История Березниковского драматического театра 1945 – 1965 гг.

Творческий сезон 1945-1946 гг.

В годы Великой Отечественной войны многие актеры березниковского театра ушли на фронт, оставшиеся влились в труппу Коми – Пермяцкого окружного театра. На березниковской сцене в 1942 – 1944 годы работал эвакуированный Ленинградский Театр Юного Зрителя, его артисты два с половиной года выходили на сцену Дворца культуры имени Ленина, каждый вечер, давая спектакли.

После отъезда летом 1944 года Ленинградского ТЮЗа березниковцам приходилось довольствоваться гастролями заезжих артистов и выступлениями самодеятельных актеров. С гастролями в этот период в Березники приезжали Первый Московский областной драмтеатр, Молотовский театр музкомедии, республиканский ансамбль песни и пляски Удмуртской АССР, Московский ансамбль оперетты и эстрады и др.

Вновь открыл свои двери драматический театр в декабре 1945 года. В ноябре 1945 года в газете «Березниковский рабочий» появилась небольшая статья «К открытию Березниковского драмтеатра». В ней сообщалось, что художественный руководитель театра В.Троянский и артисты готовят к премьере две пьесы: «Памятные встречи» А.Утевского и «Где-то в Москве» В.Масс и М.Червинского. Сообщалось, что в главной роли в спектакле «Памятные встречи» выступит заслуженная артистка республики Н. Конакова [1]. Нина Александровна Конакова, актриса Марийского государственного театра, приехала в Березники по месту службы мужа. Художественным руководителем театра стал В.М. Троянский.

15 декабря 1946 года спектаклем «Памятные встречи» открылся первый послевоенный театральный сезон в Березниковском драматическом театре. Пьеса «Памятные встречи» (в другом варианте «Опасность безопасности»), была в то время на пике современности и в 1945–1950 годах шла в более чем ста театрах СССР и Болгарии. В березниковской городской газете появилась, посвящённая этому событию, небольшая заметка, в которой говорилось: «Памятные встречи» - пьеса о людях великой Отечественной войны, прошедших сквозь огонь испытаний, своей борьбой обеспечивших победу над врагом» [2].

Березниковские зрители с интересом встретили первую послевоенную постановку театра. В появившейся вслед за премьерой газетной статье отмечалась кропотливая работа режиссера В.Троянского, простота и убедительность сценических декораций художника А.Пегушина. Автором статьи отмечалась игра актеров А.Рудакова, В.Лукичева, А.Сотникова, Луккер, Гордиенко, Скрябиной, Н.Конаковой. Заканчивалась заметка словами благодарности коллективу театра от лица зрителей за глубокую, интересную, идейно-выдержанную постановку [3]. Вероятно, такой положительный отзыв воодушевил коллектив театра и способствовал их дальнейшему творческому развитию. После 19 декабря было дано еще несколько спектаклей «Памятные встречи» и «Где-то в Москве», вплоть до 29 декабря 1945 года.

В начале февраля 1946 года состоялся премьерный показ спектакля «Так и будет». Режиссером постановки являлся В.М.Троянский, художником – А.С.Пегушин. Пьеса К.Симонова «Так и будет» была написана в 1944 году и повествует о событиях, происходивших в последнем периоде Второй мировой войны. Драматург сумел тонко уловить настроение людей, которые в конце войны уже думают о мирной жизни. С одной стороны драма – с другой – имущественный конфликт, а точнее, «квартирный вопрос», как основа интриги на все времена.

В газетном отзыве на постановку, появившемся 20 февраля, И.Уральский вскользь упоминает о «ряде недостатков спектакля», но в целом дает положительную оценку и постановщику спектакля («сумел вдохнуть в него искру настоящей симоновской лирики»), и актерской игре. В статье были отмечены актеры В.Троянский, В.Лукичев, Е.Конопинский, Н.Конакова [4].

Сезон 1945 – 1946 гг. был насыщенным по репертуару для березниковского театра. Всего было поставлено девять спектаклей: «Памятные встречи», «Где-то в Москве», «Так и будет», «Без вины виноватые», «Вы этого не забудете» («Он пришел»), «Кому подчиняется время», «Окно в лесу», «Обыкновенный человек» и «Егор Булычов». Планировалось, что в июне зрители еще увидят пьесу лауреата Сталинской премии Леонида Леонова «Нашествие», однако ее постановка не состоялась. За этот первый послевоенный сезон артистами театра было дано 120 спектаклей и концертов, которые посетило 36 тысяч зрителей [5].

В конце театрального сезона художественный руководитель театра В.М.Троянский подвел итоги и отметил, что высокую оценку зрителей получили спектакли «Где-то в Москве», «Так и будет», «Вы этого не забудете» («Он пришел»), «Окно в лесу». В следующем театральном сезоне В.М.Троянский планировал пополнить творческий коллектив, приступить к постановке «пьес большого полотна», включить в репертуар театра комедии и исправить пробел, связанный с отсутствием культурного обслуживания рабочих непосредственно на заводах [6].

