История Березниковского драматического театра 1947 – 1949 гг.

старший научный сотрудник БИХМ

Камаева Л.А.


Творческий сезон 1947-1948 гг.

Новый театральный сезон начался в Березниках с двух премьер – комедий «Давным – давно» (режиссер А.З. Влодов) по пьесе А. Гладкова и «Чужой ребенок» (режиссер К.Д. Егоров) по пьесе В. Шкваркина. Зрители тепло встретили артистов, пьесы прошли с большим успехом [1].

Театр открывал новый сезон с новым художественным руководителем – им стал А.З. Влодов, сменивший В.М. Троянского на этом посту. В планах художественного руководителя было 12 новых спектаклей, которые предполагалось поставить в новом сезоне. Среди них были как пьесы современных советских авторов («Люди с чистой совестью», «У нас на земле», «Губернатор провинции», «Глубокие корни», «Раскинулось море широко»), так и пьесы из классического репертуара («Горе от ума» А. Грибоедова, «Последние» М. Горького, «Бешеные деньги» А. Островского). Ко дню Советской Армии коллектив театра обещал подготовить к постановке пьесу «Командарм» («Великая любовь») Г. Березко [2].

В ноябре 1947 года на сцене березниковского театра впервые была поставлена пьеса В. Вишневского «Оптимистическая трагедия», режиссером-постановщиком выступил А.З. Влодов. Пьеса Вишневского была написана еще в 1932 году и неоднократно ставилась в столичных и провинциальных театрах. Еще в 1933 году, в связи с постановкой пьесы А. Таировым в Камерном театре, газета «Правда» писала: «Хотя пьеса и повествует об истории, пусть и недавней, но это насквозь злободневная пьеса. Она в такой же мере устремлена в прошедшее, как и в грядущее… «Оптимистическая трагедия» — новый тип и пьесы, и спектакля. Он насквозь агитационный. Но если это агитация, то агитация, поднятая на высоту подлинного искусства».

Впоследствии эта постановка будет не раз возобновляться в репертуаре березниковского театра. Спектакль 1947 года был приурочен к 30-летнему юбилею Октября. В отзыве на премьеру автор (О. Егорова) назвала постановку «творческой победой коллектива театра и его художественного руководителя А.З. Влодова» [3]. В статье «Березниковского рабочего» были положительно отмечены артисты Е.А. Тарасов, С.В. Сачков, М.М. Волковичев, М.Л. Стафеев, В.В. Попов, артистка Т.Н. Кривенко.

В ноябре состоялась еще одна премьера – спектакль «Русский вопрос», поставленный режиссером В. Демерт по пьесе К. Симонова. Эта постановка получила высокую оценку зрителей: «Коллектив артистов театра справился с задачей, поставленной автором. Пьеса «Русский вопрос» сыграна артистами с большим мастерством и непринужденностью» [4].

В конце 1947 года прошли два премьерных показа – спектакли «Пути-дороги», комедия по пьесе Г. Федорова (режиссер-постановщик Грикар Н.П.) и «Константин Заслонов», героическая драма по пьесе А. Мовзон (режиссер Егоров К.Д.). Постановка «Пути-дороги» вызвала большой интерес березниковской публики: за три вечера, которые шла пьеса, театр посетило около двух тысяч зрителей [5].

В начале 1948 года художественный руководитель театра А.З. Влодов выступил в газете «Березниковский рабочий» и рассказал о планах театра на предстоящий 1948 год. Эти планы несколько отличались от тех, с которыми театр начинал творческий сезон 1947 – 1948 гг. Теперь в первом полугодии 1948 года театр планировал выпустить 6 новых спектаклей: 4 спектакля по пьесам современных советских авторов (драма «Губернатор провинции» братьев Тур и Л. Шейнина, военная драма «Командарм» Г. Березко, «У нас на земле» О. Берггольц и Г. Макагоненко и советская комедия «О друзьях – товарищах» В. Масс и М. Червинского) 1 спектакль русской классики (комедия «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского) и 1 спектакль западного классического репертуара (трагедия «Ромео и Джульетта» У. Шекспира) [6].

Первыми спектаклями наступившего 1948 года стали «Красный галстук» по пьесе С. Михалкова (премьера 3 января, режиссер Н. Конакова), комедия «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А.Н. Островского (премьера 20 января, режиссер В. Демерт) и драма «Губернатор провинции» по пьесе братьев Тур и Л. Шейнина (премьера 28 января, режиссер – С. Сачков).

