История празднования 1 мая в Березниках (1930-е гг.)

«Массовые праздники дают возможность демонстрировать народу собственную душу»
А. Луначарский


Красный день в мировом календаре появился в 1890 г. Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и предложил мировой общественности отмечать его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня и другими социальными требованиями.

1 мая 1891 г. в Петербурге состоялось тайное собрание революционно настроенных рабочих, послужившее прототипом пролетарских «маёвок». Ранее слово «маёвка» означало лишь праздничные гуляния, выезды на природу, пикники, календарно приуроченные к первым дням мая. С 1891 г. «маёвкой» стали называть нелегальные собрания рабочих и служащих, устраиваемых за городом.

Проводились такие «маёвки» и в Соликамском уезде Пермской губернии, в них участвовали рабочие содового завода Любимова-Сольве. Организаторами собраний обычно выступали активисты партии РСДРП, защищавшие интересы рабочего класса. Полицейские органы беспощадно разгоняли незаконные собрания, арестовывая организаторов и участников. В Российской империи 1 мая не был праздником, но выступал значимой датой для представителей рабочего движения.

Из воспоминаний рабочего БСЗ И.Д. Блохина: «В 1898 г. работал на заводе некий студент Мальцев. От него-то мы и узнали впервые, что рабочие могут добиться другой, лучшей жизни. 1 мая во время обеденного перерыва на заводе, мы небольшой группой ушли в лес, что недалеко от завода. Там Мальцев познакомил нас со значением этого дня»… «Следующая маёвка была в 1900 или 1901 г. Рабочий Новожилов, как-то во время работы шепнул мне по секрету – будет Маёвка, приходи в лес на Заячью горку, но только осторожно, чтобы полиция случайно не пронюхала. Собиралось нас тогда человек 50».

Из воспоминаний рабочего БСЗ П.Д. Шутова: «Первая маёвка моя была в 1906 г. Поехали мы тогда на лодке по Каме, будто бы на прогулку. Пристали к Усольской стороне. Собрались в лесу человек 20. Провели собрание, а потом также незаметно разъехались».

Из воспоминаний слесаря БСЗ М.Л. Коробейникова: «В первый раз на маёвке я был в 1911 г. По два по три человека шли мы в лес и вот таким вот образом пришло на маёвку около сотни людей. Открыли митинг, но каким-то образом об этом стало известно полиции. Нагрянули на нас фараоны на конях. Однако все мы успели разбежаться и арестовать полиция никого не сумела».

Из воспоминаний И.М. Чудинова: «В 1907 г. мне было 14 лет. Как-то в конце апреля мой товарищ Иван Зуев, рабочий лаборатории на содовом заводе предложил прогуляться, захватив пива и закуски. Я согласился. С нами пошли ещё двое рабочих содовцев Михаил Палехов, Иван Мичурин, присоединился ещё Александр Попков, работавший тогда на пароходе. Все мы отправились на прогулку. Вышли по Угольной дороге из Веретье к болотам. Выйдя на поляну, уселись, достали еду и питьё, стали закусывать. Вдруг свист. Ответили. На поляну вышли четверо. Достали из чемодана пишущую машинку. Стали размножать какие-то письма. Закончив работу, разговорились. Говорили о первом мая, положении на заводах, о том, что надо бы провести собрания рабочих, демонстрацию. Потом разошлись. Каждый взял с собой часть писем. Я работал в ночь, так что вышел на завод к 10 часам вечера. Письма, оказавшиеся, как потом выяснилось прокламациями, рассовал я по варницам. Так поступили и другие мои товарищи».

Революционное правительство в первый же год своего существования обратилось к пролетарскому празднику. В соответствии с правилами СНК РСФСР «О еженедельном отдыхе и праздничных днях» Кодекс законов о труде 1918 г. объявил 1 мая выходным днём, отныне это был День Интернационала.