Кроме спектаклей артисты березниковского театра готовили концертные программы к праздничным датам. Так, были проведены совместные концерты с теаджазом Соликамскстроя НКВД [7], концерты на избирательных участках [8], концерт-водевиль «Солдат-чародей» и концерты-балы [9]. К годовщине Победы 22 работника театра, в том числе актеры С.Акимихин, А.А.Рудаков, Вашунина, К.А.Егоров, Альтбах, Низяев, А.П.Кадмина, были награждены медалями «За Победу над Германией» [10].

После закрытия театрального сезона на два летних месяца актеры отправились на гастроли в Чердынь, Красновишерск и Соликамск. В Красновишерске было показано 36 спектаклей в помещении, и 6 спектаклей и 5 выездных для пригородных колхозов и лесоучастков [11].

В помещении Дворца культуры в летний период выступали гастролирующие коллективы и артисты (Оперный ансамбль Молотовской государственной филармонии, Коми-пермяцкий ансамбль песни и пляски).

14 августа 1946 года вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», а 25 августа 1946 года появилось Постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» [12]. Все эти события отразились на деятельности и березниковского драматического театра. Художественному руководителю В.М.Троянскому и актерам необходимо было пересмотреть свои репертуарные планы на новый театральный сезон с учетом новых требований.


Творческий сезон 1946-1947 гг.


Коллектив драматического театра в новом сезоне 1946-1947 гг. принял в работу требования августовского Постановления ЦК ВКП(б). Накануне открытия нового театрального сезона режиссер В.Троянский выступил в газете «Березниковский рабочий», рассказал о планах театра на предстоящий творческий год. Планировалось, что театр представит березниковскому зрителю в новом сезоне девять новых спектаклей («Любовь Яровая» К.Тренева, «Старые друзья» Л.Малюгина, «За тех, кто в море» Б.Лавренева, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Островского, «Снежная королева» Е.Шварца – до наступления Нового года и «Собака на сене» Л.де Вега, «Далеко от Сталинграда» А.Сурова, «В степях Украины» А.Корнейчука, «Невольницы» А.Островского – в первой половине 1947 года), а также оставит из прошлого сезона три спектакля – «Егор Булычов и другие» М.Горького, «Обыкновенный человек» Л.Леонова и «Без вины виноватые» А.Островского. В постановках прошлого сезона предполагалось обновить актерский состав. Кроме того, художественный руководитель В.Троянский сообщил березниковцам, что труппа театра значительно пополнена новыми силами: приглашены: режиссер М.Пясецкий, актеры Глазков, Миленкович, Гускин, Волковичев, Рогов, Никольский, Емельянов, актрисы Журавлева, Мартягина, Морозова, Шибаева, художники Морозов и Симонов, а также художник-бутафор Бажигеев [13].

Новый сезон открывался пьесой К.Тренева «Любовь Яровая» в постановке художественного руководителя В.М.Троянского. Постановка, очевидно, не была удачной, поскольку в газете не нашлось зрительского отклика на этот спектакль. Косвенно о не совсем успешной постановке упоминается в небольшой заметке «Моя работа над ролями» актера М.Глазкова, которая вышла в первый день нового 1947 года: «Поступив в состав труппы драмтеатра я включился в его работу и начал с роли Шванди в пьесе Лауреата Сталинской премии Тренева «Любовь Яровая». Неполадки, связанные с началом сезона, не дали возможности сделать эту роль настолько хорошо, как мне бы этого хотелось» [14].

В ноябре 1946 года в газете «Березниковский рабочий» появилась статья, в которой критиковалась творческая работа березниковского драмтеатра в сезоне 1945-1946 гг [15]. Были оценены как провальные такие постановки театра, как «Окно в лесу» и «Кому подчиняется время». В качестве крупного недостатка называлось привлечение к работе слабых и неопытных актеров, недостаточное внимание художественному оформлению спектаклей. В статье неизвестный автор указывал художественному руководителю и актерам театра на необходимость большей связи с жизнью и большей самокритики в работе театра.

В начале декабря 1946 года березниковские зрители увидели следующую премьеру сезона – спектакль «Старые друзья» по пьесе Л.Малюгина. Написанная в 1945 году пьеса «Старые друзья», стала дебютом Леонида Малюгина как драматурга. Она ставилась в сотнях театров нашей страны. В 1945 году пьеса была поставлена режиссером А.М.Лобановым в Московском академическом драматическом театре имени М.Н.Ермоловой, играли ее и за рубежом. За это произведение драматург был удостоен высокого звания лауреата второй степени Сталинской премии по литературе в 1946 году. Спустя два дня после премьеры в Березниках, в газете «Березниковский рабочий» появилась статья «Удачный спектакль», в которой отмечались профессиональные успехи участников постановки. В частности, автор статьи Б.Приезжев отмечал хорошую игру актеров М.Глазкова, А.Рудакова, артисток А.Войлошниковой и Н.Конаковой, а также высоко оценил огромную работу режиссера спектакля К.Д.Егорова [16].

