Архив публикаций

11.07.14   Отважный ленвинец

В апреле 1943 года, когда на западных фронтах гремели тяжелые бои в глубоком тылу, на одной из улиц Ленвы появился молодой человек в военной форме. Прохожие с любопытством разглядывали ордена, блестевшие на груди застиранной гимнастерки воина, гадали - кто же этот славный боец, и куда держит путь. Военный шел к дому Устюговых. Своему родному дому.


Школа в п. ЛёнваВиктору Устюгову было 17 лет, когда он окончил Ленвинскую десятилетку. К тому времени отца - рабочего содового завода - уже не было в живых. Михаил Андреевич Устюгов умер в 1934 году, оставив на руках жены-домохозяйки пятерых малолетних детей. Как и все ребята того поколения Виктор умел многое: работал пастухом, коновозчиком на строительстве калийного рудника. В стремлении помочь семье чуть даже не оставил учёбу, но остановил строгий наказ своей матери Ольги Николаевны – продолжать учиться.

Мальчишки довоенного времени зачитывались книжками об отважных покорителях неба. «Молодежь на самолеты!» - призывал ОСОАВИАХИМ. Вот только стать лётчиком было непросто. При поступлении в училище кроме отличного здоровья и показателей в учебе требовалось пролетарское происхождение. Виктору повезло. Вчерашний выпускник школы получил от горкома комсомола направление в Челябинское военно-авиационное училище - молодая советская авиация остро нуждалась в кадрах.

Учёба в училище давалась легко. Домой, в Ленву летели жизнерадостные весточки из Челябинска: «Живу хорошо, учусь отлично, летаю каждый день, занимаюсь физкультурой, загорел как цыган…». К письмам Виктор старался приложить и свои накопления. «Сталинским соколам наша партия и правительство уделяет большое внимание, потому за меня не беспокойся, у меня все есть, а ты мама работай меньше, хватит, уже наработалась, теперь наше дело тебе помогать» - читала Ольга Николаевна.

В 19 лет окончив училище, Виктор Устюгов получает звание лейтенанта и должность штурмана бомбардировщика авиаполка дальнего действия. Штурман – координатор действий всего самолёта, правая рука командира экипажа. Он считает, уточняет, направляет машину, вымеряет расстояние. Без него ни одна бомба не настигнет нужную цель, а сам самолет затеряется или собьется в долгом пути. В 1940 году молодой офицер поступил в авиачасть под Ростовом-на-Дону. Оттуда много и часто писал домой, справляясь о жизни своих близких.

Теплым майским вечером 1941 года Устюговы читали очередное письмо, в котором Виктор спрашивал: «Какие новости в Ленве, в вашей жизни? Как Геня и Зина (младшие брат и сестра) сдают ли экзамены? Желаю им хорошо провести летние каникулы». Но каникул не случилось - через месяц началась война.

С самого первого дня войны Виктор находился на передовой. Он оборонял Киев, Ленинград, Одессу, Сталинград – бомбил скопления войск противника, переправы, вражеские аэродромы и хранилища. «Хладнокровие, выдержка, летное мастерство, скромность, сочетающаяся с храбростью и глубокой ненавистью к фашизму – вот основные черты В. Устюгова» - писал о ленвинце командир 50-го авиаполка, где тот проходил службу.

В своей части Виктора называли лучшим штурманом, а командование утверждало его на самые дальние и сложные операции – военные заводы Кенигсберга и Будапешта, нефтяные месторождения Плоешти. В 1942 году штурман В. Устюгов бомбил промышленные производства Берлина. За перечислением городов скрываются страшные отзвуки войны: свист ветра, вой сирен, грохот разрывов зенитной артиллерии, пулеметные очереди немецких истребителей «Ме-109», надрывный скрип корпуса родного бомбардировщика и треск радио.

Во всем этом безумии штурман должен был действовать как часы – отсчитав расстояние, выполнить сброс в нужную точку, не допустив сильного разброса по местности. Трудное дело, особенно ночью. Ночные вылеты спасали от действий вражеской ПВО, которая днем даже не подпустила бы бомбардировщик. Но ночью вылетать опасно – прокладывать курс нужно по приборам, видимых ориентиров для пилота нет, а значит снова работа для штурмана. Довести самолет, не сбившись с курса, и улететь обратно очень нелегко. Но Виктор Устюгов отлично справлялся со всеми сложностями - спасала выучка и слаженность действий дружного экипажа.

Из письма Виктора от 25 декабря 1942 г.: «Я был на фронте три первых месяца и хлебнул самые ягодки. Сейчас то уже не то, а тогда жутко, что было. Ну и мы с моим любимым Костей Пятковым не терялись ни в какой обстановке, благодаря этому остались оба живы и здоровы. Он мне и я ему спасали жизни несколько раз. А на фронте особенно в части о нас газеты гремели с фотографиями двух толстых морд. Нам доверяли любые задания, и мы их с честью выполняли».

Во фронтовых газетах действительно много писали о штурмане. Корреспонденты нарекли его - «Отважный». Заслуги отважного ленвинца не остались незамеченными командованием. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1942 года Виктор Михайлович Устюгов был награжден орденом Красного Знамени. Спустя 7 месяцев - 31 марта 1943 года он был удостоен ордена Ленина – высшей награды Советского Союза. Вручение государственной награды происходило в Кремле. На грудь ленвинцу орден прикалывал сам М. И. Калинин.

После вручения ордена Виктору был предоставлен небольшой отпуск – возможность съездить домой и повидать родных.


Устюгов Виктор Михайлович май 1943 г.Свалился он как снег на голову: в военной форме, повзрослевший, при орденах. Мать и старший брат были на работе, младший - воевал на фронте. Семья и родные собрались только вечером. В этот приезд Виктор побывал в родной школе. Рассказывал ребятам о своей жизни на войне и подвигах товарищей. Выступая с нарочито шутливым тоном, говорил о том, как однажды сбили его самолет и экипаж, выпрыгнув с парашютами, угодил под обстрел немецкого пулемётчика. «Немец выстрелил, да попал в орден, пуля срикошетила, обломив маленький кусочек. Вот ребята, какой я счастливый оказывается...» Побыв еще некоторое время дома, Виктор вновь уехал на фронт. Это был его последний приезд в Лёнву.

От него пришло только одно письмо, а потом - неожиданное извещение: «23 мая не вернулся с боевого задания». Виктор пропал без вести. Мать не находила себе места, отказывалась верить в гибель сына. Только спустя 30 лет удалось узнать обстоятельства гибели В. Устюгова.

23 мая 1943 г. экипаж со штурманом эскадрильи Устюговым выполнял боевое задание над железнодорожным узлом Бобруйск (Могилевская область). При отходе самолёт был обстрелян крупнокалиберной зенитной вражеской артиллерией. Самолет загорелся. Командир экипажа дал команду прыгать, и выпрыгнул. Штурман и стрелок молчали. Видимо к тому времени они были уже убиты или тяжело ранены. Самолет рухнул около города, унеся с собой жизни летчиков. Так закончился боевой путь Виктора Михайловича Устюгова. В ту весну, за три недели до 1 мая, ему бы исполнилось 22 года.



Список записей
Работает на: Amiro CMS