НА
ОКРАИНЕ БЕРЕЗНИКОВ: ПОСЕЛОК ЛЕНВА В
1930-е гг.
Старший
научный сотрудник
Соснин В. А.
В
эпоху 1930-х гг. произошли существенные
перемены в социальной, экономической
и духовной сфере общества. Благодаря
анализу образа жизни жителей
«провинциального» рабочего поселка
Ленвы в 1930-е гг. и особенности работы
организаций, обслуживающих местное
население, удовлетворяющих их запросы,
станет возможным воссоздание уровня
и качества жизни жителей, черт развития
в рамках нового города (соцгорода) —
Березники. Ленва известна как центр
солеварения с XVII
в., она располагалась на левом берегу
реки Камы при впадении в нее Чашкинского
истока, по обеим сторонам реки Ленвы,
Мельничного пруда [1, с. 27].
20
марта 1932 года председатель ЦИК РСФСР
М. И. Калинин подписал постановление о
создании города Березники путем
объединения города Усолья и рабочих
поселков Ленва, Дедюхино, Веретия,
Чуртани Усть-Зырянка. Согласно
постановлению президиума березниковского
горсовета в городе Березники в июле
1932 г. были созданы внутригородские
районы, всего их было десять: Березниковский
(поселки Содовый завод и Луга), Чуртанский
(Старый и Новый Чуртан), Усольский (Усолье
и пос.
Камень), Дедюхинский (пос.
Дедюхино); Ленвенский (пос. Ленва и Заячья
Горка); Веретийская (Большая и Малая
Веретия); Зырянский (Зырянка); Усть-Зырянский
(пос. Усть-Зырянка); Адамо-горский (пос.
Адамова гора) и Леменский (пос. Леменский)[2,
с. 4].
От
дорожного устройства и транспортной
доступности всегда зависело удобство
жизни, передвижения, экономического
развития территории. Дорожная сеть
соединяла Ленву с Дедюхиным, содовым
поселком, с самими Березниками,
химкомбинатом и железнодорожной
станцией. Поэтому местные власти
выделяли средства на ремонт дорожного
покрытия. В
1935 г. ремонт дороги в посёлок Ленву и на
подъездные пути к станции Усольская
было выделено — 12 850 рублей[3,
с. 2].
Через
два года березниковский горсовет на
благоустройство рабочего поселка Ленвы
выделил Ленвенскому райсовету 18500
рублей, которые предназначались
оборудования колодцев мелкого бурения
и для артезианских скважин, на ремонт
мостов, на дороги Ленва-Дедюхино и
Ленва-Заячья горка[4,
с. 2].
В
1939 г. депутаты горсовета и райсовета,
проживающих в Дедюхино, поставили перед
гражданами вопрос об устройстве дороги
от Ленвы до Дедюхино. Общее собрание с
воодушевлением откликнулось на эту
инициативу и решило 12 июля начать рытье
канав. Но уже 11 июля на работу вышли 200
человек, на другой день рытье канав
продолжилось. В результате общественными
силами проложена километровая дорога
[5,
с. 2].
Создавались
также мостовые для пешеходов – тротуары
– в Дедюхино и Ленве силами хозяйственных
организаций сделано 700 метров, а силами
жителей — 1775 м[6,
с. 2].
В
начале 1936 года по линии Ленва-Содовый
было открыто автобусное сообщение.
Линию обслуживали «антилопы» — грузовики,
обтянутые брезентом, вмещавшие 12
человек. «Усиленное
движение обычно бывает утрами с 7-9 часов.
И в это горячее время курсирует только
одна машина. А с 9 до 4 часов дня, когда
публики бывает сравнительно мало идут
в рейс 3-4 машины. Вечером, когда рабочие
спешат домой, — на линии нередко не
бывает ни одной машины, пассажиры
проводят в ожидании 1-2 часа. Мокнуть под
дождем или снегом, так как на остановке
навесов нет. В самих машинах с потока
течет и приходится сидеть на мокром
сидении. Происходят безобразнейшие
сцены — головные уборы сбрасываются,
галоши слетают, у пальто обрываются
пуговицы, давка и очередь никогда не
соблюдается. Вместо 12 садятся 18-25 человек»
[7,
с. 2].
Обслуживанием
автобусного сообщения занимался
транспортный отдел БХК и горкомхоз.
