Архив публикаций

29.11.21   Женский вопрос и его решение в 30-е годы на примере города Березники

Ст.науч. сотрудник МБУК БИХМ им. И.Ф. Коновалова
Белорукова Е.А.

В дореволюционной России женщины представляли собой наиболее консервативную часть общества, которая практически не была вовлечена в жизнь государства. Женщина занималась, в основном, детьми и домашним бытом, хотя образованию женщин уделялось большое внимание. Так, например, значительную роль в развитии женского образования сыграла Соликамская женская гимназия - старейшее на Урале педагогическое учебное заведение [Протасова, 2013,с. 206]. В конце XIX века гораздо меньше сведений сохранилось о школе для девочек в горном городе Дедюхино. Известно, что основал ее Е. А. Кармалин - это было одно из первых женских училищ на Урале. Известно, что его выпускницы славились рукоделием [Головчанский, 2014,с. 65].

В России женское движение в начале XX столетия только начинает формироваться. В частности, оно было актуальным у творческой интеллигенции: писатели и поэты активно поддерживали феминисток. Яркий пример - Екатерина Александровна Словцова–Камская, писательница Пермской губернии, она в 1860 г. написала статью «О женщине в семье и обществе». Труд Екатерины Александровны был опубликован спустя два десятилетия после её смерти. Публикацией произведения занимался Д.Д. Смышляев. Он отправил рукопись в редакцию «Исторического вестника» со следующим комментарием: «Замечательно, что статья эта была написана вскоре после того, как появились трактаты о женщине Милля и Прудона, так сильно затронувшие Екатерину Александровну». Смышляев подчёркивал, что Словцова–Камская - одна из первых женщин в русской печати, которая живо высказывалась по поводу женского вопроса. [Расторгуева,2014].

Подробности трудовой деятельности женщин в начале XX столетия малоизвестны, единственное, что можно здесь отметить, так это то, что женщинам не запрещался труд на вредных производствах и был он достаточно тяжелым. В Березниковском историко–художественном музее им. И.Ф. Коновалова хранится документ «Житье 2 братьев Петра и Алексея, близнецы – сиротки, как остались от родителя Петра Карповича Богомолова и что видели за свою жизнь 82 г., и что приобрели за свою жизнь, до 82 лет своей жизни Петр и Алексей». Открывается альбом «№1 картиной печальной» 1873 года: «Акилина Константиновна Богомолова овдовела, осталась после мужа Петра Карповича Богомолова. Овдовела в тридцать пять лет, с пятью детьми на руках, зарабатывала тем, что «с бабами соль в амбар подымала». Всего на Дедюхинском заводе соль носили 30 человек, и за смену одному работнику нужно было перетаскать 80 мешков по три пуда весом, поднять их вверх по двадцати ступенькам…Платили за эту работу 35 коп.в день. Пуд муки стоил 45 коп».

«Акилина Константиновна Богомолова работала на заводе 17 лет, не покладая рук своих, не раз и не два знобила руки и ноги, подымая ребят Петра и Алексея» [БИХМ. №118, альбом жизни Петра Петровича Богомолова]. Как мы видим из данного примера, женский труд активно применялся, в основном, в отраслях с низкой заработной платой и тяжелыми, порой не посильными для женщин условиями. Владельцы завода не стремились обеспечить благоприятные условия труда для женщин, что явно приводило к высокому числу заболеваний и истощению женского организма.

События 1920 - х годов ознаменовали начало новой эпохи гражданской активности, в том числе и повышения политической активности женщин, борьбы за равноправие: в Пермской губернии запись в добровольцы, например, вел Женский союз. В «Пермском вестнике временного правительства» от 19 июля 1917 года сообщалось: «Женщинъ, записавшихся въ женскомъ союзѣ доброволицами въ формируемый женскій добровольческій баталіонъ, Пермскій уѣздный воинскій начальникъ приглашаетъ явиться къ нему на сборный пунктъ (Соликамская, управленіе Воинскаго Начальника) для медицинскагоосвидѣтельствованіяихъ на предметъопредѣленія годности къ военной службѣвъ пятницу, 21 сего Поля, въ 9 часовъ утра, имѣя при себѣ документъ о личности». [Старкова, 2019,с.77]

Таким образом, социальные практики военной службы женщин, вместе с общественным процессом борьбы за равноправие, а также возникновением многочисленных женских союзов привели к постепенному уравнению мужчин и женщин.

