Творческий
сезон 1945-1946 гг.
В
годы Великой Отечественной войны многие
актеры березниковского театра ушли на
фронт, оставшиеся влились в труппу Коми
– Пермяцкого окружного театра. На
березниковской сцене в 1942 – 1944 годы
работал эвакуированный Ленинградский
Театр Юного Зрителя, его артисты два с
половиной года выходили на сцену Дворца
культуры имени Ленина, каждый вечер,
давая спектакли.
После
отъезда летом 1944 года Ленинградского
ТЮЗа березниковцам приходилось
довольствоваться гастролями заезжих
артистов и выступлениями самодеятельных
актеров. С гастролями в этот период в
Березники приезжали Первый Московский
областной драмтеатр, Молотовский театр
музкомедии, республиканский ансамбль
песни и пляски Удмуртской АССР, Московский
ансамбль оперетты и эстрады и др.
Вновь
открыл свои двери драматический театр
в декабре 1945 года. В ноябре 1945 года в
газете «Березниковский рабочий»
появилась небольшая статья «К открытию
Березниковского драмтеатра». В ней
сообщалось, что художественный
руководитель театра В.Троянский и
артисты готовят к премьере две пьесы:
«Памятные встречи» А.Утевского и «Где-то
в Москве» В.Масс
и М.Червинского. Сообщалось, что в главной
роли в спектакле «Памятные встречи»
выступит заслуженная артистка республики
Н. Конакова [1]. Нина Александровна
Конакова, актриса Марийского
государственного театра, приехала в
Березники по месту службы мужа.
Художественным руководителем театра
стал В.М. Троянский.
15
декабря 1946 года спектаклем «Памятные
встречи» открылся первый послевоенный
театральный сезон в Березниковском
драматическом театре. Пьеса «Памятные
встречи» (в другом варианте «Опасность
безопасности»), была в то время на пике
современности и в 1945–1950 годах шла в
более чем ста театрах СССР и Болгарии.
В березниковской городской газете
появилась, посвящённая этому событию,
небольшая заметка, в которой говорилось:
«Памятные встречи» - пьеса о людях
великой Отечественной войны, прошедших
сквозь огонь испытаний, своей борьбой
обеспечивших победу над врагом» [2].
Березниковские
зрители с интересом встретили первую
послевоенную постановку театра. В
появившейся вслед за премьерой газетной
статье отмечалась кропотливая работа
режиссера В.Троянского, простота и
убедительность сценических декораций
художника А.Пегушина. Автором статьи
отмечалась игра актеров А.Рудакова,
В.Лукичева, А.Сотникова, Луккер, Гордиенко,
Скрябиной, Н.Конаковой. Заканчивалась
заметка словами благодарности коллективу
театра от лица зрителей за глубокую,
интересную, идейно-выдержанную постановку
[3]. Вероятно, такой положительный отзыв
воодушевил коллектив театра и способствовал
их дальнейшему творческому развитию.
После 19 декабря было дано еще несколько
спектаклей «Памятные встречи» и «Где-то
в Москве», вплоть до 29 декабря 1945 года.
В
начале февраля 1946 года состоялся
премьерный показ спектакля «Так и
будет». Режиссером постановки являлся
В.М.Троянский, художником – А.С.Пегушин.
Пьеса К.Симонова «Так и будет» была
написана в 1944 году и повествует о
событиях, происходивших в последнем
периоде Второй мировой войны. Драматург
сумел тонко уловить настроение людей,
которые в конце войны уже думают о мирной
жизни. С одной стороны драма – с другой
– имущественный конфликт, а точнее,
«квартирный вопрос», как основа интриги
на все времена.
В
газетном отзыве на постановку, появившемся
20 февраля, И.Уральский вскользь упоминает
о «ряде недостатков спектакля», но в
целом дает положительную оценку и
постановщику спектакля («сумел
вдохнуть в него искру настоящей
симоновской лирики»),
и актерской игре. В статье были отмечены
актеры В.Троянский, В.Лукичев, Е.Конопинский,
Н.Конакова [4].
