Сказки в красках

13.10.15

Что толку в книжке, – подумала Алиса
– если в ней нет ни картинок, ни разговоров?

Л.Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»

Если спросить любого человека – какую книжку он помнит из своего детства,- он назовет и книжку, и какие в ней были картинки. Любимая сказка предстает нам в образе любимых иллюстраций к ней. У многих пермяков дома на книжных полках хранится немало хороших пермских детских книг: сказки «Счастливые жемчужинки», «Мама, почитай­ка», «Сказочная азбука», «Капризка», сказки Андерсена…

Кто они – авторы самых любимых, красивых иллюстраций, которые остались в памяти с самого детства и нравятся нашим детям? Имена пермских иллюстраторов книг для взрослых и детей широко известны даже за пределами Прикамья. Среди них Маргарита Тарасова, Станислав Ковалев, Олег Коровин, Валерий Аверкиев, а также наша землячка Светлана Можаева. В своей статье, посвященной открытию выставки «Художники пермской книги», Татьяна Бушуева отмечала, что рисунки Светланы Можаевой – это сам смех, заключенный в четкие графические линии.

Просматривая вместе с художницей ее рисунки, и сегодня удивляешься легкости кисти, сочности красок и обаятельности книжных героев с ее иллюстраций. Один из самых известных и любимых героев писателя Владимира Воробьева остается Капризка. Этот маленький мальчик, нашептывая детям на ухо разные пакости, заставляет их капризничать, плакать и безобразничать.

Капризку обычно изображали малосимпатичным грязнулей. Светлана Петровна вспоминает, что ей захотелось изобразить этого отрицательного героя веселым и обаятельным. Она несколько раз иллюстрировала книгу В.Воробьева, и каждый раз новый Капризка радовал глаз юного читателя.

Рисовала Светлана с раннего детства. «У моего деда была очень большая библиотека. В то время, еще до революции, можно было любую книгу выписать, и ее привозили прямо в деревню. Такие тома у него были – будь здоров! Были книги по коневодству, скотоводству, строительству. И поля в этих книгах были широкие, белоснежные, вот на них я и начала рисовать, лошадей чаще всего да собак», - вспоминает Светлана Петровна.

После окончания школы на Висиме она начала работать на Пермском машиностроительном заводе имени В.И.Ленина. В то время все школьники после окончания школы должны были пойти на производство и отработать там год-два. И только после этого можно было учиться дальше. На завод ее взяли носить ящики с землей для восковых отливок. Но благодаря знакомому художнику она проработала там недолго и ушла художником в цех: писала лозунги, плакаты, объявления. Одновременно Светлана Петровна рисует карикатуры и шаржи для заводской газеты «Металлист».

Как-то раз на заводе была организована выставка, где были представлены и рисунки Светланы. Художник Анатолий Тумбасов, увидев их, был впечатлен талантом Можаевой. После выставки он сказал ей, что надо бросать завод и учиться. Эта мысль запала в голову молодой художницы, и когда она увидела объявление о наборе в молодежную редакцию, то, не раздумывая, пошла туда. На телевидении С. Можаева оформляет молодежные передачи, рисует заставки для спектаклей, а однажды решила «оживить» титры к одной из музыкальных передач. Получились танцующие буквы.

Заметив ее увлечение мультипликацией, студия направила художницу на месяц в командировку на Свердловскую киностудию. Первая же зарисовка молодого мультипликатора вдохновила руководство студии идеей создания собственных мультфильмов. Спустя год Светлана Можаева сделала на студии свой первый мультфильм – «Семь Я».

Так получилось, что именно с ее именем связывают рождение пермской мультипликации. Она создательница большинства рисованных мультфильмов: «Май-мастеровой», «Как кот Васька в третий класс перешел», «Самый уважаемый» и др.

Однако призванием художницы стала детская книга. Многолетнее сотрудничество связало Светлану Петровну с Пермским книжным издательством.

Это было одно из крупнейших в СССР книжных издательств, ежегодно выпускающее миллионы книг, большая часть которых была написана пермскими писателями. Самыми интересными и запоминающими стали работы иллюстраторов детских книг. Они работали в разной стилистике. Вместе с другими художниками Светланой Можаевой были созданы красочные фантастические образы с фольклорными игровыми моментами.

Ею оформлены книги многих известных пермских писателей:

  • Л. Кузьмина "Башмаки-простаки" (1964), "Капитан Коко и зелёное стёклышко" (1968) и "Четверо в тельняшках";
  • Л. Давыдычева "Друзья мои приятели" (1965);
  • сказки В. Воробьева;
  • "Сказки Прикамья" (1972);
  • Наиболее ярко ее талант проявился в работе над книгой Э. Распэ "Приключения барона Мюнхгаузена" (1976).

Несколько лет Светлана Петровна занималась оформлением детского альманаха «Оляпка», а с 2000 года исполняла обязанности художественного редактора пермского сборника.

Коллектив издательства был творческим и очень дружным. Не потеряны эти связи и сегодня. В силу разных причин, в том числе и семейных, Светлана Петровна сейчас не занимается творчеством, но самое лучшее место в ее доме отведено большому рабочему столу, стену в комнате украшает стеллаж с красками, а многочисленные кисти только ждут вдохновения художницы. И это обязательно произойдет, ведь талант не исчезает с возрастом, и он будет обязательно востребован.

В год литературы Светлана Петровна отметила прекрасный юбилей, и жители Березников могут гордиться, что местом рождения пермской художницы-иллюстратора стал наш город. Мы надеемся, что встреча больших и маленьких читателей с одним из создателей пермской детской книги произойдет в предстоящем году.

Нелли Игнатьева, экскурсовод музея «Алконост».

Светлана Можаева

Светлана Можаева


В.Воробъёв. Ёрш-рыба кунгурская (Десять сказочников)

В.Воробъёв. Ёрш-рыба кунгурская (Десять сказочников)


Капризка

Капризка


О чёрном аисте

О чёрном аисте


Сказки Прикамья

Сказки Прикамья

Работает на: Amiro CMS