Курсировавших в поселок Ленву 2 автобусов
не хватало, образовывались большие
очереди[8,
с. 2].Рабочим и служащим БХК,
живших в Ленве, приходилось ходить на
работу за 4-5 км.
Недовольство
жителей городских окраин выливалось в
петиции местным властям, в одной из них
за 345
подписью жителей Ленвы и Дедюхино
сообщалось, что из-за плохого транспортного
сообщения «о посещении ДК, цирка,
звукового кинотеатра, парка культуры
и отдыха приходится только мечтать,
так как нужно затратить много времени,
а потом, не отдохнув, идти на работу [9,
с. 2].
«…Первый
автобус приходил в Ленву 7:30 утра и
позднее, — сообщал В. М. Постников,
электромонтер мехзавода № 1, — многие
опаздывали на работу. По просьбе рабочих
я написал об этих безобразиях директору
ХК Пучкову. Через три дня после этого
положение резко изменилось. К семи часам
утра по две машины стала подавать
автобаза, и скорее приходила и третья
[10,
с. 2].Автобусы
перешли на двухсменную эксплуатацию:
с 7 часов утра до часу с дежурством до
половины второго.
Отвечая
на многочисленные вопросы, начальник
транспортного отдела ХК Конторщиков в
конце 1936 г. сообщал, что причиной
прекращения движения четырех «антилоп»
на линии «Ленва-Содовый поселок» стал
недостаток камер и покрышек, из-за чего
через каждые 2-3 часа приходилось снимать
автобус [11,
с. 3].
Другой причиной был дефицит шоферов.[12,
с. 2].
Питьевой
водой жителей обеспечивали колодцы
мелкого бурения [13, с. 4]. Для водоснабжения
поселка колодцы оборудовались механической
подачей воды. Для
улучшения водоснабжения Березниковский
горкомхоз в 1936 г. начал стройку водонапорной
башни[14,
с. 2].
27 апреля 1937 г. у мельницы прорвало
плотину, после чего вода ушла, и жителям
посёлка приходилось идти несколько
километров на Каму[15,
с. 3].
Для
поселков, вошедших в состав Березников,
были характерны перебои в электроснабжении.
Плохо с уличным освещением в Ленве: лишь
возле ряда учреждения и предприятий
есть фонари. Остальные улицы, и центральные
и на окраинах с наступлением сумерек
погружалисьвомрак [16,
с. 2]. Перебои
в электроснабжении, в Ленве,
Чуртане, на Адамовой горе включают
электроэнергию 6-7 часов и то только днем
[17, с. 3].
В
создании удобной среды для жизни
принимали участие инициативные
объединения жителей, например, уличные
комитеты. Домохозяйки Ленвы, участницы
уличного комитета (руководитель А. П.
Македонова), проживавшие в основном на
ул. Ленина, приняли вызов домохозяек
Чуртана о культурном проведении
первомайского праздника. Домохозяйки
закупили мел, краски и прочие материалы
нужные для косметического ремонта
квартир. В квартирах были вычищены
потолки, вымыты стены и полы, подметены
дворы и улицы[18,
с. 3].
Для
сформировавшейся к началу 30-е годы
административно-командной системы в
сфере торговли и снабжения характерен
ряд черт: острый товарный голод, карточная
система для товаров «народного
потребления», дифференцированная
система снабжения рабочих (в зависимости
от сферы производства, места проживания).
Место торговли заняло отоваривание по
«заборным документам» и ордерам через
закрытые распределители (ЗР), закрытые
рабочие кооперативы (ЗРК), отделы рабочего
снабжения (ОРС) [19, с. 12].
Одной
из язв советской торговли становится
спекуляция работниками дефицитными
товарами, продажи из-под прилавка,
«кумовство» при распределении редких
или пользующихся высоким спросом
товаров.
В
одном из «Писем трудящихся» сообщалось,
что в Ленвенский магазин ЗРК № 9 (закрытый
рабочий кооператив – Авт., существовали
в советской торговле с 1930 по 1932 гг.)
поступила большая партия арбузов, но в
продажу они не поступили. На вопросы
покупателей «продавщица В. ответила,
что все арбузы пойдут в буфет. Арбузы
поступали несколько раз, но рабочие их
так и не получили. Не попали арбузы и в
буфет, так как В. через своих знакомых
сбывала их на базар. Там арбузы разрезались
на 8 частей и продавались по рублю за
часть. Мы требуем снять В. с работы и
привлечь к ответственности за спекуляцию
продуктами, предназначенными для
рабочего снабжения» [20, с. 4].