Пьеса «Губернатор провинции» послужила в свое время основой для фильма Г. Александрова «Встреча на Эльбе», в ней ставятся вопросы послевоенного демократического развития немецкого народа. Авторы пьесы - братья Тур. Это творческий псевдоним советских писателей Л.Д. Тубельского и П.Л. Рыжея. Писали они вместе с 1925 года. Пьеса «Губернатор провинции» была достаточно популярна в конце 1940-х годов, ставилась на сцене берлинского театра Брехта и во многих других театрах Советского Союза и Германской Демократической Республики (ГДР).

В газетном отзыве на спектакль в березниковском театре «Губернатор провинции» назван «первой и очень удачной режиссерской работой С.В. Сачкова в нашем театре» [7], отмечена игра артистов – Е. Тарасова, Б. Барескова, Н.И. Грикар, Калегина, А.И. Спарского, И. Караваева, Е.Г. Иванова, Г.Г. Шамгунова, Стафеева, Т.А. Нелидовой.

В феврале 1948 года в Березники приехала бригада областного радиокомитета, её коллектив готовил передачу по радио «Новости недели». Работники областного радиокомитета записали выступления стахановцев об опыте их работы, выступление директора Азотно-тукового завода. Кроме того, на аудиопленку были записаны выступления коллектива артистов драмтеатра, отрывки из спектаклей «Оптимистическая трагедия» и «Губернатор провинции», а также выступление джаз-оркестра театра [8].

24 февраля 1948 года состоялась премьера спектакля «О друзьях-товарищах» - лирическая комедия по пьесе В. Масс и М. Червинского. Режиссером постановки стал К.Д. Егоров. В целом, несмотря на определённые недочеты в актерской игре, зрители восприняли постановку как удачную. В спектакле была хорошо подобрано музыкальное (Е.Я. Альбрандт) и художественное (художник В. Расторопов) оформление [9].

В 1948 году в Советском Союзе развернулась активная «борьба с формализмом» в искусстве. Начало этой борьбе было положено еще в 1947 году после выхода Постановлений ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая жизнь», о репертуаре драмтеатров, о журналах «Звезда» и «Ленинград». А 10 февраля 1948 года вышло Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». Творческий коллектив березниковского драмтеатра выступил с поддержкой линии партии, о чем было сообщено в статье «Искусство должно быть народным», опубликованной в газете «Березниковский рабочий». В статье была подвергнута критике и деятельность городского театра. Так, режиссер В. Демерт критически высказывался о репертуаре театра: «Театр наш оторван от зрителя, и я считаю, что виной тому неудачно подобранный репертуар. Мы не проводим зрительские конференции, которые бы нас сблизили с народом, вскрыли перед нами наши недостатки. Мы должны ориентироваться на запросы зрителя» [10]. На собрании поднимались вопросы повышения политической грамотности творческого состава театра («чтобы не отставать от требований, предъявляемых театру, нужно повседневно следить за жизнью»), критически оценивалось освещение работы театра городской газетой («городская газета поверхностно освещает работу театра, нет глубокого анализа и указаний на недостатки») [10]. В конце статьи автором выражалась уверенность, что подобные обсуждения и здоровая критика «поможет значительно улучшить работу театра» [10].

В начале марта 1948 года было принято специальное Постановление №537 Совета Министров СССР «О сокращении государственной дотации театрам и мерах по улучшению их финансовой деятельности». В этом постановлении говорилось, что «иждивенческая дотационная практика получила широкое распространение и стала тормозить развитие театров, мешать их творческому росту». Поэтому в целях ликвидации «иждивенческой практики» в работе театров Совет Министров постановил прекратить бюджетное финансирование «театров союзного, республиканского и местного подчинения», переведя их на «полную самоокупаемость». Постановление правительства, безусловно, касалось и березниковского театра, но в городской газете не обнаружилось какого-либо ответного слова на это событие. Вероятно, руководство театра и актерский коллектив весь март пытались найти способы продолжения существования и развития театра. «Принятие указанного Постановления привело к тому, что в стране около четверти театров (99) закрылось менее чем за два года: в 1947 г. в РСФСР работал 421 театр, к концу 1948 г. их осталось 369, а к концу 1949 г. — 322. Таким образом, сокращение дотации, лишение государственной поддержки, привело к массовому закрытию театров» [11].

В марте состоялась лишь одна премьера. Это была драматическая постановка «Человек с того света» по пьесе В. Дыховичного и Н. Слободского.