В.И. Ленин и Н.К. Крупская тоже отводили большую роль женщине. О том, что Ленин считал женский вопрос наиболее острым, говорит его ранний проект партийной программы, где он основным пунктом определил правовое равенство между мужчиной и женщиной. Ленин В.И. отмечал важность того, что женщина должна работать на фабрике, так как именно производственная работа даст ей независимость от мужчины. В итоге В.И. Ленин отводил женщинам роль строителей социализма. По его мнению, только в этом случае можно говорить о свободе общества, и свобода женщины – его показатель. При работе с программой В.И. Ленин добивался введения декретного отпуска до и после родов с сохранением заработной платы, сооружения комнат – яслей на фабриках, сокращение рабочего дня для кормящих матерей, выплат пособий матерям, создания инспекции для надзора за выполнением всех этих норм. [Ахметова, Магсумов,2009,с.19]

«Пока женщина будет обременена домашним хозяйством в бытовом плане, она по-прежнему будет угнетенной», - утверждал Ленин. Конечно, на первом этапе он видел женщину в социальной сфере, особенно в образовании. Женщин он называл лучшими организаторами, борцами, агитаторами и главными строителями коммунизма.

Его соратница и жена Н. К. Крупская также немало уделяла внимания «женскому вопросу». По мнению Крупской, женщина–крестьянка занимала самое угнетенное положение в обществе. Положение женщины таково: она работает наравне с мужчинами, к тому же, возвращаясь домой, занимается домашним хозяйством и детьми. В итоге зарплата у нее в разы меньше мужской, из-за этого женщине приходится урезать себя в еде, что пагубно сказывается на ее здоровье. Это касается женщины–работницы. Но и в семье положение женщины–крестьянки тоже не завидное. Там женщина вообще бесправна, в общине она признается как имущество, на которое накладывается арест за долги при выдаче ее замуж, женщина может не знать, кто ее будущий муж, для нее это будет абсолютно незнакомый человек. Такое потребительское отношение к женщине как к рабочей силе привело к изменениям в самом её сознании. Н.К.Крупская полагает, что женщина смотрела на побои мужа, нескончаемую работу как на нечто привычное, обыденное. Этот пласт женщин был наиболее подвержен «крайнему шагу»: когда женщины от безвыходной ситуации уходили в дома терпимости. [Ахметова, Магсумов, 2019, с.19].

На территории Соликамского уезда на 1898 год не были зафиксированы дома терпимости, но преобладали проститутки–одиночки. В Соликамске на конец XIX столетия их было 14. К началу XX столетия численность женщин, которые состояли на учете в связи с занятием проституцией, практически свелась к нулю, но в уезде по-прежнему оставалось несколько девушек, занимающихся древней профессией. В маленьких заштатных городках, таких, как Дедюхино, девушек внесенных «в список», не было. Но, как показывает статистика, в крупных центрах, городах Пермь и Екатеринбург, таких домов терпимости было много, а миграционный состав девушек был широк, дамы уезжали с родных краев, осваивая крупный центр. [Кончаковская, 2020, с.68].

Многие женщины из деревень, сел и провинциальных городов обладали тяжелой ношей, поэтому старались покинуть «родные пенаты», дабы обрести жизнь лучшего уровня, к тому же в это время проходила эмансипация сексуальности. Занятие проституцией было оплачиваемой работой и являлось личным выбором женщины.

Еще один из способов заработка женщин к середине XX столетия – это возможность работать на стройке. При активном развитии промышленности требовалось большое количество рабочих. Именно тогда на Урал стали отправляться молодые девушки и юноши с разных уголков нашей необъятной Родины. Одним из таких уральских городов был город Березники, в 1932 году там заработал первый химический завод. Город начинал расти, а вместе с ним стали появляться и истории людей, которые его поднимали.

В 1930-х годах проектированием нового социалистического города занимались свердловские архитекторы («Свердлоблпроект»). Проектировщики приехали в Березники в 1937 году и устроили презентацию. [Пудовкина,1998, с.55].

