Возвращение к зрителям

Эта картина долго ждала своей «премьеры» в Березниках. Она была написана почти пятьдесят лет назад, в 1961 году, к двадцатилетию скорбного дня начала Великой Отечественной войны 1941-45 годов. И, как утверждает художник-реставратор Пермской галереи Константин Суслов, по крайней мере, она трижды «одевалась» в раму. В первый раз, вероятно, самим автором. И дважды для выставочного показа.

Евгений Мальцев "Сын вернулся"

В Березниковском музее она появилась в июне 1962 года, когда художественную коллекцию пополнили семнадцать живописных произведений больших советских мастеров Папикяна, Почиталова, Невельштейна, Оссовского… Они были переданы Московским Художественным фондом Министерства Культуры РСФСР для представления картин известных живописцев в только что созданной при музее художественной галерее.

Любители изобразительного искусства видели большинство из присланных полотен. Но этот холст не показывали в Березниках никогда. На то были свои причины. Первая: картина для местного собрания была невероятных масштабов. Конечно, искусство знает форматы и поболее. Но для березниковской коллекции – масштаб уникальный: 2,05 х 4,50 метра. Вторая – картина «пришла» на бобине, двух с половиной метровом по высоте валике. Так легче было её доставить из столицы на Урал. И третья - она не имела ни рамы, ни подрамника. Для того, чтобы её показать зрителям, надо было изготовить и то, и другое. Но нужны были «грамотные» руки и немалые средства, чтобы пригласить специалистов. А, коль скоро, это всегда в дефиците, картина на полвека осела в хранении.

И, когда, наконец, её сняли с бобины, для контроля за состоянием красочного слоя, то музейщики сами были поражены замечательным качеством произведения, масштабностью замысла и воплощения его художником.

Картина «Сын вернулся», созданная ленинградским художником Евгением Мальцевым, заставляет вспомнить радость Великой Победы в Великой войне. Сюжет её, казалось бы, прост и ясен: семейство празднует возвращение фронтовика домой. Для каждой семьи событие это, - самое долгожданное и необыкновенно счастливое, - во время создания картины воспринималось ещё очень остро, как совсем недавнее прошлое.

Композиция полотна выразительна и красноречива. В горнице с низким потолком и русской печью, за праздничным столом собралось семейство и гости. Здесь двадцать три персонажа. Во главе застолья – отец, матушка у печи с блюдом в руках. Задорно, совсем по- молодому, пляшет пара почтенного возраста, под светом керосиновой лампы. Молодая пара секретничает в глубине горницы. Щёголь- музыкант играет на баяне, и с чувством несокрушимого достоинства слушает кокетливо склонившуюся над ним девушку в красном платке…

И всё же главный герой картины – сержант, красавец-фронтовик с боевыми наградами, солдат-победитель, образ которого полон молодой энергии и большой нравственной силы. К нему устремлён пристальный взгляд, в котором и сердечность, и неизжитая горечь перенесённого одиночества. Эти чувства в глазах молодой женщины, вероятно, жены героя, сидящей среди гостей, на другом конце стола. Две удручённые женские фигуры, стоящие как бы в стороне от веселья, похожие на бесплотные серые тени, вносят в картину драматическую ноту. Наверное, это вдовы. Из тех, кто не дождётся своих с фронта уже никогда.

Монументальность картине придаёт не только большой формат, но и строгий колорит: произведение родилось, когда набирал силу так называемый «суровый стиль», требовавший «большой», серьезной темы. При сдержанности колорита особым пафосом звучит алый цвет платьица дочери, сидящей на коленях героя – отца. Алый цвет «горит» на полотне подобно языкам пламени Вечного огня в память о принесённых жертвах.

Возвращение к зрителю незаурядного произведения, выполненного с поразительным мастерством, стало возможным в год празднования 65-летия Великой Победы, благодаря гранту ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», поддержавшего проект музея. Мастерами столярного дела в Перми был выполнен сложный подрамник, а реставратор Константин Суслов привёл картину в экспозиционный вид и произвёл монтаж холста. Так началась «новая жизнь» произведения большого советского художника Евгения Демьяновича Мальцева, народного художника России, академика, профессора художественного института имени И.Е.Репина, председателя Союза Художников Санкт-Петербурга, друга поэта Николая Рубцова. Березниковцы могут гордиться тем, что в местном собрании живописи есть картина мастера, чьи произведения являются достоянием Третьяковской галереи и Русского музея.

Лариса Коржавкина

Работает на: Amiro CMS