На главную Обратная связь Гостевая книга

  •   Научно-исследовательская работа
  •   Гостевая книга
  •   Карта сайта
  •   Каталоги выставок серии "Смотреть всем!"
  •   Мемориал
  • Версия для слабовидящих

    Прялка

    В избушке, распевая, дева
    Прядет, и, зимних друг ночей,
    Трещит лучинка перед ней
    А. С. Пушкин

    Коллекция этнографии Березниковского музея пополнилась ещё одной ручной прялкой, а принес её к нам в музей Огорельцев Олег Захарович в августе этого года. Из небольшой легенды известно, что прялка принадлежала его бабушке Огорельцевой Клавдии Антоновне, привезена из д. Зуевка Кировской области. Клавдия Антоновна - участница ВОВ, была в блокаде Ленинграда, дошла до Берлина. Её, к сожалению, нет в живых, а воспоминания внука о бабушке очень теплые: как она сидела за этой самой прялкой, терпеливо выкручивая нить, а потом вязала носочки для любимого внучка.

    Предположительно прялка относится к концу XIX – началу XX вв.

    Композиция росписи простая: на коричневом фоне по всей поверхности лопасти гирлянда из оранжево - желтых кругов, обрамленная разноцветными перьями, на обороте круг с черными и оранжевыми листьями, обрамленный желтыми перьями. Каждый элемент росписи имеет свой смысл, например круг – символ солнца, несколько кругов – солнце идет по небу, цветок в центре – цветущая и плодоносящая земля, точка - сфера и вращение.

    Ссылаясь на альбом-каталог «И львы, и птицы, и цветы… Народная домовая роспись коллекции Кировского областного краеведческого музея» 2011 г., по описанию мотивов на прялке можно предположить, что она относится к Урало-Сибирской стороне. Урало-сибирская роспись выполняется при помощи масляных красок.

    Ее отличие состоит в том, что роспись совершается без термической обработки, холодным способом. Основные мотивы росписи - цветы, ягоды, фрукты, виноград, травки и веточки. Реже используются фигуры птиц, животных и человека. Травки и веточки в композиции играют вспомогательную роль, объединяя мотивы в компактные букеты, и в то же время обогащая фон, внося разнообразие в композицию.

    Немного о технике прядения.

    Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, - установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала.

    1 сентября

    Посетить виртуальный музей

    Оценить работу музея


    Анонс мероприятий


    Архив мероприятий



    События, публикации
    22.11.17 | 08:20:30

    17.11.17 | 08:59:07

    23.10.17 | 15:33:13

    Архив публикаций


    Коллекции музея

     
    Главная О музееСобытия, публикацииНовостиКонтактная информацияКарта сайтаУправление культуры г. Березники

    Управление культуры г. Березники



    © Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова
    618400 Пермский Край, г. Березники, пр. Ленина 43, (3424) 26-48-79, e-mail: bihmuseum@yandex.ru

    Создание сайта: "Интернет проекты"
    Работает на Amiro CMS - Free