Желающих посмотреть, как будет выглядеть город, было хоть отбавляй, среди них была молодая Клавдия Ивановна Усанина. В своих воспоминаниях так описывала она одну из встреч: «Будущее нашего края было у всех перед глазами. Помню одно открытое комсомольское собрание, состоявшееся в клубе строителей на Чуртане… Тема разговоров о будущем Березников всегда была самой волнующей. Она будила воображение. Об этом постоянно велись разговоры в каждой семьей, в кругу друзей – комсомольцев. Мы мысленно ходили по еще не существующим улицам, любовались белокаменными дворцами, бесконечными жилыми массивами, отдыхали в парках и скверах….».[Круч, 2008,с.21].

Конечно, людям хотелось как можно быстрее сделать эту мечту явью, и для этого они прилагали немало усилий. Особенный энтузиазм проявляли комсомольцы и молодежь, в числе которых были и женщины. Они сыграли значительную роль в становлении нашего города и развития химического производства.

Таким примером служит Клава Усанина – студентка Березниковского химического техникума, в будущем работник химического завода. [АГБ.Ф.33.Оп.№1].

Сохранилось еще одно воспоминание, Елены Васильевны Мингалевой, техника–лаборанта газогенераторного цеха: «Впервые годы освоения производства пришлось «жить под одной крышей» с английскими специалистами фирмы «Пауэр–газ». Это было два мира: сытые и самодовольные англичане и азартные, горячо преданные своему делу советские люди.

Каждую смену уборщица кипятила для англичан большущий, начищенный до зеркального блеска самовар. Англичане с достоинством усаживались за стол, раскладывали перед собой пышные, сдобные булки. Как правило, они обедали в одно время с нами. Разница была лишь в том, что мы в это время жевали черный хлеб, купленный по карточке. Трудно тогда жилось советскому рабочему. В день мы получали по карточкам 1 килограмм хлеба, а 400 грамм жиров полагалось на целый месяц. В общих магазинах прилавки были пусты. А в магазине «Инснаб», куда по специальным пропускам впускали только иностранцев, прилавки ломились под тяжестью различных товаров и продуктов».[Круч,2008, с.34].

Как говорит сама Елена Васильевна, англичане были щедры и любезны. Они частенько приглашали советских коллег на обед, делились изысками: «Но я не помню случая, чтобы кто-нибудь из наших «клюнул» на эту удочку. Мы считали унизительным угощаться....».[Круч,2008, с.34].

«Мы старались быть ближе, но лишь для того, чтобы больше узнать о производстве, разгадать секреты скупых инструкций. Англичане часто заговаривали с нами, надсмехались, называли коммунистами, критиковали, что мы вдоволь не имеем хлеба и масла, а женщины наши работают в цехах вредного производства» [Круч,2008, с.34].

В кратчайшее время женщине в 1930–х годах в нашем городе пришлось «повзрослеть»: стать самостоятельной внутренне и внешне, перестать бояться жизненных трудностей и смело идти к своей мечте. Здесь пропало деление на мужские и женские профессии – чтобы жить, слабый пол перестал быть таковым. Сильные женщины начали свой путь на заводах и мастерских, и тому примером служат сотни березниковских женщин. Тем самым можно понять, какой была доля наших женщин–передовиков, женщин из простого среднего класса. Взять, к примеру, стахановку Швареву Таисью Петровну, мельника алебастрового цеха Дедюхинского лесопильного завода. За 7 часовой рабочий день Шварева разламывала до 30 тонн камня и более, вместо 20 тонн по норме. [БИХМ, Газета «Ударник» №6, 8.01.1936, с.1]

Аппаратчица–стахановка Вера Зырянова писала: «Многие удивляются, как это я обслуживаю одновременно 950 аппаратов. Работу я начинаю за 35 минут до гудка. В это время я обхожу все аппараты и принимаю их от другой смены. После того, как смена мной принята, я иду в маршрут, на который трачу 45 минут. Еще 15 минут трачу на контроль. Таким образом, за 8 часов я делаю 9 маршрутов. На последний маршрут трачу 45 минут, так как в это время требуется более тщательно проверить аппараты, чтобы в полном порядке сдать смену. Сейчас работа аппаратчика загружена до предела, не заметишь, как смена пройдет. Работа моя определяется временем. Если я сумею правильно распределить время на обход, то считай, удачно справилась. Этого я и добиваюсь в своей производственной работе». [БИХМ, Газета «Ударник» №9 от 11.01.1936., с.2]

