«Музей дал мне всё!» О заслуженном работнике культуры Ларисе Фёдоровне Коржавкиной

Зав. историческим отделом МБУК БИХМ им. И.Ф. Коновалова
Петров Р.П.

Лариса Фёдоровна Коржавкина родилась 12 июня 1951 г. В память от детства ей осталась атмосфера всеобщей радости, единения и взаимного доверия. Она росла во время, согретое тёплыми лучами Победы. Победа многое значила для родителей Ларисы Фёдоровны – Агнии Александровны и Фёдора Романовича. Отец, рабочий-слесарь Березниковского химического завода №237 с 1937 г. служил в Красной Армии, в годы Великой Отечественной войны находился в дивизионной разведке, участник обороны Сталинграда, был дважды ранен, за подвиги удостоен ордена Красной Звезды. Мать-усольчанка в июне 1941 окончила школу, 17-и лет стала медсестрой. До 1943 г. работала в эвакогоспитале №3143, путешествовала вслед за Красной Армией в госпитале №3783 по Украине, Венгрии, Чехословакии. После Победы вернулась в Березники, устроилась учителем начальных классов, затем пришла в систему государственных учреждений, отдав 8 лет общему отделу ГК КПСС г. Березники. Оба родителя были награждены медалями «За Победу над Германией в годы Великой Отечественной войны», за семейным столом Коржавкиных часто собирались ветераны войны. Спустя множество лет Лариса Фёдоровна скажет: «Люблю общаться с людьми из поколения наших отцов, ветеранов – в них чувствуется какая-то особая предрасположенность друг к другу, высота духа».

Многодетная семья Коржавкиных (трое детей) занимала двухкомнатную квартиру в доме №35 по ул. Пятилетки. Соседями по квартире была чета Старковых. Известного в городе художника, основателя городской изобразительной студии Леонида Александровича знала вся окрестная детвора. Он был необыкновенно тёплым человеком, много общался с ребятами, рисовал их портреты. Коржавкины часто гостили у соседей. Леонид Александрович со временем стал учителем для Ларисы Фёдоровны. Благодарная ученица впоследствии признается: «Он не только мне глаза на искусство открыл, научил видеть прекрасное. Не забыть его дом: множество красивых картин, красивые люди, которые красиво общаются». Социальная среда, культурное общение и эстетика окружающего пространства заложили в юной Ларисе потребность в высоких идеалах, неутомимое стремление к прекрасному. Она записалась в студию Л.А. Старкова и вместе с другими детьми «делала несмелые наброски с «античных» гипсов, царапая карандашом белый лист». Уже в юном возрасте Лариса Фёдоровна поняла огромную цену хорошего рисунка. Рассказы Л.А.Старкова о художниках-классиках, о своих коллегах по цеху стали для девочки пропуском в большой мир искусства, она рано пристрастилась к книгам по мировой художественной культуре, архитектуре, скульптуре. В школе Лариса стала завсегдатаем различных театральных кружков. Ни много ни мало мечтала стать актрисой!

Родители думали, что смогут отвлечь Ларису от её увлечения. Агния Александровна уже работала председателем ГК профсоюзов работников государственных учреждений г. Березники, она видела во взрослеющей дочери будущего юриста. После выпуска из школы им. Горького в сентябре 1968 г. Лариса Фёдоровна начала самостоятельную трудовую жизнь, устроившись в Березниковский народный суд на должность секретаря судебного заседания. Работа удовольствия не приносила. В августе 1969 г. будущий искусствовед сменила слепую богиню Фемиду на музу сценического искусства Мельпомену. Она поступила Пермское культурно-просветительское училище на театральное отделение по специальности клубный работник, руководитель самодеятельного коллектива. Мечта позвала её за собой, но сбыться ей было не суждено. Преподаватели, восхищаясь ярким характером, кругозором и целеустремлённостью студентки не могли обещать ей головокружительную карьеру в будущем. Причина была очень проста и жестока. «Несовпадение внутренних мотивов и внешних данных. Чувствовала я себя героиней, а яркой сценической внешностью не обладала. Я поняла, что моё место в театре – быть благодарным зрителем». Личная драма привела начинающую актрису обратно в Березники, на должность делопроизводителя народного суда.

