На главную Обратная связь Гостевая книга

  •   Научно-исследовательская работа
  •   Гостевая книга
  •   Карта сайта
  •   Каталоги выставок серии "Смотреть всем!"
  •   Мемориал
  •   Издания, каталоги музея
  • Версия для слабовидящих

    События, публикации


    « И старый флигель оживёт…  | В начало |  «НАШ ЧАЙКОВСКИЙ» »


    Фестиваль «Звоны России»

    06.08.10 08:02

    Август 2010. Усолье. Историко-архитектурный комплекс.

    Не в первый раз слышат усольчане и гости города Благовест – колокольный звон. В этом благодатном месте собираются истинные знатоки необыкновенного искусства – звонари, музыканты, радуя своим искусством всех! Это чудо природы и творение рук человека несравнимо ни с чем! Далеко разносится колокольный звон… В тихой местности, где мало шума, колокол слышен за десятки километров…

    Колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения нации, независимости и величия государства. Колокольный звон размерял время, призывал граждан на совет и битву, собирал в минуту скорби и в часы торжества. Поэтому сегодня для возрождения России, наряду с эффективной экономикой, нужен и «малиновый» звон колоколов…

    Если вернуться к самым азам – к истории, к житию колоколов, то окажется, что в начале этого жития был… простой полевой цветок…

    В IV веке от Рождества Христова Павлин Милостивый, потеряв единственного сына, оставил трон и принял священство. И вот однажды, проходя лугом, вдруг услышал, как «звонят» полевые цветы – колокольчики. Он приказал изготовить подобный колокольчик из металла, чтобы его звуком созывать верующих в Храм. Так колокола вошли в богослужение. Делали их в те времена из жести, оттого звук был негармоничным. Но с годами нашли совершенную форму и материал – бронзу.

    Впервые русские колокола появились в XI веке, на киевских церквях, затем – в Новгороде, Пскове, Полоцке. В России колоколов было множество, и звонов было не счесть, каждый давал свою мелодию, имел свое значение: постный, позывной, погребальный, встречный, проводной, будничный, праздничный, разгонный…
    Изучая колокольную музыку, звонари находили и свой музыкальный язык, отличимый от других. В звонах иногда даже угадывались слова! Посвящая в своё искусство начинающего, звонари усмехались: «Всего три веревочки, зато музыка любая!» Русские звонари звонят, ударяя в колокол «языком». Потому-то и стало возможным отливать колокола сказочной величины и веса.

    С XVI века колокола начинают неудержимо расти: в Москве был отлит колокол для Саввино-Сторожевского монастыря, что в Звенигороде, весом 2425 пудов, для Троице-Сергиевой Лавры – 3319 пудов. При царе Алексее Михайловиче московский мастер Данилов отлил колокол в 8000 пудов. И наконец, в 1735 году мастер Иван Маторин отлил Царь-Колокол – весом 12 000 пудов!

    Как же создавались такие богатырские колокола?

    Заготавливалась яма – место, где создавалась форма. Для формы выбиралась наилучшая глина. Выкладывали литейную печь. Подготовленный и семижды проверенный состав расплавляли в печи, одновременно прокаливая форму. Наконец, жидкую кипящую массу металла изливали в форму. Несколько суток она остывала, твердела. И вот рубится глиняная рубашка, миру является сверкающий чистой бронзой колокол! Наглядевшись на «новорожденного», ему привешивают на кожаных ремнях кованый «язык»…

    К колоколу относились как к одушевленному существу, давали им имена: «Сысой», «Полиелей», «Лебедь» и др.

    Могли казнить колокол!

    Известен такой факт:
    «В полдень 15 мая 1591 года на Царицыном дворе Угличского Кремля был обнаружен с ножом в горле царевич Димитрий. Соборный сторож Максим Кузнецов и священник Фетод Огурец, увидев убитого царевича, ударили в набат на колокольне. Сбежались горожане. Мать мальчика, царица-вдова Мария Нагая, гневно указала на людей из окружения Бориса Годунова. Всех их тут же перебили. Годунов безжалостно расправился с бунтарями: одних казнил, других отправил в Сибирь. Туда же, в Сибирь, сослали и колокол, набатным гулом своим созвавший угличан. Но перед ссылкой еще и «казнили» - сбросили с колокольни, вырвали «язык», отсекли «ухо» и дали 12 плетей – по числу убитых слуг Годунова.