Или вот еще пример женщины–передовика, рьяно болеющей за свое производство, Мальцевой Валентины: «Вот уже несколько лет она работает трактористкой. Систематически перевыполняет норму, регулярно вспахивая от 3,5 до 4,5 га земли, вместо положенных 3,3 га». БИХМ Газета «Ударник» №1 от 01.01.1936., с.4]

Исходя из вышеперечисленных примеров, мы видим, что женщин первой половины 20–х годов XX столетия начинают массово привлекать к производственному труду и развитию социальной инфраструктуры. В статье 33 Конституции РСФСР от 1925 года женщина и мужчина имеют равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам и равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижение по работе, в общественно–политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей. [Конституция РСФСР, 1925] Все это стало для женщин новым, неожиданным, но, по всей вероятности, полезным опытом.

В годы первых пятилеток у нашего государства стояла острая задача – в короткие сроки создать передовую социалистическую индустрию. Именно поэтому в этот период времени активно на производстве использовали женский труд. Решение вопросов культурного, бытового плана отодвигалась на период лучших времен. И занимались этим вопросом жёны специалистов, как правило, женщины интеллигентные, деятельные, основная масса из них была домохозяйками, но обо всех производственных делах своих мужей были всегда в курсе. [Круч,2008,с.71]

Во второй половине 30–х годов в Березниках возросла роль жен инженерно–технических работников и рабочих стахановцев. Был создан комитет жен ИТР. Как пишет газета «Ударник» от 11 апреля 1936 года: «Члены комитета ИТР работают в секциях: коммунально–бытовой, клубной, санитарно–просветительной, школьной, дошкольной, общественного питания и т.д. Коммунально–бытовая секция прикрепила своих членов к баракам на руднике для приведения их в культурный вид. Организуется пошивка штор, приобретаются скатерти. Клубная секция сейчас приводит в порядок клубные комнаты. Также в клубе организован кружок красных сестер РОКК’а. Кружок организовала жена инженера Тихомирова». [Газета «Ударник» №84,от 11.04.1936,с.4]

Нужно заметить, что в городе на химическом производстве отсутствовали бытовые помещения, даже просто вымыть руки перед обедом и умыться было негде. Также дело обстояло и с питьевой водой. Слабо был решен вопрос с питанием работников, занятых на непрерывном производстве. В городе хлопот этого плана тоже хватало, в школьных и дошкольных учреждениях было необходимо организовать питание, необходимо было создавать уличные домовые комитеты, организовывать работу по благоустройству, бороться с неграмотностью населения, а также культурно просвещать его. Именно здесь инициатива женщин имела большой общественный резонанс и всеобщую поддержку. Об участии в этой работе вспоминает бывший начальник планового отдела Анна Семеновна Колпакова: «От большой и важной работы женсовета не были в стороне ни работающая молодежь, ни комсомольцы. Под руководством женсовета, мы, комсомольцы, получали самые разные, но конкретные поручения, которые выполняли безвозмездно и только в свободное от основной работы время. В те годы на стройку химкомбината в город приезжало много добровольцев разной национальности, среди которых было много татар, не знающих русского языка. Поэтому одной из задач женсовета стало научить людей понимать, говорить и читать на русском языке. Для этого путем опроса были созданы группы желающих изучать русский язык по национальному признаку во внерабочее время. Несмотря на тяжелые условия работы и жизни, желающих было много. Мне, как знающей немного татарский язык, поручили одну из таких групп». [Круч,2008,с.71]

Мероприятия, которые организовывали женсоветы, были направлены не только на улучшение условий труда на стройке, но и на стремление оказать максимально посильную помощь в быстрейшем ее завершении. Помимо этого, женсоветы пытались привлечь женщин из низов. В этом направлении проводилась самая активная и результативная работа. Десятки кружков по ликвидации неграмотности, по ведению домашнего хозяйства организовывались, где только возможно, вплоть до бараков.