Сезон
1945 – 1946 гг. был насыщенным по репертуару
для березниковского театра. Всего было
поставлено девять спектаклей: «Памятные
встречи», «Где-то в Москве», «Так и
будет», «Без вины виноватые», «Вы этого
не забудете» («Он пришел»), «Кому
подчиняется время», «Окно в лесу»,
«Обыкновенный человек» и «Егор Булычов».
Планировалось, что в июне зрители еще
увидят пьесу лауреата Сталинской премии
Леонида Леонова «Нашествие», однако ее
постановка не состоялась. За этот первый
послевоенный сезон артистами театра
было дано 120 спектаклей и концертов,
которые посетило 36 тысяч зрителей [5].
В
конце театрального сезона художественный
руководитель театра В.М.Троянский подвел
итоги и отметил, что высокую оценку
зрителей получили спектакли «Где-то в
Москве», «Так и будет», «Вы этого не
забудете» («Он пришел»), «Окно в лесу».
В следующем театральном сезоне
В.М.Троянский планировал пополнить
творческий коллектив, приступить к
постановке «пьес большого полотна»,
включить в репертуар театра комедии и
исправить пробел, связанный с отсутствием
культурного обслуживания рабочих
непосредственно на заводах [6].
Кроме
спектаклей артисты березниковского
театра готовили концертные программы
к праздничным датам. Так, были проведены
совместные концерты с теаджазом
Соликамскстроя НКВД [7], концерты на
избирательных участках [8], концерт-водевиль
«Солдат-чародей» и концерты-балы [9]. К
годовщине Победы 22 работника театра, в
том числе актеры С.Акимихин, А.А.Рудаков,
Вашунина, К.А.Егоров, Альтбах, Низяев,
А.П.Кадмина, были награждены медалями
«За Победу над Германией» [10].
После
закрытия театрального сезона на два
летних месяца актеры отправились на
гастроли в Чердынь, Красновишерск и
Соликамск. В Красновишерске было показано
36 спектаклей в помещении, и 6 спектаклей
и 5 выездных для пригородных колхозов
и лесоучастков [11].
В
помещении Дворца культуры в летний
период выступали гастролирующие
коллективы и артисты (Оперный ансамбль
Молотовской государственной филармонии,
Коми-пермяцкий ансамбль песни и пляски).
14
августа 1946 года вышло Постановление ЦК
ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»,
а 25 августа 1946 года появилось Постановление
ЦК ВКП(б) «О
репертуаре драматических театров и
мерах по его улучшению» [12]. Все эти
события отразились на деятельности и
березниковского драматического театра.
Художественному руководителю
В.М.Троянскому и актерам необходимо
было пересмотреть свои репертуарные
планы на новый театральный сезон с
учетом новых требований.
Творческий
сезон 1946-1947 гг.
Коллектив
драматического театра в новом сезоне
1946-1947 гг. принял в работу требования
августовского Постановления ЦК ВКП(б).
Накануне открытия нового театрального
сезона режиссер В.Троянский выступил
в газете «Березниковский рабочий»,
рассказал о планах театра на предстоящий
творческий год. Планировалось, что
театр представит березниковскому
зрителю в новом сезоне девять новых
спектаклей («Любовь Яровая» К.Тренева,
«Старые друзья» Л.Малюгина, «За тех, кто
в море» Б.Лавренева, «Не было ни гроша,
да вдруг алтын» А.Островского, «Снежная
королева» Е.Шварца – до наступления
Нового года и «Собака на сене» Л.де Вега,
«Далеко от Сталинграда» А.Сурова, «В
степях Украины» А.Корнейчука, «Невольницы»
А.Островского – в первой половине 1947
года), а также оставит из прошлого сезона
три спектакля – «Егор Булычов и другие»
М.Горького, «Обыкновенный человек»
Л.Леонова и «Без вины виноватые»
А.Островского. В постановках прошлого
сезона предполагалось обновить актерский
состав. Кроме того, художественный
руководитель В.Троянский сообщил
березниковцам, что труппа театра
значительно пополнена новыми силами:
приглашены: режиссер М.Пясецкий, актеры
Глазков, Миленкович, Гускин, Волковичев,
Рогов, Никольский, Емельянов, актрисы
Журавлева, Мартягина, Морозова, Шибаева,
художники Морозов и Симонов, а также
художник-бутафор Бажигеев [13].