Зато в апреле 1948 года зрители увидели сразу три новых спектакля – драма «Побег» (премьера 3 апреля, режиссер Н. Грикар), классическая комедия «Последняя жертва» (премьера 8 апреля, режиссер А. Влодов) и комедия К. Гольдони «Забавный случай» (премьера 28 апреля, режиссер К. Егоров). Комедия «Последняя жертва» была поставлена к 125-летнему юбилею А.Н. Островского. 8 апреля 1948 года перед премьерным показом спектакля лектор городского лекционного бюро Метелева выступила перед зрителями с лекцией «Великий русский писатель-драматург А.Н. Островский». Об этом событии рассказано в небольшой заметке в газете «Березниковский рабочий», автор которой в конце отметил, что «собравшиеся с большим интересом прослушали лекцию» [12]. Публичных отзывов на эти постановки в газете «Березниковский рабочий» не обнаружено.

Завершали театральный сезон 1947 – 1948 гг. три майские премьеры – музыкальная комедия «Раскинулось море широко» по пьесе В. Вишневского, инсценировка А. Прокофьева по роману Э.Л. Войнич «Овод» (режиссер А. Влодов, художник Д. Кулыгин) и водевиль В. Катаева «День отдыха» (режиссер К.Д. Егоров).

31 мая 1948 года на страницах газеты «Березниковский рабочий» руководство и коллектив театра выступил с творческим отчетом за сезон, подготовив материал к предстоящей конференции зрителей Березниковского драматического театра [13].

Завершив творческий сезон, в июле 1948 года творческий коллектив отправился на гастроли. На гастролях театр осуществил еще одну постановку – спектакль «Жили три товарища», по пьесе А. Успенского «Жили три друга», который был показан жителям окрестных городов и районов области [14].

Творческий сезон 1947 – 1948 гг. оказался сложным для руководства и коллектива молодого березниковского театра: необходимо было сохранить театр в новых непростых условиях самоокупаемости. Апрель и май прошли в напряженной работе. Вместо одного (максимум двух) премьер в месяц в апреле-мае состоялось по три премьерных спектакля, что, вероятно, сказывалось на качестве спектаклей. Однако прямого подтверждения этому не обнаружено. Можно сделать только косвенные выводы, приняв во внимание полное отсутствие отзывов на премьерные спектакли театра в апреле-мае в городской газете.

Всего за сезон 1947 – 1948 гг. березниковским драматическим театром было осуществлено 18 премьерных постановок. Для сравнения: за предыдущий театральный сезон 1946 – 1947 гг. состоялось 9 премьер.



Творческий сезон 1948-1949 гг.

Перед началом театрального сезона 1948 – 1949 гг. был обновлен состав актеров и сменился главный режиссер. В труппу приглашены актриса и режиссер, заслуженная артистка Казахской ССР О.Д. Шатрова, актрисы Молотовского театра драмы Хренникова и Васильева, актрисы Богданова, Мартова, Мохова. Значительно пополнился мужской состав актерами Кулебякиным, Ганюшкиным. В березниковскую труппу приглашен актер Шуров – выпускник Свердловского театрального института и актер Свердловского и Молотовского драмтеатров. Из прошлогоднего состава артистов остались Н. Конакова, Е. Тарасов, Е. Иванов, С. Акимихин и режиссер К. Егоров. Кроме актеров в театр приглашены главный художник В.И. Векшина и заведующие техническими цехами. Новым художественным руководителем Березниковского драматического театра стал заслуженный артист Казахской ССР Анатолий Андреевич Резинин. Выступая перед открытием творческого сезона в городской газете, Анатолий Андреевич отметил недостаточную помощь театру от горисполкома и городских организаций в деле обеспечения вновь прибывших актеров квартирами [15].

Открытие зимнего театрального сезона 1948 – 1949 гг. состоялось 19 сентября премьерой «Глубокие корни» по пьесе Гоу и Д’Юссо, режиссер – А. Резинин. В отзыве на постановку отмечалась большая продуманная работа над спектаклем всего коллектива и художественного руководителя в отдельности, удачно подобранный состав актеров. Особо отмечалась игра артистов Богдановой, Швец, Шурова [16].

19 сентября 1948 года после продолжительной болезни, в возрасте 43 лет скончался директор и актер драматического театра Н.И. Грикар. В городской газете появился некролог, посвященный этому печальному для театра событию [17]. Новым директором театра был назначен Рутман.

