Писатель - земляк

29.08.11

В июле в нашем городе побывал Леонид Южанинов - писатель -прозаик; в настоящее время живет в Воронежской области, а родился в Редикор Чердынского района.

«С самых первых шагов окружали меня ржаные поля - холмы, ромашковые луга и широкий простор тайги. Низкое северное небо, словно выстиранное непогодой, стлало на землю неяркий синий свет. В пятидесяти метрах от дома, вырвавшись из каменных объятий Урала, катила свои воды своенравная Вишера.

Зимою два цвета довлели над округой: белый от глубоких царственных снегов да зеленый от подступающего со всех сторон сказочно - дремучего леса. Старина времен Ермака витала над тесовыми крышами рубленых изб, в логах и тихих переулках родины»...

С такой любовью писатель рассказывает о своих родных местах.

Леонид Федорович продолжает: «Писать начал поздно. Первый свой рассказ, детский, отправил в журнал «Костер». К своему удивлению, ответ получил с рецензией известного писателя Сергея Довлатова. Он раскритиковал мое сочинение, но отметил хороший язык повествования. А в конце сделал следующее заключение - «все-таки рекомендую журналу обратить внимание на перспективного автора». Эта неожиданно высокая оценка, своеобразный аванс моему творчеству, окрылили меня и поддержали в самые трудные минуты литературных невзгод».

Интерес к прошлому старины заставила меня взяться за историю. В результате родились две повести: Цепи Романова» о суровых нравах во времена царствования Бориса Годунова и «Белая дорога» о Гражданской войне на восточном фронте и адмирале Колчаке.

Гражданскую войну 1918 - 1921 г.г. считаю трагедией русского народа, что и старался показать в романе « Хлеб и кровь».

Придерживаюсь классической манеры письма и не применяю литературные «выверты». То, что сейчас бульварно-криминальная литература всплыла наверх - дело временное; уверен, эта пена сойдет, и люди как прежде, будут пить чистую родниковую воду классики. Судьба никогда не баловала меня, жизнь общества знаю не понаслышке...»

>А. Репников, доктор исторических наук, отмечает — «У Южанинова — «соль», которая есть в эпических работах лучших советских писателей».

 

 Л. Южанинов "Цепи Романова"  Леонид Южанинов Избранные произведения  Леонид Южанинов "Северный этап"

Вчитаемся в некоторые эпизоды...

« ... Кто же были руководители Белового движения, «эти эксплуататоры, владеющие сотнями гектаров земли с тысячами подневольных крестьян фабриками и заводами», как трубила коммунистическая пропаганда? Кто эксплуататор? Он, адмирал Колчак - сын морского офицера, бескорыстно служивший Отечеству на фронтах и во льдах Арктики и ничего, кроме личных вещей в чемодане не имевший? генерал Деникин, фронтовик, живший на жалование за военную службу, отец которого в молодости был крепостным? Или генерал Алексеев — сын фельдфебеля? А может, генерал Корнилов - потомок сибирского казака; или генерал Болдырев - сын Пензенского крестьянина? ... Разве они эксплуататоры? Не было их в белом стане.

Зато они были в Красном. Троцкий - крупный херсонский землевладелец. Свердлов - сын владельца граверной мастерской и внук саратовского купца. Ленин - дворянин, до 1917 года нигде не служивший, не работавший. За счет кого он жил 47 лет до того, как стал Председателем Совнаркома и, наконец — то, начал зарабатывать свой кусок хлеба? Да за счет того же русского мужика, которого затем оплевал с ног до головы и обозвал лентяем ...

Хотя нет, сказать, что он нигде не работал, не совсем правильно; остались достаточно точные следы от крупных сумм, которые платный агент Германии Владимир Ульянов - Ленин получал из немецкой казны за подрывную деятельность против России. Глава германских вооруженных сил генерал Э. Людендор в интервью, опубликованном в воскресном выпуске «Фрайе прессе» 18 ноября 1917 года, откровенно признался: «Русская революция для Германии не случайная удача, а естественный результат Германской политики».

« ... А может, Адмирал, они победили потому, что ты вел честную борьбу, не хотел поступаться принципами, в то время как московские хамодержцы вообще никаких правил человеческой морали не признавали? Ты не хотел отдать ни пяди родной земли. Маннергейм предлагал тебе двинуть стотысячную финскую армию на красный Петроград в обмен на признание независимости Финляндии. Ты категорически отказался, а большевики — признали. Подобное предложение было и из Эстонии. Ты — отказал, большевики - признали.

Ты, имея огромный золотой запас, не считал вправе расходовать его, берег для будущей Единой Неделимой России и печатал бумажные деньги - «сибирки», ничем не подтвержденные. В это же время комиссары регулярно вывозили в Германию русское золото, драгоценности, погашали долг миллионов рублей, отпущенных кайзером на организацию большевистской революции.

Триста тысяч иностранцев воевали в рядах Красной Армии. Это в основном были бывшие военнопленные России и Австро-Венгрии: немцы, австрийцы, венгры, чехи, хорваты, а также китайцы, корейцы... «Черти» в кожаных куртках трудились по — дьявольски: зло и результативно.

Безусловно, их сатанинская идеология идти к цели, невзирая ни на что, по трупам и крови, не совместима с человеческой природой. Вся эта камарилья хитра и жестока. Но что есть, то есть: своего добиваться они могут».

« ... А Колчак о своем животе никогда не заботился, сражался во всех войнах, что выпали на долю его поколения, а они шли неотвратимой чередой Русско-Японская, Германская, гражданская. Вся жизнь прошла в разъездах, каютах кораблей, гостиницах, на временных квартирах. Не запятнал своей чести наживой или обогащением, жил на государственное жалование за службу».

А.В. Колчак считает: «Твердо уверен - борьба с большевизмом - святое дело. Люди, простые люди, рано или поздно поймут всю гибельность марксистского учения и Белая идея восторжествует. Я вел своих солдат на правильную битву, посылая на смерть, ранения, увечья. Но на то и война».

Любимая женщина Адмирала — Анна Васильевна Тимирева разделила судьбу А.В. Колчака. Адмирал принял смерть 7 февраля 1920 г., верная подруга провела жизнь на каторге...

Леонид Федорович исторические события описывает с максимальной точностью, его исследовательские работы связаны с изучением архивов. Это ли не подтверждает, что мысли писателя должны прочно войти в музейную педагогику, которая является приоритетным направлением работы музея книжной культуры и литературной жизни Верхнекамья. Книги Л.Ф. Южанинова можно увидеть в музее; прочитать в библиотеке №6, №10.

Алла Лихарева,
научный сотрудник
музея «Алконост».

Работает на: Amiro CMS