16 октября 1973 г. «по счастливой случайности» Лариса Фёдоровна попала на работу в Березниковский краеведческий музей. В начале 1970-х гг. директор музея Любовь Григорьевна Бурмистрова активно формировала новую музейную команду. Со временем в неё вошли Ирина Михайловна Пудовкина, Юлия Львовна Перевалова, Екатерина Петровна Гармс (директор с 1978 г.), Ольга Николаевна Варнакова. Поначалу музей казался для Ларисы Фёдоровны временной мерой, перевалочным пунктом, но постепенно музейная служба захватила её: встречи с живыми свидетелями истории - ветеранами гражданской и Отечественной войны, ударниками труда, краеведами, художниками, артистами, поэтами и писателями, соприкосновение с историческими артефактами оказались не менее интересными, чем театральные подмостки. Музей смог подарить начинающему сотруднику культурную среду, друзей и единомышленников, творческую работу, безграничные возможности для самореализации. Л.Ф. Коржавкина впоследствии много раз подчёркивала в своих интервью: «Музей дал мне всё!», постепенно она пришла к пониманию того, что «Музей – это сердце города, потому что в музее можно почувствовать город. На улицах мы можем чувствовать частности – дом, пихту… А в музее сразу, ещё и людей. И не только те, которые сейчас живут, но и которые жили и будут жить. Мы в долгу перед предшественниками, мы в ответе перед потомками…»

С 1973 по 1976 г. Лариса Фёдоровна была научным сотрудником массового (научно-просветительского) отдела. Характеристика из личного дела сообщает: «За время работы проявила себя как ответственный, добросовестный, инициативный и бескомпромиссный работник. Выставки, построенные на её планах, отличает научность, глубина, разносторонность раскрытия темы. Её экскурсии не только несут информацию слушателям, но заставляют их сопереживать, принимать участие в творческом поиске». Большим успехом у посетителей пользовались выставки «Художественный металл», «Меднолитая культовая пластика» и др. Научные сотрудники создавали выставки, привлекая к их оформлению специалистов с художественным образованием: В.И. Рабиновича, Н.Д. Черных, А. Готальского, А.С. Петрова и др. В начале своей музейной карьеры Лариса Фёдоровна успела поучаствовать в последней прижизненной выставке своего учителя Л.А.Старкова.

В свои 25 лет Лариса Фёдоровна уже руководила секцией общества «Знание» по пропаганде художественной культуры в г. Березники. Особой популярностью у березниковцев пользовались её лекции «Мастера мирового искусства», «Шедевры отечественной живописи», «Страницы истории русского искусства», она разработала для младшей детской аудитории музейные лекции «Как смотреть и понимать картину», «Загадки старых картин». Людей поражала информативность, доступность и образность языка Ларисы Фёдоровны. Редкий дар живого общения с публикой был результатом упорного труда над собой, за ним стояли массивы книг, архивные дела, документальные ленты, сотни диафильмов, рассказы коллег по культурному цеху. Дополнительной мотивацией для такой титанической работы над собой был эмоциональный отклик слушателей. «Я просто счастлива бываю, когда люди, пришедшие на экскурсию без особого желания уходят с другими глазами. Чувствую: я им что-то дала. Они унесут это, и в них оно прорастёт – они словно выдают мне аттестат качества». Каждая экскурсия воспринималась Ларисой Фёдоровной как творчество, она постоянно экспериментировала.

С начала работы в музее Лариса Фёдоровна погрузилась в историю города. Она полюбила родной край искренне и преданно. До конца жизни отвечала на вопрос «Где бы вы хотели жить?» - «В Березниках. Больше нигде. Для меня это лучшее место на Земле». Свою любовь и преданность городу Л.Ф. Коржавкина представила в изданиях «Березники» (книга-миниатюра, 2000), «Березники – энциклопедический справочник» (2007). Родной город писательница часто называла «благословенным».

Уже в 1970-е гг. вдумчиво и кропотливо Лариса Фёдоровна изучала фонды музея, собирала сведения по различным музейным предметам, летом, вместе с другими музейщиками, выбиралась в экспедиции для комплектования новых коллекций, встречалась со специалистами, сидела в архивах и библиотеках. Гений искусства она всегда сопрягала с глубоким знанием прошлого. Лариса Фёдоровна была убеждена: «Выше всех девяти муз – их мать титанида Мнемозина, олицетворяющая собой память. Без неё распадается гармония мира. Память скрепляет всё искусство». Свои исследования она публиковала на страницах газет, в научных сборниках. Одним из характерных примеров союза искусства и истории стала работа с В.П. Шекой над гербом г. Березники, который был утверждён в 1981 г. Л.Ф. Коржавкина составила объёмное научное обоснование для выразительного исторического символа города. Её же обоснование читала Государственная Геральдическая комиссия в 1995 г. прежде чем утвердить новую редакцию герба.