В сентябре состоялись еще две премьеры – спектакль «Жили три друга» по пьесе А. Успенского (премьера 26 сентября) и комедия К. Исаева и А. Галича «Вас вызывает Таймыр» (режиссер К. Егоров, премьера 28 сентября). По сентябрьским постановкам в городской газете зрительского отклика не обнаружилось. Позднее в марте, выступая на страницах газеты «Березниковский рабочий», в статье «Высоко держать знамя советского патриотизма в искусстве» художественный руководитель А. Резинин назовет спектакль «Вас вызывает Таймыр» низкоидейной бессодержательной пьесой и ошибкой березниковского театра [23].

Октябрь принес березниковским зрителям три премьерных постановки. Это драма А. Островского «Светит, да не греет» (режиссер О. Шатрова, премьера 5 октября), спектакль «Младшая сестра» по пьесе И. Назарова (режиссер Н. Шуров, премьера 23 октября) и семейная драма по пьесе О. де Бальзака «Мачеха» (премьера 28 октября). Судя по отзывам в газете «Березниковский рабочий», бывшей в то время единственной городской газетой, зрители остались довольны октябрьскими премьерами.

27 октября 1948 года свой 50-летний юбилей отмечал один из ведущих театров страны – Московский художественный академический театр им. Горького (МХАТ). В фойе березниковского театра была организована выставка, посвященная МХАТу, руководитель театра А.А. Резинин выступил перед спектаклем «Светит, да не греет» с докладом о деятельности знаменитого театра [18].

В ноябре проходил городской этап смотра способностей молодых артистов. Зрителям и областной комиссии были показаны три спектакля, в которых представлялась игра молодых артистов березниковского городского театра – И. Васильевой (спектакль «Глубокие корни»), Петухова, З. Моховой и Ивановой (спектакль «Младшая сестра») и Ивановой (спектакль «Светит, да не греет»). Смотр прошел хорошо и позволил руководству театра и художественному руководителю театра А. Резинину создать планы по дальнейшему систематическому театральному обучению молодежи. Резюмируя, автор статьи делает вывод, что «работа с молодыми актерами в нашем театре ведется большая» [19].

В связи со смотром, коллектив театра подготовил в ноябре только один премьерный спектакль – комедию А.Н. Островского «Не всё коту масленица» (режиссер К. Егоров, премьера 27 ноября). Артисты и режиссер К. Егоров сумели сделать спектакль интересным и веселым: «До конца последнего акта в зале витал смех, звонкие аплодисменты зрителей не раз прерывали игру артистов» [20].

В дни школьных каникул специально для детей был поставлена сказка «Снежная королева» по пьесе Е. Шварца по мотивам произведения Г.-Х. Андерсена (режиссер Д. Швец, премьера 30 декабря). Коллектив театра впервые обратился к жанру сказки и предстал в совершенно новом для себя амплуа. Несмотря на то, что спектакль был подготовлен к показу в максимально короткие сроки – за 20 дней – он оказался замечательным новогодним подарком березниковским детям [21]. В дальнейшем готовить сказочное новогоднее представление для детей станет хорошей традицией березниковского театра.

За 1948 год коллектив городского драматического театра сыграл 360 спектаклей (т.е. практически каждый день года шел спектакль), в их числе 86 выездных, поставленных в клубах предприятий, в цехах заводов, в соседних городах. На спектаклях городского театра побывало за год 85 тысяч зрителей [22].

В начале 1949 года театр представил зрителю две комедии – «Хозяйка гостиницы» по пьесе К. Гольдони и «Сады цветут» по пьесе советских драматургов В. Масс и В. Куличенко.

В феврале на сцене театра состоялась только одна премьера – спектакль по пьесе А. Горького «Мещане» (режиссер – К. Бережной, премьера 5 февраля). К сожалению, городская газета не откликнулась на постановку и позднее в марте, в статье «Высоко держать знамя советского патриотизма в искусстве» артисты театра упрекнули в этом редакцию [23]. Забегая вперед отметим, что в дальнейшем редакция городской газеты будет стараться размещать отзывы на спектакли в предельно короткие сроки и в целом увеличит количество информации о театре на своих страницах в 1949 году.

Март отмечен двумя интересными премьерами: режиссером К.Т. Бережным был поставлен спектакль «Сестры» по пьесе Д. Слепян и в постановке А.А. Резинина вышел спектакль «Последние рубежи» по пьесе Ю. Чепурина. Оба спектакля получили хорошие отзывы в газете «Березниковский рабочий».