Новый
сезон открывался пьесой К.Тренева
«Любовь Яровая» в постановке художественного
руководителя В.М.Троянского. Постановка,
очевидно, не была удачной, поскольку в
газете не нашлось зрительского отклика
на этот спектакль. Косвенно о не совсем
успешной постановке упоминается в
небольшой заметке «Моя работа над
ролями» актера М.Глазкова, которая вышла
в первый день нового 1947 года: «Поступив
в состав труппы драмтеатра я включился
в его работу и начал с роли Шванди в
пьесе Лауреата Сталинской премии Тренева
«Любовь Яровая». Неполадки, связанные
с началом сезона, не дали возможности
сделать эту роль настолько хорошо, как
мне бы этого хотелось» [14].
В
ноябре 1946 года в газете «Березниковский
рабочий» появилась статья, в которой
критиковалась творческая работа
березниковского драмтеатра в сезоне
1945-1946 гг [15]. Были оценены как провальные
такие постановки театра, как «Окно в
лесу» и «Кому подчиняется время». В
качестве крупного недостатка называлось
привлечение к работе слабых и неопытных
актеров, недостаточное внимание
художественному оформлению спектаклей.
В статье неизвестный автор указывал
художественному руководителю и актерам
театра на необходимость большей связи
с жизнью и большей самокритики в работе
театра.
В
начале декабря 1946 года березниковские
зрители увидели следующую премьеру
сезона – спектакль «Старые друзья» по
пьесе Л.Малюгина. Написанная в 1945 году
пьеса «Старые друзья», стала дебютом
Леонида Малюгина как драматурга. Она
ставилась в сотнях театров нашей страны.
В 1945 году пьеса была поставлена режиссером
А.М.Лобановым в Московском академическом
драматическом театре имени М.Н.Ермоловой,
играли ее и за рубежом. За это произведение
драматург был удостоен высокого звания
лауреата второй степени Сталинской
премии по литературе в 1946 году. Спустя
два дня после премьеры в Березниках, в
газете «Березниковский рабочий»
появилась статья «Удачный спектакль»,
в которой отмечались профессиональные
успехи участников постановки. В частности,
автор статьи Б.Приезжев отмечал хорошую
игру актеров М.Глазкова, А.Рудакова,
артисток А.Войлошниковой и Н.Конаковой,
а также высоко оценил огромную работу
режиссера спектакля К.Д.Егорова [16].
Уже
через неделю 10 декабря 1946 года – снова
премьера. Теперь художественный
руководитель березниковского театра
В.Троянский предлагает зрителю встретиться
с классическим произведением – пьесой
А.Островского «Не было ни гроша, и вдруг
алтын». В статье «Торжество денег»
Б.Приезжев достаточно сдержанно оценивает
постановку: не всегда артисты хорошо
справляются с ролью, не совсем удачная
концовка спектакля [17].
Артисты
театра давали спектакли не только на
сцене Дворца имени Ленина, но и в рабочих
клубах – в поселке Чкалово, в Ленвенском
клубе, клубе содового завода, клубе
строителей и др.
Высокая
степень идеологизированности советского
театра требовала от актеров быть не
только артистами на сцене, но и вести
активную просветительскую и общественную
деятельность. Актер М.Глазков достаточно
ясно выразил главную профессиональную
задачу актера в своей статье «Моя работа
над ролями»: «…я
помогу нашим зрителям в их работе по
выполнению великого сталинского
пятилетнего плана» [18].
В
середине января 1947 года зрителей ждала
премьера – спектакль «За тех, кто в
море» в постановке режиссера В.М.Троянского.
Пьеса Б.Лавренева появилась в 1945 году
и была достаточно популярна у режиссеров
не только театра, но и кино: в 1947 году
А.Файнциммером по мотивам пьесы был
снят одноименный фильм. В небольшой
статье в газете «Березниковский рабочий»
постановка березниковского театра была
отмечена как цельная и правдивая [19].
