Путешествие в лодке длиною в жизнь

16.01.15

В конце ноября 2014 года сотрудники музея «Алконост» побывали в творческой командировке в Литературном квартале г. Екатеринбурга.

Задумывая эту поездку в литературную мекку Урала, мы не могли не договориться о встрече с вдовой нашего замечательного поэта-земляка Алексея Леонидовича Решетова. Пять часов мы провели в доверительной беседе с Тамарой Павловной Катаевой, прикоснулись к его семейной иконе, полистали любимый сонник поэта, посмотрели сохранившуюся библиотеку и архивы, пили чай на его кухне. Время последнего дня командировки пролетело незаметно…

Эта хрупкая, но удивительно сильная женщина, уже более десяти лет хранит память о поэте и их нелёгкой любви.

Крупицы этих воспоминаний мы адресуем землякам и просто любителям поэзии.


О нашем известном поэте - земляке Алексее Решетове сказано и написано уже достаточно много, но каждая встреча с людьми, лично знавшими поэта, позволяет узнать новые неизвестные моменты из его жизни.

«Если вы во сне окажетесь победителем в состязаниях по скоростной гребле – это означает, что Ваша возлюбленная утратит интерес к Вашему сопернику. Став победителем Вы с легкостью будете завоевывать женские сердца, а Ваши дела сложатся самым благоприятным образом». «И наяву» - дописал в том своем соннике Алексей Решетов.

Как все тонкие натуры, поэт верил в сны и часто заглядывал в эту книгу. На одной из страниц его рукой написано четверостишие:

Еще не пели соловьи
А между мной и милой
Уже возник роман любви
С необычайной силой

У этого романа была непростая история, но со счастливым концом. Много раз пересекались жизненные пути Алексея Решетова и Тамары Катаевой, но порой непреодолимые обстоятельства не позволяли им быть вместе.

Они познакомились в нашем городе еще в 70-е годы. Это был общий круг знакомых поэтов, журналистов, музыкантов, общие интересы творческих людей. Из беседы с вдовой поэта Т.П.Катаевой о березниковском периоде жизни: «Я тогда еще молодая и красивая была в восторге от города Березники. Эрна Андреевна Тибелиус ( в тот период руководитель музучилища) как-то сказала, что вы с Алешей очень подходите…Она много рассказывала о нем, о его семье. Они сами голодали, но отдавали сахар своим друзьям. Он очень добрый был…человек «без кожи». При первой встрече «он поразил меня сразу: его длинное пальто, шапка, походка». Алексей впервые дарил ей книги. Но этим отношениям еще не суждено было развиться, Тамара Павловна уехала из города.

Затем был пермский период отношений поэта и его Музы. Вновь встретились они уже в Перми в 80-е годы в семье друга поэта Виктора Болотова. Из воспоминаний Т.П.Катаевой : «Он (Виктор) поразил меня шкиперской бородкой, небольшого роста, крепкий мужчина… а Вера (Болотова) возлежала на диване, как царица… Мы с ней подружились, она называла меня «шестикрылым Серафимом».

Решетов в этот период работал при областной писательской организации. Из воспоминаний Т.П.Катаевой: «В работе он был добросовестным, не зря его взяли литконсультом… Мы встречались в Союзе, много гуляли, он приходил ко мне на работу. Однажды мы путешествовали на лодке – это было незабываемо. Есть в черновиках стихи об этой поездке».

В книге «Алексей Решетов. Материалы к биографии» она писала: «А перед самым отъездом знаковым событием в той, пермской моей жизни было наше путешествие по “Камскому морю”…мы воспринимали все, что происходило тогда с нами, как подарок судьбы – неожиданный и удивительный. Пишу и потому, что мы тогда действительно могли вместе погибнуть». Двое людей в лодке, не умеющих грести, попали в грозу, а затем заблудились. В своих мемуарах она напишет: « Воспоминания о том путешествии помогали нам выдержать нашу общую жизненную неустроенность, спасали нас в трудные моменты». Впереди их вновь ждало расставание, тогда она думала навсегда.

Вновь они встретились после выздоровления отца Тамары Павловны. Из воспоминаний Т.П.Катаевой: « Алексей позвонил в Екатеринбург перед Новым годом и сказал, что звонит Владимир Ильич. Я подумала, что это Радкевич, а это шутил Алеша. Мы снова начали общаться. Папа очень полюбил Алешу и даже готов был переехать в Пермь».

Год они жили между городами в поездках и телефонных разговорах. Затем была регистрация брака, венчание и переезд в Екатеринбург. Никаких свадебных торжеств у молодых не было. Вечером зашел в гости В. Михайлюк с женой и они подарили на память кружки (одну до сих пор бережно хранит вдова поэта), а подруга племянницы Ольги подарила книгу «Образцовая Кухня» 1892 года издания (поэт успешно использовал ее по назначению).

В Екатеринбурге началась новая жизнь для поэта, вдали от родного города и друзей, но рядом с любимой женщиной. Из книги «Алексей Решетов. Материалы к биографии»: «Позже, в счастливое время, Алеша часто удивлялся нашей нелепо сложившейся жизни, тому, как два человека, родившиеся в столь далеких городах – Хабаровске и Свердловске – могли столкнуться в Березниках, разбежаться, чтобы опять встретиться, уже в Перми, снова расстаться и объединиться уже в Екатеринбурге».

Сегодня в екатеринбургской квартире поэта его вдова трепетно хранит его вещи, книги, архивы. Он незримо присутствует здесь и спустя 12 лет после смерти. Грустные, порой сбивчивые воспоминания Тамары Павловны об их непростом романе перемежаются веселыми зарисовками из прошлой жизни. Алексей умел рассмешить. Однажды они вместе ехали в трамвае и одна из пассажирок, увидев его руки, поинтересовалась, не пианист ли он. На что Решетов серьезно ответил, что он вор. Он мог украсить дерево фруктами, которые жена приготовила нести матери в больницу, а однажды на рынке незаметно взять редьку с прилавка, в память о лихих военных годах.

Однако самой счастливой порой их романа с поэтом Тамара Павловна считает те три дня, которые они провели в гостях у Сосниных в Перми, и их плавание на лодке. Они не могли расстаться навсегда. И спустя десятилетие Тамара Павловна подтверждает свои печатные строки: «Боль от того, что его сейчас нет, и любовь моя к нему не проходит, а, наоборот, становится все ощутимее. Все мои мысли и чувства, как и при его жизни, сосредотачиваются вокруг него, и словесному выражению они не поддаются».

Память о поэте не исчезает, потому что еще живы люди, знавшие его, молодые литераторы сверяют по нему свое творчество, не меркнет «решетовская строка».

Экскурсовод музея книжной культуры и литературной жизни Верхнекамья «Алконост» Н.

А. Игнатьева.


Работает на: Amiro CMS