Архив публикаций

18.12.20   К 150-летию Пермского театра оперы и балета

Ст. науч. сотрудник МБУК БИХМ
Соснин В.А.

В 2020 году исполняется 150 лет со дня открытия Пермского академического театра оперы и балета. Театральные постановки русской и зарубежной классики оперного и балетного искусства стали любимыми для многих поколений пермяков. С 5 ноября 1941 по январь 1942 годов Театр оперы и балета (в годы войны – Молотовский областной передвижной театр оперы) находился с гастролями в Березниках. Какие постановки шли на сцене Дворца культуры им. Ленина? Что волновало, что радовало березниковских «театралов» военной поры – об этом вы узнаете в нашей статье.

Новость о начале войны застигла коллектив на гастролях в Оренбурге. Само здание театра было передано эвакуированному в г. Молотов (Пермь) Ленинградскому театру оперы и балета имени С. М. Кирова, труппа три года существовала как передвижной коллектив, работая на сценах городов Березников, Соликамска, Лысьвы, Краснокамска и Кизела [1, С. 356]. Яркие и интересные постановки не смогли бы появиться без прекрасного актерского состава, в который в том числе вошли артисты Ленинградского театра оперы и балеты (Е. В. Глаголев, Н.Н. Белугин, В. И. Казанская). Важную информацию о работе Театра оперы удалось почерпнуть в объявлениях и рецензиях зрителей, напечатанных в районной газете «Ударник».

Представлением «Евгений Онегин» начались гастроли Молотовского областного передвижного театра оперы на сцене Дворца культуры. Произведения Петра Ильича Чайковского всегда считались визитной карточкой Театра оперы и балета. Опера «Евгений Онегин» написана П. И. Чайковским в конце 70-ых гг. XIX века по одноименному роману А. С. Пушкина, и с тех пор арии и музыкальные композиции стали пользоваться известной популярностью.

Главные роли сыграли ленинградские артисты. В. Азотов, автор заметки, писал, что Е. В. Глаголев «удачно донес до зрителя основные черты Онегина – его жизненный трагизм, душевную опустошенность, нежизнедеятельность, вызванную условиями окружавшей его действительности», а В. И. Казанская воссоздала образ Татьяны, «умной и волевой девушки, порвавшей с укоренившимися, привычными взглядами на жизнь». Владимир Ленский в исполнении Н. Н. Белугина – «пылкий мечтатель», но в то же время благороден, честен, искренен. Атмосфера пушкинского романа была бы неполной без следующих исполнителей: Н. С. Петровой (Няня), Е. М. Селивановой (Ольга), Г. Ф. Филиппова (князь Гремин), И. А. Селиванова (ротный), Ф. А. Макаровой (Зарецкий), Д.Б. Мантейнфеля (Трике). Актерской игрой удалось сгладить «скромность постановочных средств», «малочисленный» оркестр под руководством Л. Н. Виссонова также успешно справился с работой [2, С. 2].

С большим успехом шла опера Д. Россини «Севильский цирюльник», неудивительно, что легкий лирический стиль, проникновенная музыка и веселый смех не могли оставить никого равнодушным. «Удачен в роли графа Альмавива артист Н. Н. Белугин, ‒ замечал критик с инициалами «В.А.», ‒ а «над созданием образа вечно веселого и ловкого Фигаро арт. Глаголев поработал много и серьезно». Заслуженный артист РСФСР А. А. Шидловский (бас) был очень хорош в роли Базилио, В. А. Соколовский отлично справился с ролью Бартоло, Розину сыграла К. А. Шаляпина, а Фиорелло – И. А. Селиванова. Долгие и горячие аплодисменты выразили успех постановки [3, С. 2].

Молотовский театр оперы часто радовал березниковцев новыми постановками. После успеха «Евгения Онегина» была поставлена не менее известная опера «Риголетто» Дж. Верди. В главных ролях: Белугин, Земляков, Соколовский, Шаляпина. Дирижер оркестра – Пазовский [4 , С. 2]. В середине декабря – «Флориа Тоска» Пучинни и «Травиата» Верди, в январе шли «Дубровский» и «Аида» [5, С. 2].

В конце 1941 года были организованы две премьеры: 4 декабря – «Фауст» (музыка - Гуно), 5 декабря – «Демон» Рубинштейна. В постановке приняли участие «заслуженные артисты республики – А. А. Шидловский и Шуйский, артисты Н. Н. Белугин, Е. С. Глаголев, В. И. Казанская, А. И. Никулина, арт. Коренева и многие другие»[6, С. 2].