Факты
из неопубликованной заметки, в которой
рабкор сообщал о безобразиях в Ленвенской
пекарне № 5, при расследовании
подтвердились. Помощник начальника
Ворошиловской районной милиции Соловей
сообщает, что работники пекарни С. и Ч.
привлечены к уголовной ответственности.
Дело направлено к райпрокурору. [21,
с. 2].
О
неудовлетворительном обслуживании
рабочих предприятий и жителей посёлка
говорят следующие сцены. «Ежедневно
давка и ругань происходят в Ленвенском
магазине "Солевар". Вызывается это
неналаженностью продажи хлеба. Для
того, чтобы получить хлеб надо потерять
несколько часов на стояние в очереди.
Очереди создаются вследствие того, что
в Ленве продажу хлеба производит только
один магазин. Ларьков нет»
[22, с. 2].
Обеспечением
жителей хлебом занималась Ленвенская
хлебопекарня. В условиях нехватки муки
и дров в самой хлебопекарне ситуация
оставалась плачевной: «Непропеченный,
кислый хлеб с отстающей коркой выпекает
Ленвенская пекарня. Получается так, что
пока рабочий несет хлеб от ларька до
дома, то корка отстает совершенно, а
мякиш превращается в тестообразную
массу и становится совсем негодным к
употреблению. В хлебе почти всегда можно
найти песок, щепки, мелкие камешки и
т.п.» [24, с. 3].
Изменения
в работе пекарни и магазинов пришлись
на 1935 г. Учреждения торговли переподчинялись
различным советским хозяйственным и
производственным организациям: ЦЕРАБКОП
(центральный рабочий кооператив) —
специализированный магазин № 6,
СВЕРДПИЩЕТОРГ – специализированный
ларек № 11, смешанный магазин № 3,ОРС
СВЕРДСОЛЬ – магазин № 2 [25, с. 4]. С 1936 г.
торговлю мукой в Ленве и Дедюхино
осуществляли только специальные мучные
ларьки и отделения [26, с. 2].
Но
основных проблем это не решило. Согласно
газетной заметке Зыряновой П.Н., «хлеб
вынимается сырым, причем часто попадают
в хлебе кусочки тряпок, дерева, угля и
т.п. Формы, в которых выпекается хлеб,
совершенно не очищаются. Обо всех этих
нарушениях было сообщено райторгу, в
результате чего 11, 12 и 14 августа выпечка
хлеба была забракована»[27,
с. 2].
Благодаря
речному сообщению в Ленве были созданы
отделения (конторы) управлений и
трестовнаркоматов пищевой промышленности
и торговли: Березниковская
база Главконсервсбыт (ул. Фрунзе, 43),
база «Союзрыбсбыта» [28, с. 2]. За первые
десять дней мая березниковская база
«Росглавкондитер» (Ленва, ул. Карла
Маркса, 33) отпустила торгующим организациям
сахаристых изделий на 18035 кг, мучнистых
— 3338 кг, повидло 1933 кг и варенья 219 кг.
[29, с. 4]. В одном из объявлений сообщалось,
что перед праздником 7 ноября 1937 г. данная
база объявила о предпраздничной торговле:
в большом ассортименте (свыше 100 сортов)
были кондитерские изделия московских,
ленинградских, харьковских фабрик, а
также различные виды фруктового повидла,
варенья [30, с. 2].
Культурным
обслуживанием ленвенцев занимался
Ленвенский клуб. В первую очередь он
был пространством для различных студий
и объединений: любителей музыки,
театрального искусства, армейских и
спортивных обществ.
К
празднику 7 ноября 1937 г. струнный кружок
Ленвенского клуба начал разучивание
народных и современных песен («Как не
запеть», «Весёлый ветер»). Драматический
кружок, организованный еще в декабре
(руководители — электромонтеры БХК
Валентин Пономарев и Григорий Теленев)
репетировал пьесы «На границе» и «Васса
Железнова» [31,
с. 2].