В конце 1975 г. при музее был создан клуб «Художник» для создания творческой среды, способствующей повышению профессионального мастерства молодых художников. На заседаниях клуба читались лекции по искусству, анализировались работы, организовывались выезды на пленер. Среди постоянных членов клуба были Н.С. Корякин, Ю.В. Могунов, В.Е. Аникеев, В.Г. Червяков, В.А. Седегов, М.В. Хорошева, В.Г. Захаров, Л.Е. Плесовских и др. Они организовывали выставки в музе – отчёты, встречи. Художников поддерживали научные сотрудники И.М. Пудовкина и Л.Ф. Коржавкина. Кроме связей с березниковской творческой интеллигенцией музей устанавливал контакты с пермскими и екатеринбургскими художниками: А.Н. Тумбасовым, С.И. Олейниковым, П.А. Никулиным и др.

Определившись с целью в жизни, Лариса Фёдоровна в 1979 г. поступила на заочное отделение факультета искусствоведения в Уральский государственный университет им. Горького. В фондах музея сохранился её диплом и знак выпускника 1984 г. Огромное влияние на Ларису Фёдоровну оказали лекции преподавателей с академическими знаниями: профессора кафедры истории искусств Г.В. Голынец (курсы «Русское декоративно-прикладное искусство», «Древнерусское искусство») и С.В. Голынец (курсы «Теория и история искусства», «Эстетика», «Декоративно-прикладное искусство»), С.П. Ярков (курсы «Скульптура», «Графика», «Технология живописи»), О.А. Уроженко (курсы «Описание и анализ художественных памятников», «Искусство Востока: древность и средние века»), Г.Б. Зайцев (курс «Зарубежное искусство»).

Вслед за дипломом пришли и новые обязанности хранителя коллекций изобразительного искусства. Когда в 1980-е гг. музей пришёл к необходимости изучения своих богатых фондов, Лариса Фёдоровна стала исследовать темперную живопись – иконы, попавшие в коллекцию музея из церквей бывшего Усольского уезда / Ворошиловского района. Живопись, литая пластика, скульптура, архитектурные памятники Усолья и Березников стали ведущими исследовательскими темами для Ларисы Фёдоровны. Свои исследования она представляла на березниковских, пермских, московских научных конференциях, её статьи публиковались в научных сборниках, в краеведческих изданиях. В 1989 г. в пермском сборнике «Художественная культура Пермского края и её связи» вышла статья Ларисы Фёдоровны «Творчество крепостного художника И.С. Дощеникова». Миру искусства было раскрыто имя верхнекамского художника-самоучки графов Строгановых. В музее десятилетиями хранились копии портретов представителей дворянской династии. Но никто никогда не обращал внимания на полуугасшие надписи на оборотной стороне холста. Лариса Фёдоровна с помощью эксперта-криминалиста УВД г. Березники (в музее не было соответствующей техники) исследовала надписи и провела в дальнейшем биографическое исследование. Миру явился усольчанин, автор множества портретов, фресок, сатирических картин, икон и даже росписей храмов. В 1992 г. именем И.С. Дощеникова была названа улица в Усольском районе г. Березники. Поражает широта исследовательских тем Ларисы Фёдоровны: «Строгановские вклады в Верхнекамские храмы», «Коллекция меднолитой пластики Березниковского музея», «О новонайденных памятниках пермского звериного стиля». Каждая её статья была украшением сборника Коноваловских чтений – ежегодной краеведческой конференции при музее. За большинством материалов были годы работы. Статья Ларисы Фёдоровны «Мы хотели сказать детям самые добрые слова» была основана на многолетней переписке с народной артисткой Н.Н. Казариновой – ветераны Ленинградского ТЮЗа долгое время слали в Березники письма с воспоминаниями и переживаниями, а в 1982 г. их делегация приехала на чествование 50-летнего юбилея г. Березники.