Жена директора Соликамского калийного комбината, зав. образцовым детским садом пос. «Калиец» Цифринович Цива Марковна вспоминала о встрече с наркомом тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе: «Нашим мужьям – директорам и хозяйственникам, надо учиться у товарища Серго, как следует ставить и решать культурно–бытовые вопросы. Товарищ Серго сказал тогда моему мужу: «Почему бы вашей жене не заняться работой с детьми?». Много со мной говорила о важности этой работы и Зинаида Гавриловна Орджоникидзе. С этой поры у нас закипела общественная жизнь. В бытовой секции мы работаем с общежитиями и больницами, превращаем их в санатории. Немало делается и для культурного досуга рабочих. Особо нужно остановиться на работе с детьми. Мы не ограничиваемся только детскими садами и детскими домами. Мы уделяем много внимания воспитанию и бытовому устройству детей–колхозников. В течение зимы мы подготовили несколько педагогов для колхозов. В весеннюю кампанию открыли там детские площадки, детские комнаты для того, чтобы освободить женщин от домашних забот и дать им возможность работать в поле. Мы, конечно, еще не все сделали, но с этой трибуны я смело могу заверить наших руководителей в том, что мы с честью выполним возложенные на нас задачи».[Газета «Ударник» №114 от 18.05.1936, с.3]

Нужно отметить, что в Березниках эти женсоветы имели большой успех. Не зря, когда в Москве подводили итоги соревнований между женсоветами предприятий азотной промышленности, жены ИТР Березниковского химкомбината были отмечены премиями и ценными подарками. Имена этих женщин занесены в альбом почета жен-общественниц азотной промышленности. Во время этой поездки в Москву березниковских активисток приняла в своем рабочем кабинете Надежда Константиновна Крупская, занимавшая тогда пост заместителя Наркома просвещения. Как водится, в завершении встречи был сделан снимок на память. Эту фотографию участницы хранили, как ценную реликвию, а уж сама встреча с легендарной Надеждой Крупской была для этих женщин самой большой наградой и стимулом для дальнейшей работы. [Круч,2008,с.71]

Так, например, в газете «Ударник» за январь 1932 года 22 ударных бригады по проверке культбытовых условий рабочих химстроя обнаружили ряд проблем. Товарищ Рекуткина (без инициалов), входившая в состав бригады проверяющих, опубликовала статью, в которой описывает план работы: «В течение двух недель выделить в каждый барак из профактива тройки, которые должны отвечать за профработу и профвоспитание в бараках среди рабочих. До 5 января собрать совещание культбытовыхстроек. В течение первых 15 дней января превратить 2-3 барака в образцовые по профработе, культ.бытовой работе и гигиене. Уничтожить окончательно клопов и вшей, организовать красные уголки и кинопередвижки, ликвидировать неграмотность и малограмотность. Выделить из культфонда спец. средства на приобретение для каждого барака необходимых газет и журналов. Оборудовать в течение двух недель зимнюю площадку (каток, спортивный инвентарь и т.д.). В каждом бараке в течение января организовать физкульткружки, снабдив их необходимой литературой». [Газета «Ударник» №3, 1932,от 4.01.1932, с.2]

Для женщин проводилось множество курсов. 28 января при Горкоме ВКП (б) состоялось совещание активисток–домохозяек. В совещании приняло участие 51 человек женщин–активисток. Все они изъявили желание пройти курсы агитаторов. На курсах были прочитаны лекции: «СССР – страна победившего социализма», «Партия Ленина – Сталина - организатор и руководитель победы социализма в СССР», вопросы международного положения, задачи антирелигиозной пропаганды и многое другое. [ Газета «Ударник» №25 от 1.02.1938, с.2]

Такие женские бригады были актуальны в 30–х годах. Вот еще один пример: «Первые женские бригады на хлебозаводе в Чуртане встретили недовольство со стороны старых рабочих – мастеров, которые не хотели помогать бригадам. Дело доходило даже до вредительства, когда подкладывали в середину буханки, изготовленной женской бригадой, гвозди. Это сопротивление сейчас сломлено работой 3 ударных женских бригад, дающих блестящие результаты, выполняющих план задания до 115 процентов (бригада товарища Девятовых). Женские бригады хлебозавода показывали блестящие образцы работы и в последующее время. [Газета «Ударник» №6,от 7.01.1932,с.4]