Уже через неделю 10 декабря 1946 года – снова премьера. Теперь художественный руководитель березниковского театра В.Троянский предлагает зрителю встретиться с классическим произведением – пьесой А.Островского «Не было ни гроша, и вдруг алтын». В статье «Торжество денег» Б.Приезжев достаточно сдержанно оценивает постановку: не всегда артисты хорошо справляются с ролью, не совсем удачная концовка спектакля [17].

Артисты театра давали спектакли не только на сцене Дворца имени Ленина, но и в рабочих клубах – в поселке Чкалово, в Ленвенском клубе, клубе содового завода, клубе строителей и др.

Высокая степень идеологизированности советского театра требовала от актеров быть не только артистами на сцене, но и вести активную просветительскую и общественную деятельность. Актер М.Глазков достаточно ясно выразил главную профессиональную задачу актера в своей статье «Моя работа над ролями»: «…я помогу нашим зрителям в их работе по выполнению великого сталинского пятилетнего плана» [18].

В середине января 1947 года зрителей ждала премьера – спектакль «За тех, кто в море» в постановке режиссера В.М.Троянского. Пьеса Б.Лавренева появилась в 1945 году и была достаточно популярна у режиссеров не только театра, но и кино: в 1947 году А.Файнциммером по мотивам пьесы был снят одноименный фильм. В небольшой статье в газете «Березниковский рабочий» постановка березниковского театра была отмечена как цельная и правдивая [19]. Симпатию зрителей вызвала игра актеров В.Троянского, Никольского, Виттер, Емельянова, Рогова, М.Глазкова создавших яркие образы офицеров советской армии. Запомнились и яркие женские образы, созданные актрисами А.Кадминой и М.Мартягиной.

В феврале 1947 года на сцене березниковского драматического театра была «Весна в Москве» - спектакль по пьесе советского драматурга В.Гусева. Автор определил жанр как пьеса в стихах или лирическая комедия. Веселая, жизнерадостная постановка режиссера В.Емельянова вызывает у березниковцев одобрение. Но отмечаются и недостатки – длинные антракты, неподготовленность сцены, неважное освещение и другие мелкие неувязки [20].

Весь март 1947 года коллектив театра вместе с режиссером-постановщиком В.Демерт работал над постановкой пьесы Лопе де Веги «Собака на сене». Подготовка спектакля потребовала богатых сценических декораций. По просьбе дирекции театра к их изготовлению привлекли модельщиков ремонтно-механического цеха азотно-тукового завода. В результате сотрудничества мастеров АТЗ и художника театра Морозова были изготовлены из фанеры и тёса прекрасные декорации с причудливой художественной резьбой, которые использовались без перестановки все 6 картин спектакля [21]. Премьера спектакля состоялась 26 марта 1947 года. Березниковские зрители высоко оценили творческую работу участников постановки – режиссера, художника, актерский состав – и, судя по отзывам, считали спектакль большой удачей коллектива драмтеатра [22].

Апрель 1947 года был отмечен ожидаемой премьерой спектакля «Профессор Полежаев», поставленного режиссером В.М.Троянским по пьесе Леонида Рахманова «Беспокойная старость». Герой пьесы Л.Рахманова «Беспокойная старость» — профессор Полежаев, прообразом которого послужил великий русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев. Эта современная пьеса о лучших представителях старой русской интеллигенции, принявших Октябрьскую революцию и активно включившихся в строительство новой жизни, была написана еще в 1936 году как сценарий к художественному фильму «Депутат Балтики». Как пьеса она ставилась большинством советских театров, как в довоенный, так и в послевоенный период. За рубежом пьесу «Беспокойная старость» ставили Веймарский, Дрезденский театры, Национальный театр в Праге, Народный театр в Софии и др.

Но главным событием апреля стало участие коллектива березниковского драматического театра во втором туре Всероссийского смотра театральной молодежи. В первом туре театр показал отборочной комиссии смотра спектакль «Старые друзья» и занял первое место среди театральных коллективов Молотовской области. 20 апреля 1947 года в Березники приехала высокая комиссия Всесоюзного комитета по делам искусств для просмотра спектаклей и сцен отдельных исполнителей театров области. На сцене березниковского Дворца культуры имени Ленина выступали молодые артисты из Кизеловского, Лысьвенского, Кудымкарского и Чусовского театра [23]. Для показа на втором туре смотра коллектив городского театра выбрал три постановки – «Старые друзья», «Егор Булычов и другие» и «Собака на сене». Директор березниковского театра Н.Мартемьяк высоко оценивал творческие возможности театра и молодых актеров: «Вообще у нас молодежи созданы условия для творческого роста. В основном репертуаре театра почти по всех спектаклях молодые актеры занимают ведущие ответственные роли. Многие из них давно получили среди березниковских зрителей заслуженное признание своего мастерства. Это в первую очередь, участники смотра А.Рудаков, М.Глазков, Е.Конопинский и др. И в будущем мы никогда не собираемся задвигать молодых исполнителей на задний план» [24].