На посту хранителя Лариса Фёдоровна занялась организацией первых реставрационных работ коллекций ИЗО. Благодаря её непосредственному участию в Березниковский музей стали ежегодно приезжать реставраторы из центра им. академика Грабаря в Москве. Началась борьба за сохранение древнего искусства для потомков. Память должно сохранять, Лариса Фёдоровна была активным членом ВООПИК – Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Вместе с единомышленниками она жила большой мечтой увидеть возрождённый Усольский архитектурный комплекс во всём великолепии, с полной реставрацией прикладных и живописных работ мастеров прошлых столетий. Она разработала и вдохновенно читала лекцию «Усолье град - Петербургу брат», уделяя большое внимание теме церкви святителя Николая Чудотворца, возведённую в «воспоминание избавления от нашествия галлов». Её глубоко трогала история молодого Александра Павловича Строганова: «христолюбивого воина, положившего жизнь за своё Отечество во Франции под Крайоном 23 февраля 1814 г. в кровопролитнейшей битве между 15 тысячами российских войск, которыми предводительствовал Его родитель граф Павел Александрович Строганов и 50-тысячной армией под личным начальством Наполеона Бонапарта».

В начале 1980-х гг. Лариса Фёдоровна с коллегами выступила за идею реставрации и музеификации Усадьбы князей Голицыных в г. Усолье – архитектурный памятник начала XIX в., который в советское время успел побывать и райвоенкоматом, и районным архивом, и райкомом КПСС и ВЛКСМ, и типографией газеты «Красное Знамя». В доме была восстановлена анфилада залов, парадная лестница, камин и печи, раскрыты росписи стен и падуг. Старая усадьба была возвращена народу.

Как хранитель Лариса Фёдоровна развернула систематическую работу по комплектованию фондов живописи и графики работами березниковских художников, постоянно укрепляла связи с творческой интеллигенцией, помогала при создании художественных выставок, писала статьи и эссе на творческий путь начинающих и состоявшихся художников, помогала раскрывать молодые таланты. Художник-график Г.Г. Шварёв вспоминал: «Лариса Фёдоровна с полуслова понимала художников, поэтов, музыкантов, умела ценить в человеке творца…». Для раскрытия таланта березниковских художников городской публике были учреждены ежегодные выставки: «Осенний вернисаж» и др.

В 1982 г. при ДК Металлургов открылась изостудия «Колорит», объединившая под собой взрослые и детские коллективы. Среди первых студийцев были Н. Башкова, Г. Копытова, Л. Ховрина, Т. Нездейминова, А.Петров, Ю. Баранов. В музее сохранилось эссе Ларисы Фёдоровны на художницу-акварелиста Нину Сергеевну Башкову: «Творчество художницы привлекает внимание товарищей по работе, руководителей цеха, которые бережно относятся к её дарованию. Она платит своим зрителям тем же: работает, как говорит сама «со страстью», когда пишет – переживает высочайший подъём творческой энергии. И здесь для неё важно успеть в минуты вдохновения выразить свои мысли и чувства. Поэтому излюбленная техника художницы – акварель, требующая быстроты работы». Сама Н.С. Башкова восхищаясь человеком высоких моральных ценностей говорила: «У каждого в жизни есть свой идеал, у меня – это образ Ларисы Фёдоровны Коржавкиной. Как-то я задала ей вопрос «Ради чего живет человек и что движет человечеством?» - «Ради утверждения всего лучшего в человеке. А двигает человечество борьба за победу красоты во всем мире: в людях, в человеческих отношениях».

В 1988 г. пятеро березниковских художников входивших ранее в клуб «Художник» (к этому базировавшегося в ДК Металлургов) создали новое творческое объединение «Пятёрка». Лариса Фёдоровна была на всех выставках «Пятёрки», выступая советчиком, помощником, куратором. Член Союза художников России Л.Е. Плесовских называл её «нашей идейной мамой». С объединением Лариса Фёдоровна была «от и до», посвятив березниковским художникам последнюю свою работу – альбом «Березниковская пятёрка», выпушенный в 2012 г. уже после её ухода из жизни.