В 1939 г. драмколлектив (т. Шибков), поставил
пьесу «Пограничники» и работает «Первая
вахта». В коллективе – 19 участников, в
основном рабочие служащие ХК. Хор из 23
домохозяек и работниц (т. Бугрышева)
готовил новую концертную программу из
русских народных песен [32,
с. 2].
Сцена
Ленвенского клуба принимала и гостей.
5 февраля 1937 г. был поставлен выездной
спектакль (постановка И.П. Рачева)
Березниковского драмтеатра по пьесе
А. А. Островского «Свои люди - сочтёмся».
13
октября 1936 г. был показан первый фильм
«Партийный билет». Кинопередвижка была
куплена групкомом солеваров. Посетители
так описывали мероприятие: «Слышимость
была очень хорошей. После ремонта
помещение клуба приняло культурный
вид. С особенным уютом оборудована
комната отдыха. В ней хороша мебель,
цветы портреты и плакаты, радио и
биллиард. На столиках покрытых красным
материалом поседение номера газет,
шашки, шахматы»[33,
с. 2]. Но
из-за отсутствия полноценного финансового
содержания для работы руководителей
кружков, массовика и киномеханика [34,
с. 2]
творческие коллективы работали урывками.
«В клубе есть звуковая передвижка, но
нет механика, приходится ленвинцам
смотреть немые картины. Драматический
кружок бездействует. Молодежь вынуждена
или скучать, или ехать на Чуртан [35,
с. 2].
В
30-е годы физкультурное и спортивное
движение приобретает массовый характер,
при учреждениях создаются спортивные
общества. В начале апреля 1937 г. ленвенские
футболисты спортивного общества «АЗОТ»
провели тренировочное занятие по
футболу. На занятии присутствовало 13
человек. Тренировкой руководил игрок
сборной — чертёжник-конструктор химцеха
Зюзин [36,
с. 2].
Особый
акцент со стороны государства делался
на военно-спортивной подготовке. В июле
1932 г., перед началом Урало-кузбасской
спартакиады, в целях проверки готовности
к ней Березниковский райсовет физкультуры
провел две местные спартакиады (взрослую
и детскую). В районной спартакиаде
участвовало 700 физкультурников из 10
коллективов. В программу входили: бег,
прыжки, метание гранат и т.д. Первыми
как в отношении явки, так и по степени
подготовленности, были 4 коллектива:
Ленвенский допризывный пункт, химкомбинат,
химтехникум, коллектив железнодорожников.
Лучшие были награждены: БХК получил
красное знамя, Ленвенский допризывной
пункт, химтехникум и коллектив
железнодорожников премированы
спортинвентарем [37,
с. 2].
В
1939 г. около двух месяцев при Ленвенском
клубе работал военно-учебный пункт, где
допризывники 1919 г. р., рабочие и служащие
ХК, Ленвенского и Дедюхинского сользаводов
готовили себя к вступлению в ряды Красной
армии. Они изучали материалы партии,
знакомились с военными дисциплинами и
военным делом. Шла воспитательная работа
сообщалось о международном положении
и событиях на Дальнем востоке. Каждый
из призывников, посещавших учебный
пункт, получил не менее 3-4 оборонных
значков. Всего на пункте подготовлено
41 значкист ПВХО (противовоздушная и
химическая оборона), 34 – ГСО («Готов к
санитарной обороне») и 33 ворошиловского
стрелка. Большинство из них сдали нормы
ГТО. Силами допризывников изготовлены
два номера стенгазеты «за боевую учебу»
[38,
с. 2].
Каким
виделось будущее поселка Ленвы?
Председатель Горплана И. Коновалов
сообщал, что «к 1940 году перестанут
дымиться трубы строгановских солеварен.
Ленву, Дедюхино подмоет Кама (имеется
в виду создание Левшинской плотины, но
проект в 1937 г. был законсервирован, —
Авт.), а Усть-Боровской сользавод сомнет
целлюлозный гигант, но производство
соли не прекратится. Изучается вопрос
о получении соли из отходов калия.
Главсоль намечает строительство нового
вакуумного завода с выработкой 200 тысяч
тонн пищевой соли»[39,
с. 3].
Как известно, в 1954 г. в связи со
строительством Камской ГЭС поселок был
ликвидирован и жители переселены.
