не росло.

Глава первая. Подраздел первый. От «общества свободного от религии» до общества всеобщего православия.Религиозная практика // Фурман Д.Е. Каариайнен К. Старые церкви, новые верующие: Спб, М.: «Летний сад», 2000. URL: http://verigi.ru/?book=211&chapter=7#.YFrEYtIzZdg. (дата обращения: 24.03.2021).

31 . Народ зашел в храм // БР № 70, 1992, с. 2.

32. В.Узких. Церковь дождалась своего праздника.// БР, № 244, 1992, с.1.

33. В.Васильев. Год Иоанна Предтечи в Березниках. //БР № 250, 1992, с.1.

34. Города с численностью населения сто и более тысяч человек //Российский статистический ежегодник, М.: 1994, Госкомстат России, с. 19. URL: http://istmat.info/node/18276 (дата обращения: 24.03.2021).

Другие исследования

К полному списку работ
Работает на: Amiro CMS