На главную Обратная связь Гостевая книга

  •   Научно-исследовательская работа
  •   Гостевая книга
  •   Карта сайта
  •   Каталоги выставок серии "Смотреть всем!"
  •   Мемориал
  • Версия для слабовидящих

    А был ли подвиг? (легенды и реальность последнего боя бронепоезда № 2)

    Через пять лет наша страна будет отмечать печальный юбилей- 100 лет начала гражданской войны. Войны, которая навсегда расколола наше общество на непримиримые стороны. До сих пор ни современная историческая наука, ни сегодняшняя власть не имеют чёткой позиции в определении роли и объективной оценки тех сложных потрясений. И возможно, корни многочисленных политических и экономических проблем, которые будоражили и, к сожалению, продолжают затрагивать всех нас, ведут своё начало из той, казалось бы, такой далёкой эпохи. В нашем городе есть памятник, который посвящён одному из событий этой действительно страшной и братоубийственной войны. Располагается он на привокзальной площади.

    Бронепоезд №2 и его командаБронепоезд №2

    Место боя 2008 г.Памятник у вокзала


    Это творение известного в городе скульптора Г. П. Контарева вызывает неподдельный интерес и, в некоторой степени, восхищение. Композиция памятника составлена из соединённых блоков, на которых рельефно изображены мужественные фигуры сражающихся солдат и матросов, а также высечен текст в высоко-возвышенном стиле прославляющий павших и сумевших выжить «борцов за народное счастье» - команду теперь уже легендарного бронепоезда № 2. Открытие этого памятника состоялось в 1978 году и было приурочено к очередному юбилею березниковской комсомольской организации.

    Дело в том, что команда бронепоезда состояла, в основном, из лёнвинских и усольских рабочих, многие из которых действительно являлись на тот момент молодыми коммунистами. Командиром был назначен балтийский матрос, уроженец Усолья, Иван Деменев.

    Возникает вопрос: а что геройского совершил экипаж, чтобы быть удостоенным памятника, поставленного, правда, через 60 лет после описанных ниже событий. Да, в принципе, ничего особенного. Суть «подвига» состояла в том что 1 декабря 1918 года бронепоезд попал в засаду, организованную «белыми» в районе ж.д станции Кын, сошёл с пути. Но бойцы бронепоезда предпочли сдаче в плен оборону, забаррикадировавшись в составе, в течение дня, немного постреляли, а затем под покровом темноты смогли прорвать окружение и уйти через лес к своим. Вот, собственно и весь «подвиг»…

    Не нужно забывать, что декабрь 1918 г. это период в советской истории Урала именуемый, не иначе как, «Пермская катастрофа». Именно тогда войска Сибирской армии адмирала А. В. Колчака, стремительно развивая наступление, наголову разгромили части 3 Красной Армии Восточного фронта, и практически без потерь заняли Пермь. Впоследствии, правительственная комиссия во главе с И. В. Сталиным, выясняла причины поражения Красной Армии и сдачи Перми. В период правления «отца народов» никто в наших краях и не вспоминал о боях бронепоезда, ведь тогда его разгром мог быть приравнен не к подвигу, а совсем наоборот - к вредительству и даже измене.

    С середины 50-х годов у нас, как грибы после дождя, стали появляться воспоминания доживших до той поры бойцов бронепоезда о том, последнем бое. Кстати, примерно в то же время вышел указ правительства о персональных пенсиях участникам и героям гражданской войны. А в 1971 году вышла книга известного в городе журналиста В. Михайлюка « Сражение за мечту», где он в одной из глав, мягко говоря, лукавит, создавая, безусловно, красивый, но мало чего имеющий с реальными событиями, миф о последнем бое бронепоезда.