Делегатки Пешковской коммуны им. Сталина заключили индивидуальные и междубригадные договоры по организационному укреплению колхоза, по лучшему уходу за скотом, за огородничеством, по полному выполнению 6 условий товарища Сталина.: «Мы объявляем себя сплошной ударной бригадой, обязуемся и вызываем делегаток В. Кондасского колхоза провести следующие мероприятия: во-первых, женщины стремились улучшить качество своей работы, во–вторых, заняться ликвидацией безграмотности работниц по агротехнике, в–третьих, всех делегаток вовлечь в политшколу и добровольные общества, в–четвертых, провести слет ударниц по обмену опытом». [Газета «Ударник» №17 от 20.04.1932, с.2]

Ячменева, Распутина, Трусова – примеры тех простых советских женщин города, которые пытались нормализовать свою жизнь и показать пример другим: «Но не все женщины могли себе позволить работу. Большинство из них до сих пор были обременены рутинными домашними заботами, у города не было возможности помочь женщине встать на ноги».

Много прений в 30–х годах было по поводу того, что женщин производства необходимо освобождать от домашней работы, чтобы они имели возможность выходить на заводы, так как в этом была потребность.

На третьей районной партийной конференции 17 января 1932 года проходили прения по докладу секретаря районного комитета партии товарища Шах–Гильдян. На утренней конференции выступала товарищ Шилоносова (без инициалов), которая сетовала на то, что большое количество денежных средств затрачивается на привлечение и привоз рабочей силы в город. Но практически отсутствует привлечение женщин на производство. На тот период времени женщин на производстве было мало. Для повышения и переквалификации женщин практически ничего не делается. Плохо работают делегатские собрания, на практической работе делегатки не используются в силу, от чего у них пропадает интерес. [Газета «Ударник» №16.от 19.01.1932.С.1]

Также о внедрении и распространении женского труда на производстве высказывалась и товарищ Липина (инициалы неизвестны). Она также говорила о том, что за последнее время стало актуальным привлекать женщин на производство. На территории Березниковского района работниц было недостаточно. В одном только Чуртане и Веретии мы имеем не меньше 5000 женщин, которых можно привлечь к работе на производстве. Но беда заключалась в том, что существовало мало бытовых учреждений, которые бы «развязали руки» для работы вне дома. Так возникло несколько задач: потребность в учреждениях и поднятии квалификации работниц. [Газета «Ударник» №16.от 19.01.1932.С.1]

Липина видела проблему внедрения женского труда на производство и в том, что большинство женщин оставалось малограмотным населением. К весне была поставлена цель - ликвидировать неграмотность женщин Березников. [Газета «Ударник» №16.от 19.01.1932.С.1]

Был ряд и других проблем, например, многие хозяйственники отказывались принимать женщин на работу: в отделе кадров Химстроя нередко писали множество резолюций на документах женщин, посылаемых нами на строительство, - и вся эта волокита тянется из–за нежелания принимать женщин. Особенно велика косность на лесозагатовках, между тем, мы имеем ряд фактов, когда женские бригады выполняют свои планы на лесозагатовках на 114 процентов, ярким примером является Романовский участок. [Газета «Ударник» №16.от 19.01.1932.С.1]

Отметив, что районная парторганизация за истекший период со времени второй райпартконференции выросла счет женщин на 209 человек и комсомольская организация на 1900 человек. Липина говорит, что результаты роста могут и должны быть гораздо лучше. Надо только развернуть работу делегатских собраний (их в районе 69, делегаток – 235). А также особое внимание необходимо уделить воспитанию принятых в партию женщин. Здесь не все благополучно, утверждает Липина. Это подтверждается тем, что на 1932 год Пленум ВКП(б) состоял на 90% из мужчин и 10 % женщин. Из молодых коммунисток в политучебу вовлечено минимальное количество женщин. Чтобы не допустить большего отсева, надо развернуть политучебу и усилить воспитательную работу. [Газета «Ударник» №16.от 19.01.1932.С.2]

Действительно, все женщины в начале 30–х малоактивны в политической жизни города. Отсюда Липина и видела проблему нехватки женских рук не только на производстве, но и в общественной жизни города. Для Березников в 30–е годы привлечение женщин на производство было актуальным, но в тоже время вызывало массу проблем, которые необходимо было решать в кратчайшие сроки.