С целью объяснения значения театра в жизни советского человека и привлечения в театр зрителей, 27 марта в городской газете на первой полосе вышла статья «Наш театр». Содержание этой публикации дает нам возможность оценить степень политической идеологизации театральной деятельности в 1948 – 1949 гг. в Березниках. Безымянный автор статьи писал: «Наши дальнейшие успехи на пути к коммунизму всё больше и больше будут определяться коммунистической сознательностью трудящихся. Театр, поднимающий и раскрывающий в художественных образах актуальные темы, является важным средством коммунистического воспитания масс. Недооценивать воспитательное значение театра могут только люди ограниченные, недалекие, политически близорукие» [24].

В первомайские праздники, 2 мая, состоялась премьера спектакля «Счастье» по одноименной пьесе советского драматурга П. Павленко. Пьеса была написана по одноименному роману в 1948 году и поставлена в 250 театрах страны. За роман «Счастье» П.А. Павленко получил Сталинскую премию первой степени. В газете «Березниковский рабочий» вышло три (!) статьи, посвященных это постановке. Преимущественно отзывы были положительными.

В мае коллектив театра принял участие во Всероссийском смотре советских спектаклей. На суд комиссии были представлены три спектакля – «Последние рубежи», «В одном городе» и «Счастье». Положительную оценку комиссии смотра получили два из них – «В одном городе» и «Счастье». Эти спектакли будут показаны на втором туре смотра, который пройдет в июне в г. Молотов (Пермь).

29 мая на страницах городской газеты «Березниковский рабочий» коллектив театра «отчитывался перед зрителем». Своими чувствами, оценками относительно прошедшего театрального сезона и творческими планами на будущее поделились главный режиссер театра А.А. Резинин, а также режиссер К. Бережной и артист Д. Швец.

Стоит привести некоторые из критических замечаний, сделанных в статье. А. Резинин: «Однако должен отметить, что, несмотря на плодотворную творческую работу коллектива, на постановку высококачественных советских и классических произведений на сцене нашего театра, должной помощи от общественных и профсоюзных организаций города, любви к своему театру, заботы о нем мы еще не видим. Пока город, его строители, его общественные организации по-настоящему не почувствуют ответственности за свой театр, не помогут коллективу в организации зрителя, до тех пор театр не сможет творчески развернуться в полную силу своих возможностей.

Наша газета немало уделяла внимания театру. Однако театральная критика в ней стоит на невысоком уровне. Рецензии на постановки нашего театра, в большинстве своём не профессиональны. Они не дают глубокого обсуждения недостатков и положительных сторон в работе над спектаклем. Артисты, режиссеры, художники хотят от критиков услышать серьезный, обоснованный разбор спектакля и игры отдельных исполнителей, а не первого и единственного впечатления, полученного от просмотра спектакля» [25].

К. Бережной: «В будущем мне хочется большего общения со зрителями. Хочется работать над современной пьесой и создать спектакль «большого полотна» и большого, яркого идейного звучания, чтобы по терминологии МХАТа, гармонично слить три правды – социальную, психологическую и художественную» [25].

Д. Швец: «Меня очень волнует и огорчает, что спектакли в нашем городе проходят очень небольшое количество раз. Образ у актера начинает расти на 15 – 20-м спектакле. Зритель у нас хороший и отзывчивый и в новом театральном сезоне хотелось бы видеть наших дорогих зрителей у себя чаще и в значительно большем количестве» [25].

Творческий сезон 1948-1949 гг. завершился 29 мая премьерной постановкой классической пьесы «Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского.

1 июня в драмтеатре состоялась конференция зрителей, посвященная закрытию театрального сезона. С докладом об итогах работы коллектива выступил главный режиссер, художественный руководитель театра А.А. Резинин, в прениях выступили директор школы №1 В.А. Занин, инженер азотно-тукового завода Протасова, заведующий отделом пропаганды и агитации горкома ВКП(б) Тупицин, инженер Севуралтяжстроя Грицан, секретарь партбюро анилино-красочного завода Довгий и другие.

4 июня на страницах городской газеты вышел небольшой отчет о конференции [26].

В июне за плодотворную работу в прошедшем театральном сезоне группа работников молотовских театров и театров области была награждена Почетными грамотами исполкома Молотовского облсовета. В числе награжденных были артисты Березниковского драматического театра А.А. Резинин, О.Д. Шатрова, К.Т. Бережной, М.М. Волковичев, Н.Г. Шуров, Д.Г. Швец, Г.П. Ганюшкин, В.Г. Кулебякин, художник В.В. Расторопов, заведующая костюмерным цехом Казанкина, а также директор театра Рутман [27][28].