Симпатию зрителей вызвала игра актеров
В.Троянского, Никольского, Виттер,
Емельянова, Рогова, М.Глазкова создавших
яркие образы офицеров советской армии.
Запомнились и яркие женские образы,
созданные актрисами А.Кадминой и
М.Мартягиной.
В
феврале 1947 года на сцене березниковского
драматического театра была «Весна в
Москве» - спектакль по пьесе советского
драматурга В.Гусева. Автор определил
жанр как пьеса в стихах или лирическая
комедия. Веселая, жизнерадостная
постановка режиссера В.Емельянова
вызывает у березниковцев одобрение. Но
отмечаются и недостатки – длинные
антракты, неподготовленность сцены,
неважное освещение и другие мелкие
неувязки [20].
Весь
март 1947 года коллектив театра вместе с
режиссером-постановщиком В.Демерт
работал над постановкой пьесы Лопе де
Веги «Собака на сене». Подготовка
спектакля потребовала богатых сценических
декораций. По просьбе дирекции театра
к их изготовлению привлекли модельщиков
ремонтно-механического цеха азотно-тукового
завода. В результате сотрудничества
мастеров АТЗ и художника театра Морозова
были изготовлены из фанеры и тёса
прекрасные декорации с причудливой
художественной резьбой, которые
использовались без перестановки все 6
картин спектакля [21]. Премьера спектакля
состоялась 26 марта 1947 года. Березниковские
зрители высоко оценили творческую
работу участников постановки – режиссера,
художника, актерский состав – и, судя
по отзывам, считали спектакль большой
удачей коллектива драмтеатра [22].
Апрель
1947 года был отмечен ожидаемой премьерой
спектакля «Профессор Полежаев»,
поставленного режиссером В.М.Троянским
по пьесе Леонида Рахманова «Беспокойная
старость». Герой пьесы Л.Рахманова
«Беспокойная старость» — профессор
Полежаев, прообразом которого послужил
великий русский ученый Климент Аркадьевич
Тимирязев. Эта современная пьеса о
лучших представителях старой русской
интеллигенции, принявших Октябрьскую
революцию и активно включившихся в
строительство новой жизни, была написана
еще в 1936 году как сценарий к художественному
фильму «Депутат Балтики». Как пьеса она
ставилась большинством советских
театров, как в довоенный, так и в
послевоенный период. За рубежом пьесу
«Беспокойная старость» ставили
Веймарский, Дрезденский театры,
Национальный театр в Праге, Народный
театр в Софии и др.
Но
главным событием апреля стало участие
коллектива березниковского драматического
театра во втором туре Всероссийского
смотра театральной молодежи. В первом
туре театр показал отборочной комиссии
смотра спектакль «Старые друзья» и
занял первое место среди театральных
коллективов Молотовской области. 20
апреля 1947 года в Березники приехала
высокая комиссия Всесоюзного комитета
по делам искусств для просмотра спектаклей
и сцен отдельных исполнителей театров
области. На сцене березниковского Дворца
культуры имени Ленина выступали молодые
артисты из Кизеловского, Лысьвенского,
Кудымкарского и Чусовского театра [23].
Для показа на втором туре смотра коллектив
городского театра выбрал три постановки
– «Старые друзья», «Егор Булычов и
другие» и «Собака на сене». Директор
березниковского театра Н.Мартемьяк
высоко оценивал творческие возможности
театра и молодых актеров: «Вообще
у нас молодежи созданы условия для
творческого роста. В основном репертуаре
театра почти по всех спектаклях молодые
актеры занимают ведущие ответственные
роли. Многие из них давно получили среди
березниковских зрителей заслуженное
признание своего мастерства. Это в
первую очередь, участники смотра
А.Рудаков, М.Глазков, Е.Конопинский и
др. И в будущем мы никогда не собираемся
задвигать молодых исполнителей на
задний план» [24].
Вероятно,
на третий тур смотра, который проходил
в Москве, театр не прошел.
В
конце мая 1947 года состоялась последняя
в этом творческом сезоне премьера театра
– спектакль «Молодая гвардия» по роману
А.Фадеева в инсценировке Г.Гракова.