Товарищ Котова в Ударнике №18 от 21.01.1932 года, поднимала вопрос о том, что она не раз просила местную городскую власть посодействовать в решении, облегчить домашний труд. Она не раз просила и выступала с предложениями о том, чтобы развернуть сеть детских учреждений. «А что мы имеем сейчас? Многие работницы, уходя на работу, запирают детей на замок на целый день, а яслей и детских садов у нас раз и обчелся. Что в этом отношении сделало РКИ, по моему слишком мало… Нашу семилетку пришлось расширить и разместить учеников в бывшую амбулаторию. Там же рядом за стенкой живут жильцы. Недавно мне пришлось слышать, как во время урока за стенкой до слуха ребят доносилась самая отборная ругань». [Газета «Ударник» №18.от 21.01.1932.С.1]

На основании источников мы делаем вывод, что сами женщины активно пытались попасть на производство и делали для этого все возможное. Но в условиях отсутствия самого элементарного, женщине было трудно, это сказывалось на здоровье как физическом, так и моральном.

23 декабря 1936 года Березники посетил нарком тяжелой промышленности товарищ Серго Орджоникидзе, тогда он встречался и провел беседы с большим количеством делегатов Березниковского химкомбината. По словам свидетелей, беседа носила теплый сердечный характер. Например, товарищ Жуланова, стахановка аммиачного цеха рассказала наркому о своих успехах: «На комбинат я пришла из деревни молоденькой девушкой, была совсем неграмотная, начала работать уборщицей. Сначала побаивалась, а потом сама стала просить, чтобы меня допустили работать на аппарате. Училась. Сдала техникум на «хорошо»». Жуланова подробно рассказала о производственных условиях работы цеха: «Я стала стахановкой после того, как узнала о работе людей страны из газет. Я стала настаивать о переводе с работы на двух агрегатах, на четыре. Вначале начальство с недоверием отнеслось к этому, но я настояла. При этом еще и доказала, что могу не только работать на четырех агрегатах, но и улучшить качество продукции». Товарищ Жуланова очень просила наркома построить в Березниках детские ясли: «Мы имеем Дворец культуры, кино, дом отдыха…А вот детских лагерей нет». [Газета «Ударник» №1.от 1.01.1936.С.1]

Именно с женщины должно начать меняться общество, так как она к этому более предрасположена. «Жить стали культурно, радостно», – это особенно подчеркнула в своем выступлении стахановка Вера Зырянова. Людмила Волкова, работница научно–технической лаборатории говорит о том, что «будучи любительницей музыки и участвуя в капелле калийщиков я обнаружила в себе многообещающие голосовые данные. Сейчас я разучиваю всевозможные ариозы и арии из классических музыкальных произведений. Хотя еще несколько месяцев назад мне казалось трудной песенка Бетховена «Сурок». Сейчас я овладеваю искусством пения для того, чтобы стать певицей. Это моя мечта». [Газета «Ударник» №1.от 1.01.1936.С.1]

Начиная с 1930–х годов, на территории Верхнекамья создается большое количество женских бригад. Но здесь по-прежнему оставалась острой проблемой отсутствие подготовленных кадров, способных возглавить на местах работу среди женщин. В связи с этим было редким явлением увидеть в 30-х женщину на высших должностях, их были единицы. Действенной формой организации женщин были делегатские собрания. Ежегодный рост числа делегаток по области, а также на территории города Березники свидетельствовал об успешности пропагандисткой деятельности советской власти. Но при этом существовала низкая посещаемость этих делегатских собраний. Получается, что вовлечение женщин в производственный процесс являлось одной из главных задач, которую ставили перед собой власти. Но и это можно было объяснить: государство было заинтересовано в этом, гражданская война и первая мировая внесли свои коррективы. Женщина была вынуждена совмещать семейные и производственные роли, поскольку государство лишало неработающих женщин тех прав, которые представлялись работницам.