После завершения творческого сезона коллектив театра отправился на гастроли. В июне 11 новых спектаклей березниковского театра увидели жители Кунгура [29]. В июле – августе наш театр гастролировал в Молотове (Пермь). Пермяки тепло встречали артистов, которые дали несколько целевых спектаклей для рабочих Молотовских предприятий и строителей Камской ГЭС. Всего на спектаклях театра побывало тогда порядка 10 тысяч пермяков [30].

В 1949 году труппу березниковского театра покинула заслуженная артистка МаССР Нина Александровна Конакова. Она уехала в Дзержинск Горьковской области и быстро стала одной из любимых актрис у дзержинских зрителей. В Дзержинском драматическом театре Н. Конакова проработала до выхода на пенсию в 1980 году.

В целом, творческий сезон 1948-1949 гг. можно назвать удачным. Репертуар театра пополнили 16 новых спектаклей в основном современных советских авторов. Коллектив смог адаптироваться к непростым условиям самофинансирования, политики «борьбы с формализмом» и продолжил свое развитие. Гастроли в Молотове (Перми) стали серьезным экзаменом для творческого коллектива театра. Театр был отмечен благодарностью на областном уровне.


1. Открытие театрального сезона//Березниковский рабочий, 12 октября 1947 г., №202

2. В драматическом театре//Березниковский рабочий, 12 ноября 1947 г., №225

3. Егорова О. Оптимистическая трагедия//Березниковский рабочий, 14 ноября 1947 г., №226

4. Егорова О. Русский вопрос//Березниковский рабочий, 21 ноября 1947 г., №230

5. 2 тысячи зрителей//Березниковский рабочий, 14 декабря 1947 г., №246

6. Влодов А. Наши творческие планы//Березниковский рабочий, 1 января 1948 г., №1

7. Приезжев Б. Губернатор провинции//Березниковский рабочий, 13 февраля 1948 г., №30

8. Запись выступлений по радио//Березниковский рабочий, 15 февраля 1948 г., №32

9. О друзьях-товарищах//Березниковский рабочий, 27 февраля 1948 г., №40

10. Искусство должно быть народным//Березниковский рабочий, 28 февраля 1948 г., №41

11. Музычук В.Ю. Театры в зеркале статистики: факты вместо мифов//Обсерватория культуры. 2019. Т. 16, № 4. С. 362—373.

12. Интересная лекция//Березниковский рабочий, 11 апреля 1948 г., №72

13. творческий отчет//Березниковский рабочий, 31 мая 1948 г., №106

14. Новый спектакль драмтеатра//Березниковский рабочий, 11 августа 1948 г., №157

15. Перед новым театральным сезоном//Березниковский рабочий, 14 сентября 1948 г., №181

16. Фотинич Е. Глубокие корни//Березниковский рабочий, 24 сентября 1948 г., №188

17. Грикар Н.И. (некролог)// Березниковский рабочий, 21 сентября 1948 г., №186

18. К 50-летию МХАТа//Березниковский рабочий, 20 октября 1948 г., №207

19. Егорова О. Смотр молодых//Березниковский рабочий, 26 ноября 1948 г., №232

20. Егорова О. Не всё коту масляница//Березниковский рабочий, 1 декабря 1948 г., №236

21. Егорова О. Снежная королева//Березниковский рабочий, 15 января 1949 г., №10

22. 360 спектаклей//Березниковский рабочий, 12 января 1949 г., №8

23. Высоко держать знамя советского патриотизма в искусстве//Березниковский рабочий, 22 марта 1949 г., №56

24. Наш театр//Березниковский рабочий, 27 марта 1949 г., №60

25. Артисты отчитываются перед зрителями//Березниковский рабочий, 29 мая 1949 г., №104

26. Конференция зрителей в драмтеатре//Березниковский рабочий, 4 июня 1949 г., №108

27. Награждение театральных работников//Березниковский рабочий, 17 июня 1949 г., №117

28. Драмтеатр вернулся с гастролей//Березниковский рабочий, 12 августа 1949 г., №157

29. Спектакли Березниковского драмтеатра//Березниковский рабочий, 14 июня 1949 г., №115

30. Наш театр в Молотове//Березниковский рабочий, 5 августа 1949 г., №152

Работает на: Amiro CMS