Газета подчёркивала: «артист Шуйский, выступая в роли Демона, добивается того, что от фигуры в черном плаще в зрительный зал веет холодом, отчуждением. Особенно сильно проведена последняя картина – встреча с княжной Тамарой в обители. Демон умоляет о любви. Но “тот, которого никто не любит, все живущее клянет”, коснувшись любимой, губит ее». Роль князь Синодала, жениха Тамары, исполнил Белугин, а саму княжну Тамару – Коренева [7, С. 2].

Премьерный показ спектакля по одноименному произведению И.-В. Гете произвел на одного из березниковских зрителей следующее впечатление: «”Фауст” в постановке театра передает энергичную, жизнелюбивую, ищущую натуру доктора Фауста (артист Белугин) и скептический характер чорта (так в тексте – Авт.). Мефистофель (Филлиппов), удовлетворяя все желания доктора, тут-же (так в тексте – Авт.) доказывает, что от этого человек не счастливее… Сильное впечатление оперы – ария о золоте – проводится Мефистофелем с подъемом». Подмечалась удавшаяся игра актрисы Никулиной (Маргарита), а роль Валентина, брата Маргариты, досталось актеру Хрампову [7, С. 2].

Молотовский Театр оперы, как и многие организации и предприятия страны, помогал фронту. 15 декабря 1941 года Театр поставил в свой выходной день спектакль «Севильский цирюльник». Вырученная от постановки сумма (5 тысяч рублей) была отправлена в фонд обороны на постройку танковой колонны [8, С. 2].

Для встречи Нового 1942 года во Дворце культуры проходил бал-маскарад, а веселье и танцы продолжались до самого утра. Силами театральной труппы была разработана целая праздничная программа, так, днем 1 января в 12 часов шел «Севильский цирюльник», вечером – «Дубровский», затем танцы, 2 января – опера «Травиата», а 3 – «Тоска» [9, C. 4].

А. Ришард, преподаватель литературы школы им. Пушкина, особенно отметила работу Н. Н. Белугина: «”Безумная душа поэта”» ‒ наивный романтик Ленский, мятежный, вечно ищущий и ненасытный Фауст, благодарный и несчастный, обиженный людьми Дубровский, беспечный и до жестокости легкомысленный герцог, неудержимо веселый, блестящий Альмавива, страстно любящий и ревнивый Альфред все эти образы воплощены в жизнь артистом Белугиным, исполняющим свои роли с душою и вдохновением. Певучий, приятный, мелодичный голос артиста, его прекрасная игра, изящная грация движений, благородство жестов запоминается навсегда» [10, С.2].

За время гастролей в Березниках Молотовский передвижной театр оперы поставил следующие спектакли: «Чио-Чио-Сан», «Севильский цирюльник», «Дубровский», «Травиата», «Евгений Онегин», «Демон», «Паяцы», «Фауст», «Русалка», «Тоска», «Аида», «Риголлето», «Царская невеста».

Актёрская выдержка и желание служить прекрасному победили. Вопреки тому, что для постановки опер отсутствовали декораций и средства, труппа и оркестровый хор были неполными, Молотовскому театру оперы и балета удалось наладить достойную работу в Березниках. В тяжелые годы войны на сцене ДК Ленина публикой следила за постановкой произведений великих мастеров.

Список литературы:

  1. Молотовский областной театр оперы и балета / Пермский край в Великой Отечественной войне. 1941 – 1945 гг.: энциклопедия. – Пермь, 2020. – 800 с. \ с. 358\

  2. «Евгений Онегин» / Ударник № 268 (4768) за 10.11.1941.

  3. Успех «Севильского цирюльника» / Ударник № 282 (4782) за 26.11. 1941.

  4. «Риголетто» на сцене Дворца культуры / Ударник № 274 (4774) за 16.11.1941.

  5. Спектакли Молотовского театра передвижной оперы / Ударник № 302 (4802) за 19.12. 1941.

  6. Новые постановки оперного театра / Ударник № 287 (4787) за 2.12.1941.

  7. Два спектакля / Ударник № 298 (4798) за 14.12.1941.

  8. На постройку танковой колонны / Ударник № 303 (4803) за 20.12.1941.

  9. Дворец культуры в праздничные дни / Ударник № 1 (4814) за 1.01.1942.

  10. Заметки зрителя / Ударник № 4 (4187) за 6.01. 1942.



Список записей
Работает на: Amiro CMS