На
жизнь Ленвы, как и многие рабочие поселки
по всей стране, оказала существенное
влияние индустриализация: кроме
традиционной на данной территории
соледобычи, жители связали свою трудовую
биографию с содовым заводом и «ровесником
пятилетки» — Березниковским химкомбинатом.
Недостаточно полно решена была проблема
транспортной доступности и в удовлетворении
жителей и трудящихся продуктами питания,
товарами широкого потребления. Многие
городские проблемы сохранялись в течение
всех 30-ых гг. Значительный рост происходил
в социальной и духовной сфере: создавались
по инициативе снизу разнообразные
самодеятельные коллективы, уличные
комитеты, увеличился запрос к культурному
отдыху (спорт, кино, музыка, театр).
Библиографический
список
Березники.
Энциклопедический справочник. — Пермь,
Книжный мир, 2007.
10
районов в Березниках / ««Ударник»» №
151 за 9.07.1932.
Ремонт
дорог / ««Ударник»» № 73 за 29.03.1935.
Благоустройство
Ленвы и Дедюхино / ««Ударник»» №122.
29.05. 1937.
Об
инициативе трудящихся и незадачливых
руководителях/ «Ударник» №178 за
5.08.1939.
Новые
тротуары / «Ударник» № 73 за 29.03.1935.
Кому
на-руку такие порядки / «Ударник» №
264. За 17.11. 1937.
Не
хватает автобусов/ «Ударник» № 125.
30.05. 1936.
Об
автобусном движении в Ленву / «Ударник»
№ 86 за 15.04.1939.
Автобусы
ходят аккуратно / «Ударник» № 189 за
17.06. 1936.
Об
автотранспорте химкомбината / № 280.
6.12. 1936.
Когда
в Ленву пойдут автобусы?/ «Ударник» №
177 за 4.08.1939.
Водоснабжение
города / «Ударник» № 98 за 28.04. 1937.
Водонапорная
башня в Ленве/ «Ударник» № 118 за
23.05.1936.
Остались
без воды / «Ударник» № 110 за 15.05.1937.
Улицы
не освещены / «Ударник» № 51 за 3.03.1936.
Странные
порядки / «Ударник» № 110 за 15.05.1937.
Домохозяйки
Ленвы приняли вызов домохозяек Чуртана
/ «Ударник» № 96 27.04.1935.
Осокина
Е.А. Иерархия потребления. О жизни людей
в условиях сталинского снабжения.
1928-1935 гг. М.: Изд-во МГОУ. 1993 г.
Воденикова
спекулирует (Письмо рабочих) / ««Ударник»»
№ 209 за 19.09.1932.
Вслед
за письмом / «Ударник» № 179 за 5.08.1937.
Открыть
хлебный ларек в Ленве, изменить время
торговля / № 184. 19.08. 1932.
Жалобы
без ответа / «Ударник» №186 за 14.08.1937.
Плохого
качества хлеб выпускает Ленвенская
пекарня / ««Ударник»» № 213 за 24.9. 1932.
Список
открываемых хлебных магазинов и ларьков
в г. Березники с 1935 г / «Ударник» № 1 за
1.01.1935.
Нельзя
купить муки / «Ударник» № 263 за 16.11.1936.
Портят
муку / «Ударник» № 198 за 28.08. 1937.
База
Союзрыбсбыта / «Ударник» № 127 за
5.06.1935.
Спрос
на кондитерские изделия / «Ударник» №
110 за 15.05.1937.
Вниманию
торгующих организаций. Березниковская
база «Росглавкондитер»…. / «Ударник»
№ 239 за 16.10.1937 г.
Накануне
великого праздника / «Ударник» № 223 за
27. 09. 1937.
Художественная
самодеятельность / «Ударник» № 223 за
28.09. 1939.
Звуковое
кино в Ленвенском клубе / «Ударник» №
242 за 20.10.1936.
Забывают
окраины / «Ударник» № 241 за 19.10.1937.
Клуб
пустует / «Ударник» № 140 за 20.06. 1937.
Футболисты
готовятся / «Ударник» №77 за 3.04. 1937.
10
августа — Урало-кузбасская спартакиада.
Первые итоги спартакиады в Березниках
/ «Ударник» № 158 за 17.07.1932.
На
ленвенском учебном пункте / «Ударник»
№ 192 за 22.08.1939.
Большие
Березники / «Ударник» № 108 за 12. 05. 1937.
|