Вероятно, на третий тур смотра, который проходил в Москве, театр не прошел.

В конце мая 1947 года состоялась последняя в этом творческом сезоне премьера театра – спектакль «Молодая гвардия» по роману А.Фадеева в инсценировке Г.Гракова. Режиссерами-постановщиками спектакля стали К.Д.Егоров и В.М.Троянский. В зрительском отзыве была дана удовлетворительная оценка спектаклю и указано на технические недоработки, не связанные с режиссурой. Автор статьи – С.Федоров – выражал надежду на то, что «коллектив театра «разыграется», отшлифует все детали, углубит понимание ролей – и тогда спектакль станет выразительнее» [25].

Новые требования к репертуару театров, заявленные правительством и партией в августе 1946 года существенно повлияли на работу театра в зимнем сезоне 1946 – 1947 гг. После августовского постановления «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» театр изменил свою репертуарную линию, увеличив количество «идеологически выдержанных» советских пьес, таких как «Любовь Яровая», «Старые друзья», «За тех, кто в море», «Беспокойная старость», «Молодая гвардия». Всего в театральном сезоне 1946-1947 гг. из девяти премьер 7 спектаклей было поставлено по пьесам советских драматургов, один спектакль («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского) по произведению русской классики и одна постановка («Собака на сене» Л.де Вега) по пьесе зарубежного классика. В театральном сезоне 1946 – 1947 гг. было сыграно 4 комедии и 5 драматических пьес. Не были реализованы запланированные художественным руководителем постановки: «Далеко от Сталинграда» А.Сурова, «В степях Украины» А.Корнейчука, «Невольницы» А.Островского.




1. К открытию Березниковского драмтеатра//Березниковский рабочий, 20 ноября 1945 г.,№176

2. Открытие драматического театра//Березниковский рабочий, 15 декабря 1945 г., №193

3. Памятные встречи//Березниковский рабочий, 19 декабря 1945 г., №197

4. Пьеса о русских людях//Березниковский рабочий, 20 февраля 1946 г., №36

5. До новой встречи, друзья!// Березниковский рабочий, 14 июня 1946 г., №115

6. До новой встречи, друзья!// Березниковский рабочий, 14 июня 1946 г., №115

7. Хороший концерт//Березниковский рабочий, 16 января 1946 г., №12

8. Концертные бригады на избирательных участках//Березниковский рабочий, 10 февраля 1946 г.,№29

9. В театре//Березниковский рабочий, 28 апреля 1946 г., №84

10. В театре//Березниковский рабочий, 11 мая 1946, №91

11. Собянин И. От души благодарим вас за творческий труд//Березниковский рабочий, 11 августа 1946 г.,№157

12. Улучшение репертуара театров//Березниковский рабочий, 20 сентября 1946 г.,№184

13. К открытию зимнего сезона Березниковского драмтеатра//Березниковский рабочий, 27 октября 1946 г., №211

14. Глазков М. Моя работа над ролями//Березниковский рабочий, 1 января 1947 г., №1

15. За высокую идейность в работе театра//Березниковский рабочий, 20 ноября 1946 г.,№227

16. Приезжев Б. Удачный спектакль//Березниковский рабочий, 5 декабря 1946 г., №237

17. Приезжев Б. Торжество денег//Березниковский рабочий, 14 декабря 1946 г., №243

18. Глазков М.Г. Моя работа над ролями//Березниковский рабочий, 1 января 1947 г., №1

19. Приезжев Б. За тех, кто в море//Березниковский рабочий, 18 января 1947 г., №13

20. Приезжев Б. Весна в Москве// Березниковский рабочий, 18 февраля 1947 г., №35

21. Модельщики завода – для театра//Березниковский рабочий, 23 марта 1947 г., №59

22. Приезжев Б. Собака на сене//Березниковский рабочий, 30 марта 1947 г., №64

23. К Всероссийскому смотру театральной молодежи//Березниковский рабочий, 11 апреля 1947 г., №72

24. Мартемьяк Н. Молодежь нашего театра и ее рост//Березниковский рабочий, 19 апреля 1947 г., №78

25. Федоров С. Спектакль о героях Краснодона//Березниковский рабочий, 4 июня 1947 г., №109


Работает на: Amiro CMS