    В 1593 году шестьдесят семей угличан и колокол прибыли в Тобольск. Здешний воевода внес колокол в опись прибывших как «первоссыльный, неодушевленный, из Углича». Его повесили на звонницу церкви Спаса на Торгу, окрестив «Угличский корноухий»…
    Прошло 250 лет и угличане вспомнили своего далекого опального «земляка». Обратились к Николаю I с прошением: вернуть колокол домой. Царь не возражал. Но Тобольские власти, не желая возвращать «ссыльного», ответили, что «Он» якобы расплавился при пожаре много лет назад, а у них лишь копия, отлитая после пожара. Дело заглохло…

    Прошло еще полвека. Угличане вновь обратились с просьбой к царю, уже к Александру III. Купец Соловьев истратил прорву денег, «смазывая» бюрократическую машину, и добился цели. 20 мая 1892 года в Углич прибыл пароход с «первоссыльным». С криками «Ура!» «Его» водрузили на особый пьедестал возле собора. Колокол стал местной святыней. Считали, что звоном своим «Он» исцеляет недуги…»

    То, что колокольный звон – целебный звон, подтверждает и группа исследователей под руководством российского ученого Фатея Яковлевича Шипунова, которая изучала воздействие на человека колокольного звона. Было установлено, что колокола работают как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, которая… разрушает болезнетворную среду. Колокольный звон способен обезвредить, в частности, вирусы гриппа, желтухи и другую инфекцию. Всего за несколько секунд гибнет тифозная палочка. Результаты исследований неоднократно освещались в научной печати, проводились международные конгрессы по колокольному звону.

    Исследования продолжаются…

    Современные физики (А.Ф. Охатрин и др.), изучив колокольный звон, пришли к выводу, что удары колокола возбуждают сверхлегкие частицы – микролептоны, которые окружают любой предмет. Генерирующие при этом микролептонные поля разрывают жесткие молекулярные связи и удаляют вредные изотопы, что ведет к омоложению организма. Для оздоровительного эффекта нужно слушать целебный звук колоколов хотя бы несколько минут в день. (На Руси был обычай во время эпидемий звонить в колокола.) Звон колоколов напоминает человеку о вечности и делает его соизмеримым с Космосом, то есть инициирует и духовную жизнь.
    В таком случае можно понять и то удивительное обстоятельство, что колокола включены в религиозную культуру не только христианских народов, но также древних египтян и греков, ассирийцев и китайцев, корейцев и японцев. Видимо, чуткие люди во все времена слышали этот предвечный Благовест, слышали моления колокольные.

    А ученые лаборатории микролептонных технологий Международной славянской академии еще и утверждают, что сверхлегкие частицы – микролептоны, распространяются вокруг колокола и отходят от него в виде колец. Микролептоны способны раскачивать молекулы воздуха – так возникает звук среди тишины. Если сделать снимок церкви во время служения, то будет видно чередование светлых колец… Кстати, пламя свечи также способно возбуждать микролептоны. Они располагаются вокруг пламени в виде колец, которые можно увидеть в полумраке невооруженным глазом.

    Когда-то в Москве было церквей – сорок сороков, а после революции их стало в несколько раз меньше. На уцелевших храмах почти не осталось колоколов. «Наши исследования позволяют утверждать, - говорит А.Ф. Охатрин, - что разрушение церквей и колоколов было страшным ударом для России, ведь колокольный звон не только радовал слух, но и очищал, оздоравливал тело и душу».

    Храмы необходимо возрождать!

    А колокола нынче снова льют и в Москве, и в Воронеже, и на Урале…

    Алла Лихарева
    Научный сотрудник музея
    книжной культуры Верхнекамья
    «Алконост» (БИХМ).





    « И старый флигель оживёт…  | В начало |  «НАШ ЧАЙКОВСКИЙ» »


    Версия для печати

    Мероприятия к 75-летию Победы

    «Музейный калейдоскоп»


    Анонс мероприятий


    Архив мероприятий



    События, публикации
    04.09.20 | 10:16:31

    17.07.20 | 11:26:53

    17.07.20 | 11:07:40

    Архив публикаций

    Главная О музееСобытия, публикацииНовостиКонтактная информацияКарта сайтаПоиск по сайту

    Управление культуры г. Березники



    © Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова
    618400 Пермский Край, г. Березники, пр. Ленина 43, (3424) 26-48-79, e-mail: bihmuseum@yandex.ru

    Создание сайта: "Интернет проекты"
    Работает на Amiro CMS - Free