Молодая советская республика до основания разрушила царскую систему праздников, с её основой в виде церковного календаря. Уже с конца 1917 г. начались поиски новых праздничных форм выражения. Опыт у рабочей партии был небольшой, годами отрабатывались только демонстрации и манифестации. Их форму и заложили в основу. Вскоре была разработана официальная праздничная символика. Праздник обрёл новую функцию «внутренней советизации»: он должен был укреплять и распространять советскую власть; формировать советскую идентичность; служить событийной сопричастностью для миллионов граждан.

Едва оформившиеся советские праздники сразу были объявлены государственными мероприятиями и подверглись тотальной государственной регламентации. Нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский вспоминая о празднике 1 мая в 1918 г. говорил: «Празднование Первого мая было официальным. Его праздновало государство. Мощь государства сказывалась во многом». Первоначальные свободы и допущения с годами были вытравлены тщательным планированием и детальными сценариями. Местные и частные инициативы сократились до минимума. Со временем был выработан своеобразный государственный стандарт на проведение Первомая, который унифицировал праздник для всех жителей СССР. Подобная монополия государства на торжества была не случайна - праздники исполняли политические, идеологические и культурные заказы, они не могли быть отданы на волю случая, не могли оставаться спонтанными мероприятиями.

Исследователь Ш. Плаггенборг назвал праздники высшей формой репрезентации, т.к. «при их проведении соединяются в одно целое, в ансамбль разные уровни выражения: слово, изображение, движение, инсценировки». Ансамбль Первомая был предан политике и государственной идеологии: на демонстрациях они воплощалась в символике, лозунгах, инсталляциях. Первое мая ретранслировало в народ основные идеи партии, приближало правящую партию к народным массам.

Символика 1 мая соответствовала официальной коммунистической символике. Цвет 1 мая – красный цвет, в трактовке руководящей компартии являлся цветом борьбы, революционного движения, крови, пролитой трудовым народом в борьбе против эксплуататоров. Красный флажок – символ Советской России, в руках демонстрантов с 1918 г. являлся символом поддержки государства. Красная пятиконечная звезда выступала символом коммунистического будущего на пяти заселённых континентах. В более узкой трактовке пять концов звезды являлись символом пяти социальных групп идущих к коммунизму: молодёжи, солдат, рабочих, крестьян и интеллигенции.

В Березниках в официальную символику одевались центральные улицы: начало ул. Пятилетки, проспект Сталина, Советский проспект, ул. Ленина (Березниковская). На центральной площади устанавливалась сборная деревянная трибуна, с которой колонны демонстрантов приветствовали партийные и городские власти. Рядом с трибуной находился духовой оркестр. Музыка была важным элементом праздника.

Сильная эмоциональная подоплека праздника эффективно продвигала в массы государственную политику и идеологию. Яркая символика, дружные шествия, громкие речи вызывали у людей сильное эмоциональное переживание, особенно на контрасте с обычными трудовыми буднями. Светлые эмоции неизбежно увязывались с политическим содержанием.

Обязательным явлением на 1 мая стали портреты руководителей страны, членов правительства (народных комиссаров, позже министров), маршалов Красной Армии, партийных функционеров высшего эшелона. С особым пиететом в 1930-х гг. относились к фигуре секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина. «Вождь народов» глядел на березниковских демонстрантов с официальных фотопортретов, картин и бюстов (вольное изображение Иосифа Виссарионовича в моделях и инсталляциях запрещалось). В 1939 г. интеллигенция БХК несла впереди себя две картины «Сталин и дети» и «Сталин в окружении стахановцев». Спасибо Сталину за свою счастливую жизнь хором говорили все – пионеры, комсомольцы, рабочие, солдаты, колхозники, домохозяйки. Следом за И.В. Сталиным вспоминали его ближнее окружение, особенно почитались те, кто явил себя в Березниках: В.М. Молотов, М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов, Г.К. Орджоникидзе. Портрет «горячо любимого Серго» как организатора движения жён ИТР и рабочих несли березниковские домохозяйки в 1937 г.

За портретами «сильных мира сего» следовали официальные лозунги, часть которых менялась в соответствии с ежегодной конъюнктурой. Практически вечными были лозунги «Да здравствует Коммунистическая партия!», «Пятилетку выполним досрочно!» и т.д. Пионеры оповещали всех «Всегда готовы», советский рабочий передавал «Привет зарубежным братьям!».