В 1990-2000-е гг. Л.Ф. Коржавкина совмещала работу в музее с преподавательской деятельностью в Березниковском музыкальном училище. Она разработала программу для школ с гуманитарным профилем и гимназий «История мировой и художественной культуры». Лариса Фёдоровна с удовольствием читала курс будущим музыкантам. Она считала, что «творческое начало должно прорасти в каждом человеке. И чем раньше начнётся разговор на эту тему, тем лучше». Музыку Лариса Фёдоровна перенесла в музей – под её руководством в художественной галерее начали проводиться «Музыкальные вечера», встречи с известными и начинающими березниковскими певцами и музыкантами.

Когда Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30.03.1998 г. Ларисе Фёдоровне было присвоено почётное звание «Заслуженного работника культуры РФ» она в интервью указывала: «многие педагоги музыкального училища достойны этого звания: В. Задорин, Н. Малимон, голосом которой мы не перестаём наслаждаться, Т. Кочурова, подарившая городу в день юбилея своей творческой деятельности настоящий праздник хорового пения. Художник В. Седегов, достойнейший человек, вспомним нашу великолепную «Пятёрку», художника-педагога В. Аникееву». Ей хотелось разделить радость высокой награды с березниковцами и на вечер, посвящённый Ларисе Фёдоровне, собрался полный зал – родственники, собратья-искусствоведы, коллеги-музейщики, художники, музыканты, скульпторы, почётные граждане… Березники чествовали своего героя.

Репортёры атаковали вопросами. Служащим пера хотелось раскрыть Ларису Фёдоровну как человека. - Вы постоянно в мире искусства, живописи, всего того, во что человек погружается в часы отдыха. А как вы отдыхаете? - «В том же самом мире. Бывает, на выставку прихожу как зритель, отбросив все муки её создания. Я очень люблю наших художников».

Мир увлечений Ларисы Фёдоровны был неразрывно связан с искусством и историей. На этих китах покоилось мироощущение истинно русского интеллигента. Через всю жизнь Лариса Фёдоровна пронесла любовь к роману «Война и мир» Л.Н. Толстого. Множество раз перечитывала Бальмонта, Брюсова, Фета. Русская классика учила её понимать время и личность во времени. В записных книжках она оставляла понравившиеся строфы из произведений. Любила Андрея Рублёва и говорила, что не может жить без его «Троицы», что «Спас звенигородский» смотрит по утрам на неё больше 20 лет. Из мировых художников Л.Ф. Коржавкина выделяла Рафаэля, который стал для неё откровением, «показал, каким бы прекрасным мог быть человек». Возрождение – время единения духа и материи, пора чудес человеческого гения, Лариса Фёдоровна любила не только полотна, но и музыку этой эпохи. В музей от Ларисы Фёдоровны попала коллекция грампластинок с записями классических произведений, симфоний, арий, романсов, народной музыки.

Лариса Фёдоровна близко воспринимала культуру, религию и мистические практики Востока. Особо была увлечена цивилизацией Древнего Египта, античным временем. Разбирала труды философа-антиковеда А.Ф. Лосева, была влюблена в наследие художника М.М. Потапова. Большое влияние на неё оказали труды эзотерических философов Е.П. Блаватской и Е.И. Рерих, обеих искусствовед называла «женщинами огромных знаний». Вслед за ними Лариса Фёдоровна стояла на том, что существуют космические законы, основанные на сумме, синтезе вечных знаний, которые были с человечеством ещё до создания всех известных религий. Она говорила: «Есть три закона, в которые я уверовала и мне легко: реинкарнация, карма (причинно-следственная связь) и свобода выбора. За содеянное в этой жизни придётся отвечать, если не в этой жизни, то в следующей. Бог – это абсолют, космос. Я смотрю на небо и вижу Бога. Он высшее, которое в нас присутствует, душа наша. Что страдает, когда нам худо? Душа, то божественное, что в нас есть…»

О себе Лариса Фёдоровна говорила так: «Я - Близнецы. Меня трудно подчинить каким-то регламентам. Немного взбалмошный характер. Такая кошка, которая гуляет сама по себе». Один из психологических тестов на курсах повышения квалификации выявил у заслуженного работника культуры очень сложный тип темперамента – холерико-меланхолик. Это был человек, который мог одинаково ценить красоту краткого мига и космической вечности. Обращаясь к нам через года, она просит: «Почаще смотрите в небо. Почувствуйте, что жизнь коротка, успейте осознать свою главную задачу в ней, попытайтесь максимально реализовать её. Главное – это учиться любить друг друга».

Другие исследования

К полному списку работ
Работает на: Amiro CMS