В заключение нужно отметить, что между большевистскими идеями об эмансипации женщин и практикой их воплощения существовал значительный разрыв. С одной стороны, работницы освоили производственную технику, старались быть активными членами общества. А с другой, такие яркие личности нашего города, как Липина, Котова, Жуланова и другие женщины–передовики, неоднократно поднимали вопрос об отсутствии социально–бытовых условий работниц в городе. Это находит отражение в источнике, который подтверждает эти серьезные трудности и противоречия: «…А вот детских лагерей нет», «Многие работницы, уходя на работу, запирают детей на замок на целый день, а яслей и детских садов у нас раз и обчелся…», «большинство из них до сих пор были обременены рутинными домашними заботами, у города не было возможности помочь женщине встать на ноги».

Список источников:

  1. Альбом жизни Петра Петровича Богомолова/БИХМ. №118,

  2. МБУ «Архив города Березники». Ф.33.Оп.№1.1936 - 2013г. Ед.хр.337

  3. Конституция РСФСР, 1925//Г.5,Ст.33

  4. Комендант Аношкин ходит в барак по праздникам/ «Ударник» №3 от 4.01.1932.

  5. Женские бригады хлебозавода показывают блестящие образцы работы/ «Ударник» №6 от 7.01. 1932

  6. Прения по докладу секретаря районного комитета партии тов. Шах – Гильдян на 3-й партконференции/«Ударник» №16 от 19.01.1932.

  7. В – кондасцы принимайте вызов!/ «Ударник» №17 от 20.01.1932.

  8. Прения по отчету районной контрольной комиссии/ «Ударник» №18 от 21.01.1932.

  9. Беседа товарища Серго Орджоникидзе с делегацией Березниковского химкомбината/«Ударник» №1 от 01.01.1936.

  10. Моя любимая мечта/«Ударник» №1 от 01.01.1936.

  11. Березниковцы на приеме у товарища Чубаря/ «Ударник» №6, от 8.01.1936.

  12. Когда весело живется, работа спорится/ «Ударник» №9 от 11.01.1936.

  13. Комитет жен ИТР стахановцев/ «Ударник» №84,от 11.04.1936.

  14. Речь ЦифриновичЦивы Марковны/ «Ударник» №114 от 18.05.1936.

  15. Курсы агитаторов - домохозяек «Ударник» №25 от 1.02.1938.

Библиографический список:

  1. Ахметова М.Х.,Магсумов Т.А. «Женский вопрос» в идеях теоретиков большевизма: трансформация социальных отношений и ролевых позиций в контексте построения нового социального пространства.//Казанский социально – гуманитарный вестник. 2019.Вып.3(38).С.17-21.

  2. ГоловчанскийГ.П.ДедюхинXVII–XVIII вв.//ЧагинГ.Н.Города – заводы.П.:Книжный мир,2014.526 с.

  3. Кончаковская Н.Б.Проституция в городской повседневности Пермской губернии в конце XIX - начале XX века//Вестник Пермского университета.2020.Вып. 2(48).С.67-77.

  4. Круч В.Н.Гигант химии. Страницы истории БерезниковскогоОАО «Азот».//Уралхим. Березники, 2008.193 с.

  5. Протасова Е.В. Подготовка учителей на Урале в конце XVIII – начале XX века//История педагогической теории и практики. – Сибирский педагогический журнал.2013. Вып.1.С.206.

  6. Пудовкина И.М. Монументальная скульптура и декоративные установки г.Березники 30-90-х гг.Имена, свидетельства, факты//Коноваловские чтения. БКМ им.И.Ф.Коновалова.1998.Выпуск 3.С 54-67

  7. Расторугева М.Ю. Позиция Е.А.Словцовой – Камской в дискуссии о женском вопросе на примере статьи «Женщина в семье и обществе»//Труды КАЭЭ ПГГПУ, Пермь.2014.Вып.9.

  8. Старкова М.А. Возникновение социальной практики приема женщин на военную службу в Российской армии: влияние Первой мировой и Гражданской войн. // Ноябрьские историко-архивные чтения в Пермскомпартархиве. Материалы научной конференции. 2019. С. 77-88



Список записей
Работает на: Amiro CMS