За лозунгами следовали плакаты и баннеры с цифрами и короткими в одну-две строчки отчётами. Многие организации, городские учреждения, промышленные цеха считали необходимым известить окружающих о своих победах и достижениях. Школы сообщали о количестве отличников и хорошистов, проценте успеваемости, цеха делились процентами перевыполнения плана, числом стахановцев и т.д.

Самыми интересными в плане презентации были инсталляции и макеты. В 1939 г. механический цех БХК удивил всех макетом Кремля, на башне которого сияла рубиновая звезда, а у стены стоял юный советский гражданин с красным платком. Содовики в том же году несли перед собой макет книги «ставшей популярнейшей и любимейшей у советских людей» - «Краткого курса истории ВКП(б)». В 1938 г. школьники Усолья подготовили макет станции «Северный полюс» с изображением палатки папанинцев.

Очень важным в политическом отношении был национальный вопрос. Советская держава предложила равенство и братство всем этносам, народам и народностям. Это отразилось и на первомайских торжествах. В 1930-е гг. где бы ни проводился праздник, в его сценарий вносилась презентация единства и равенства республик Советского Союза. С 1935 г. в березниковской первомайской колонне присутствовала процессия, одетая в традиционные народные костюмы жителей различных советских республик. Показательно, что березниковские коммунальщики, отличившиеся на 1 мая 1938 г. макетом герба РСФСР, на следующий год несли уже 11 гербов союзных республик.

В 1930-е гг. праздники стали зеркалом массовой мобилизации населения. СССР был окружен кольцом из буржуазных стран, считающих советскую республику угрозой. Нужно было быть начеку, нужно было быть готовым к войне. Следствием этого стал тот факт, что первомайские демонстрации 1930-х гг. в Березниках обязательно включали в себя колонны со взводами красноармейцев, допризывников учебных пунктов Осоавиахима, сестёр общества Красного креста (РОКК). В 1936 г. колонна ОСО была одета в противогазы, первая линия дополнительно экипировалась в противоипритные костюмы (яркая иллюстрация повседневной готовности к войне). Кроме Осовцев на торжества 1936 г. пришли «десятки юных авиамоделистов, сотни ворошиловских стрелков, десятки сотен значкистов «ГТО» и «ГСО». В 1937 г. над головами авиамоделистов реяли «эскадрильи самолётов», колонну ОСО замыкали модели танка и бронемашины «ощетинившейся пулемётами». В этот же день в Усолье группы школьников на демонстрации несли на себе винтовки и пулемёты, за ними тоже шёл самодельный танк. В 1939 г. в Березниках над головами юных березниковцев плыла модель прославленного самолёта «Москва» (самолёт ЦКБ-30 «Москва» под управлением лётчика-испытателя В.К. Коккинаки и штурмана М.Х. Гордиенко совершил в апреле 1939 г. беспосадочный перелёт Москва - Северная Америка на 8 000 км). За школьниками шагали Осовцы: «стрелки и пулемётчики, химики и гранатомётчики, курсанты аэроклуба». Осовцев выделяла военная форма: защитные гимнастёрки, бриджи, юнгштурмовки, лётные шлемы. «Мы готовы к Обороне!» заключал корреспондент «Ударника» в своей статье посвященной празднику.

