Архив публикаций

17.07.14   «Его величество Стул»

О. Варнакова - старший научный сотрудник Березниковского историко-художественного музея им. И. Ф. Коновалова

«Его величество Стул» - так называется новая выставка, открывшаяся недавно в филиале Березниковского историко–художественного музея им. И. Ф. Коновалова – «Музей усадебного быта – дом князей Голицыных». Представленные на выставке архиерейское, кабинетные, гарнитурные кресла, венские, плетёные и самодельные стулья отражают историю мебельного производства России XVIII – перв. пол. XX вв.


Стул, как предмет интерьера, появился на Руси в XVI веке. В домах россиян, будь это царские хоромы, палаты знатного боярина или утлая крестьянская избушка он был редким явлением. Центром любого помещения являлась большая русская печь, вдоль стен - широкие лавки, плотно прикрепленные к стене. Стул с высокой резной спинкой, напоминающий трон, ставился только главе дома - властелину семейного гнезда.

Мода на стулья и их разновидность - кресла (стул с подлокотниками) появилась при Петре I. В Москве при Оружейной палате и в Петербурге создаются первые мебельные мастерские. Приглашённые в Россию английские, немецкие и голландские мастера изготавливали стулья, обитые парчой, гобеленом и бархатом, кожаные кабинетные кресла с резными ножками и навершиями на спинке. Наличие стульев и кресел в доме говорило о состоятельности и статусности их обладателей. Мебель стоила дорого, её передавали по наследству и заменяли лишь тогда, когда она приходила в полную негодность.

Рост мебельного производства начинается в период правления Екатерины II. Мастера из Германии, Италии, Польши, Швейцарии (Гамбс, Бонаверти, Гампельн, Гантенбергер и др.) устремляются в Россию, открывают в Москве и Петербурге свои мебельные мастерские. Пытаясь избежать лишних расходов, помещики обучают у них своих крепостных, а затем налаживают мебельное производство в провинциях. Известны, например, случаи обучения такому мастерству пермских мастеровых князей Лазаревых и Всеволожских.

Переломной эпохой для истории стула стала середина XIX века. Венский столяр Михаил Тонет придумал делать его из гнутого дерева. Гнутые «венские стулья», дешевые и практичные, быстро завоёвывают мир. Они приходят в дома дворян, мещан и даже крестьян и становятся, прежде всего, сиденьем. В конце XIX – нач. ХХ вв. кресла и стулья изготовляли мебельные предприятия и кустарные мастерские многих городов России. Продукцию фирм «Братья Тонет», «Я. и Й. Кон», «Диц», мебельных заведений М. Ф. Просвирнина, А. Н. Захо можно было приобрести в магазинах Екатеринбурга и Перми. Изготовлением диванов и кресел занимались соликамские мещане Масленников и Трусов. Популярные в нач. ХХ в. плетёные стулья и кресла изготовляли многие сельские жители. В 1907 г., например, была открыта мастерская плетёной мебели при Дедюхинском мужском 2-х классном училище.

В первые годы после революции мебель производилась по старым образцам, и мало отличалась от моделей конца XIX века. Лишь символика социализма, запечатлённая во внешнем оформлении стульев и кресел, говорила о новых веяниях.

Что ни стул – то история

В сравнении с другими музеями коллекция стульев и кресел Березниковского музея не велика, но каждый из её предметов несёт с собой свою историю.

Вот стул с высокой резной спинкой, предположительно относящийся к XVII - XVIII в., - почти полный аналог экспонату Государственного исторического музея (г. Москва). История «происхождения» его достаточно туманна. В документах о поступлении предмета говорится – «…передан в дар жителем города Березники в 1970 г. Хранился в доме старого члена партии (N), проживавшего в п. Лёнва». Как попал этот атрибут «буржуазной культуры» к члену партии коммунистов можно только догадываться: после провозглашения Советской власти многие богатые дома Усолья и Лёнвы национализировались, а предметы, содержащиеся в них, экспроприировались народной властью.

Великолепное кожаное кресло конца XIX в. (дар директора Березниковского завода бытовой химии Н.П. Попова) «изъято» из имущества Березниковского содового завода в 60-е г. ХХ в. при перенесении цеха ЗБХ с территории промышленного предприятия. Возможно, что когда-то оно стояло в кабинете управляющего заводом А. А. Самосатского…

Буковый гостиный гарнитур конца XIX в.фабрики «Войцеховъ» из шести стульев, двух кресел и дивана - имущество инспектора железной дороги Пермь - Соликамск П. Н. Арапова - переданн в музей его наследниками. Искателей клада, подобно персонажам известного произведения Ильфа и Петрова, просим не беспокоиться. Реставраторами Пермского краевого музея установлено - драгоценностей в стульях нет.

А это «венский» стул конца XIX – нач. ХХ в. - принадлежность четы Руденко из п. Чуртан – «приданное» А. С. Руденко, состоявшей в первом браке за счетоводом конторы управления железной дороги ст. Усольская П. П. Ширёвым.

Ряд предметов коллекции принадлежит производству местных мебельных мастеров и артелей начала и первой половины ХХ в.: стулья усольского мастера Белоглазова, артелей «20 лет Октября» (п. Лёнва) и Усольского промкомбината, кресло производства узников колонии политзаключенных п. Зайчья горка (40-е г. ХХ в.) и др.

«Тише едешь - дальше будешь»

В России конца XIX – нач. ХХ в. большую популярность приобретают кресла и стулья псевдорусского стиля. Образец одного из таких кресел, разработанный столяром - резчиком В. П. Шутовым в 1870 г. получил золотую медаль на Всероссийской выставке Петербурга. Кресло имело необычный вид: спинка вместе с передними ножками образовывала дугу, подлокотники - два топора, на сиденье - две рукавицы. По дуге славянской вязью вырезана пословица - любимая шутка – прибаутка всех ямщиков и ездоков: «Тише едешь - дальше будешь». Популярность кресла была настолько велика, что его автору сразу после выставки было заказано 50 повторений. «Шутовское» кресло можно было встретить как в квартирах демократически настроенной интеллигенции, так и в особняках аристократии. Оно стояло даже в кабинете Александра III, славившегося своими русофильскими взглядами.

В 90-е годы Пермское губернское земство заказало в мастерской Шутова несколько кресел для своих уездов. Эти кресла сегодня находятся в коллекциях музеев Березников, Соликамска, Перми. Копии и варианты шутовского кресла, выполненные другими столярами-резчиками с надписями - «Сделай дело – гуляй смело», «Написано пером — не вырубишь топором», тиражировались вплоть до начала ХХ в. Таких кресел в настоящее время насчитывается несколько десятков. Их можно видеть в музеях Архангельска, Москвы, Екатеринбурга, Рязани.

Приглашаем вас в музей

Выставка коллекции стульев и кресел Березниковского историко-художественного музея организована впервые. Она даёт возможность оценить разнообразие собрания музея, раскрыть ранее неизвестные пласты истории развития мебельного производства, возродить утраченные исторические события.

Отложите дела и составьте своё представление о необычной выставке. Часы работы музея.



Список записей
Работает на: Amiro CMS