    В его произведении бой выглядел следующим образом: горстка красных бойцов (команда из 84 чел. - прим. автора) заметила (!!!) ловушку белых, заняла оборону, и мужественно, истекая кровью, вела весь день бой, стреляя из 16(!!!) пулемётов и двух трёхдюймовых пушек (!!!). Ночью, когда боезапас (трёхдневный-авт.) закончился, было принято решение взорвать состав и прорываться к своим. Что и было выполнено. В описании этого боя, как говориться, Остапа ( а, точнее, В . Михайлюка) понесло: здесь и цепи белогвардейцев(в его версии сражения их было аж две тысячи!!-авт.) слепо идущих с горы на пулемёты (!!!!) и, соответственно, сотни (!!!!) белогвардейских трупов, и бои с применением белыми десятков (!!!) гранат… Завершается рассказ цитированием приказа № 503 за подписью командующего 3 армией Восточного фронта Р. И. Берзина (того самого, что сдал белым Пермь) о геройском подвиге бойцов, положивших жизни на алтарь революции. Ну, прям сюжет для голливудского боевика.

    Однако исторические факты, подкреплённые архивными документами, показывают картину боя немного в другом свете. В отсутствии командира Ивана Деменева, командовал бронепоездом балтийский моряк Иван Шерстобитов. Крушение бронепоезда произошло 1 декабря 1918 года. Красные увидели разобранное полотно. Командир бронепоезда Шерстобитов дал приказ машине задний ход, а машинист дал полный вперед и выскочил из паровоза. Этот факт описан в воспоминаниях выживших бойцов. Налицо явная несогласованность действий, а проще, сказать, элементарная паника. Экипаж бронепоезда решил защищаться, т.к. располагал достаточным комплектом артиллерийских снарядов, имея около 1 млн. патронов и запас продовольствия на три дня, которые они умудрились израсходовать за несколько часов, во время боя с небольшой разведывательной группой белых.

    Разведчики открыли прицельный огонь, не давая команде выйти из бронепоезда. Экипаж был в безвыходном положении, т.к. не мог применять пулеметы из-за отвесной горы. На следующий день разведчики 8-го Бийского полка захватили бронепоезд, при попытке экипажа прорваться из окружения, при этом был смертельно ранен поручик Кулигин. И это была единственная потеря у белых. Только горстке красных бойцов удалось прорваться к своим. Вот такое вот соотношение потерь.

    Колчаковский генерал Пепеляев (тот, который успешно захватил Пермь-авт.) так отреагировал на захват бронепоезда: «2-го минувшего декабря в бою при д. Паленый Лог пешей командой разведчиков 8-го Бийского Сибирского стрелкового полка был взят броневик противника, причем руководитель этого захвата, начальник команды поручик Кулигин от полученных в бою ран скончался.

    В память погибшего смертью героя поручика Кулигина передаю этот броневик в собственность частей 2-й Сибирской стрелковой дивизии и приказываю наименовать его и сделать на нем надпись «Броневик имени начальника команды пешей разведки 8-го Бийского Сибирского стрелкового полка поручика Кулигина». Стоит лишь добавить что максимальный состав развед. команды- не более 10-15 человек!!!( Откуда же, спрашивается, взялись «сотни белогвардейских трупов»?). Да и вряд ли белые бы взяли на баланс своей армии взорванный бронепоезд…

    В заключении хотелось отметить, что автор данной статьи не ставил задачей уменьшить или умалить действительную личную храбрость бойцов, преданных своим идеям с той и другой стороны. Моя цель - лишь убрать мифы о той далёкой войне. Хочется верить, что с осознанием всего трагизма и нелепой жестокости тех лет наше общество придёт, наконец, к чёткой, беспристрастной оценке тех далёких событий и извлечёт необходимые уроки для недопущения новой гражданской войны. А памятник у вокзала станет символизировать уважение и скорбь павшим с обеих сторон. Ведь и у красных и у белых была своя правда, за которую они отдавали свои жизни.

    Вячеслав Швец – научный сотрудник БИХМ им И. Ф. Коновалова

    1 сентября

    Посетить виртуальный музей

    Оценить работу музея


    Анонс мероприятий


    Архив мероприятий



    События, публикации
    20.07.17 | 14:46:12

    12.05.17 | 12:43:09

    13.04.17 | 13:35:56

    Архив публикаций


    Коллекции музея

     
    Главная О музееСобытия, публикацииНовостиКонтактная информацияКарта сайтаУправление культуры г. Березники

    Управление культуры г. Березники



    © Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова
    618400 Пермский Край, г. Березники, пр. Ленина 43, (3424) 26-48-79, e-mail: bihmuseum@yandex.ru

    Создание сайта: "Интернет проекты"
    Работает на Amiro CMS - Free