Всеобщую мобилизацию на Первомае выражали не только Осовцы, но и ряды физкультурников. На демонстрации 1936 г. чеканила шаг колонна спортсменов. Спортсменов отличали светлые майки, белые и голубые. «Над многотысячной армией демонстрантов, словно плывя в воздухе, возвышалась стройная и красивая фигура девушки-спортсменки. Таню Пальцеву – стахановку ТЭЦ несли на огромном диске. Она краснощёкая и курчавая задорно улыбалась. Её поза изображала исходное положение для метания гранаты». В Усолье физкультурники школы ФЗУ несли на первое мая 1936 г. огромный знак ГТО и щит, на котором стоял физкультурник с копьём. На знамени колонны читалось «Советские физкультурники – гордость нашей страны». В 1939 г. березниковские физкультурники добровольного спортивного общества «Азот» возглавляли колонну рабочих БХК. Среди них шли футболисты, боксёры, легкоатлеты, гимнасты, велосипедисты. Впереди спортсмены несли большой портрет И.В. Сталина. Велосипедисты устраивали парады на праздниках уже с 1936 г., а с 1939 г. к ним прибавились мотоциклисты. Техники в городе 1930-х гг. было немного, так что подобные процессии приковывали внимание зевак и наглядно демонстрировали модернизацию советского общества.

Праздник 1 мая в 1930-х гг. помимо идеологической направленности имел социально-педагогическую, т.к. в первомайских демонстрациях активное участие принимала молодёжь. Советская система имела с последней тесную связь, т.к. молодёжь с энтузиазмом подхватывала идеалы нового государства. Для неё не существовало дореволюционного прошлого, она с лёгкостью воспринимала социалистическое настоящее. Во время проведения праздника молодёжь была полноправной частью демонстраций, гуляний, катаний на машинах, автобусах и прочих видах транспорта. Юным гражданам часто выделялось первое место в колоннах демонстрантов. Так в 1935 г. первомайская демонстрация началась с шествия колонн школьников и пионеров. Юные березниковцы пели песню красных героев Приамурья «Этих дней не смолкнет слава», играли в горны и били в барабаны. Колонны перемежали украшенные машины и автобусы. Каждая школа г. Березников (Чуртанская образцовая, Железнодорожная, начальные) в цифрах и диаграммах демонстрировали достижения в учёбе.

Специфической чертой советского Первомая был союз идеологического и трудового элемента. Трудящиеся страны к рабочему празднику делали подарки, о которых с гордостью писали на плакатах или инсталляциях, будь то сверхплановые показатели в учёбе и труде, увеличенные нормы производимой продукции и т.д. У молодёжи считалась хорошим подарком к празднику помощь в его организации.

Не всё в празднике 1 мая было новым. У «царских» праздников большевики позаимствовали чёткое деление на две части официальный ритуал и народные гуляния с ярмарками, поездками, изобилием еды и питья. Государственный «ритуал» Первомая проходил в утренние часы: торжественные митинги, демонстрации, партийные совещания. Днём и вечером наступал черёд неофициальных гуляний. С 1933 г. у Березников было два центра культуры: ДК им. Ленина и к/т «Авангард». В 1935-1937 г. они получили площадки стадиона, городского сада и парка с простыми аттракционами.

Ко дню рождения г. Березники праздник 1 мая был уже оформленным государственным мероприятием. За его успешное проведение отвечали советские, партийные и профсоюзные деятели. Накануне Первомая при всех предприятиях и учреждениях города создавались специальные комиссии по подготовке к празднику. В высших кругах готовился сценарий праздника, на его повестку выносились все важные «темы года». К середине 1930-х гг. проведение праздника максимально регулировалось благодаря многочисленным инструкциям, которые оговаривали даже скорость людских колонн в демонстрации, длину и ширину заготовленных транспарантов и т.п. мелочи. Вместе с тем праздник оставался для населения важным ежегодным событием, к которому готовился и стар и млад. Численность участников первомайских шествий с 1935 по 1939 гг. постоянно возрастала: с 7,5 тыс. она дошла до 20 тыс. Все пришедшие участники, как демонстранты, так и зеваки «праздничным ансамблем» приобщались к общесоветским идеалам и ценностям. Они видели достижения молодой страны Советов, тех людей которым они должны были быть благодарны за них. Они видели силу советского общества, его единый дух и проникались им. Нужно признать, что Первомай в 1930-х гг. во многом манипулировал мнением людей, он был унифицирован и отрешён от спонтанности и зачастую добровольности. Но вместе с этим он был ярким культурным явлением на страницах истории, о котором старожилы города вспоминают и сейчас.

Другие исследования

К полному списку работ
Работает на: Amiro CMS