Режиссерами-постановщиками спектакля
стали К.Д.Егоров и В.М.Троянский. В
зрительском отзыве была дана
удовлетворительная оценка спектаклю
и указано на технические недоработки,
не связанные с режиссурой. Автор статьи
– С.Федоров – выражал надежду на то,
что «коллектив
театра «разыграется», отшлифует все
детали, углубит понимание ролей – и
тогда спектакль станет выразительнее»
[25].
Новые
требования к репертуару театров,
заявленные правительством и партией в
августе 1946 года существенно повлияли
на работу театра в зимнем сезоне 1946 –
1947 гг. После августовского постановления
«О репертуаре драматических театров и
мерах по его улучшению» театр изменил
свою репертуарную линию, увеличив
количество «идеологически выдержанных»
советских пьес, таких как «Любовь
Яровая», «Старые друзья», «За тех, кто
в море», «Беспокойная старость», «Молодая
гвардия». Всего в театральном сезоне
1946-1947 гг. из девяти премьер 7 спектаклей
было поставлено по пьесам советских
драматургов, один спектакль («Не было
ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского)
по произведению русской классики и одна
постановка («Собака на сене» Л.де Вега)
по пьесе зарубежного классика. В
театральном сезоне 1946 – 1947 гг. было
сыграно 4 комедии и 5 драматических пьес.
Не были реализованы запланированные
художественным руководителем постановки:
«Далеко
от Сталинграда» А.Сурова, «В степях
Украины» А.Корнейчука, «Невольницы»
А.Островского.
1.
К открытию Березниковского
драмтеатра//Березниковский рабочий, 20
ноября 1945 г.,№176
2.
Открытие драматического театра//Березниковский
рабочий, 15 декабря 1945 г., №193
3.
Памятные встречи//Березниковский
рабочий, 19 декабря 1945 г., №197
4.
Пьеса о русских людях//Березниковский
рабочий, 20 февраля 1946 г., №36
5.
До новой встречи, друзья!// Березниковский
рабочий, 14 июня 1946 г., №115
6.
До новой встречи, друзья!// Березниковский
рабочий, 14 июня 1946 г., №115
7.
Хороший концерт//Березниковский рабочий,
16 января 1946 г., №12
8.
Концертные бригады на избирательных
участках//Березниковский рабочий, 10
февраля 1946 г.,№29
9.
В театре//Березниковский рабочий, 28
апреля 1946 г., №84
10.
В театре//Березниковский рабочий, 11 мая
1946, №91
11.
Собянин И. От души благодарим вас за
творческий труд//Березниковский рабочий,
11 августа 1946 г.,№157
12.
Улучшение репертуара театров//Березниковский
рабочий, 20 сентября 1946 г.,№184
13.
К открытию зимнего сезона Березниковского
драмтеатра//Березниковский рабочий, 27
октября 1946 г., №211
14.
Глазков М. Моя работа над ролями//Березниковский
рабочий, 1 января 1947 г., №1
15.
За высокую идейность в работе
театра//Березниковский рабочий, 20 ноября
1946 г.,№227
16.
Приезжев Б. Удачный спектакль//Березниковский
рабочий, 5 декабря 1946 г., №237
17.
Приезжев Б. Торжество денег//Березниковский
рабочий, 14 декабря 1946 г., №243
18.
Глазков М.Г. Моя работа над
ролями//Березниковский рабочий, 1 января
1947 г., №1
19.
Приезжев Б. За тех, кто в море//Березниковский
рабочий, 18 января 1947 г., №13
20.
Приезжев Б. Весна в Москве// Березниковский
рабочий, 18 февраля 1947 г., №35
21.
Модельщики завода – для театра//Березниковский
рабочий, 23 марта 1947 г., №59
22.
Приезжев Б. Собака на сене//Березниковский
рабочий, 30 марта 1947 г., №64
23.
К Всероссийскому смотру театральной
молодежи//Березниковский рабочий, 11
апреля 1947 г., №72
24.
Мартемьяк Н. Молодежь нашего театра и
ее рост//Березниковский рабочий, 19 апреля
1947 г., №78
25.
Федоров С. Спектакль о героях
Краснодона//Березниковский рабочий, 4
июня 1947 г., №109
|